Икона «Снятие пятой печати»

Распечатать
Икона Снятие Пятой Печати
Икона «Снятие пятой печати»

Чтимая в нашем монастыре икона «Снятие пятой печати» находится в левой части иконостаса древнего Владимирского собора. Икона уникальна, на ней изображены события, о которых повествуется в книге Откровения Иоанна Богослова, также известной как Апокалипсис, – единственной пророческой книги Нового Завета. Апокалипсис содержит изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира, здесь упоминается о таинственной книге с семью печатями, которые поочередно снимает Агнец, то есть Иисус Христос. Во время снятия пятой печати происходит молитва святых мучеников у Престола Божия об ускорении кончины мира и наступлении Страшного суда.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие» (Откр. 6: 9)

Апостол Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6: 9). Как видно из этого повествования, души праведников, пострадавших за Христа, находятся под алтарем Небесного храма, подобно тому, как и на земле со времен мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей святых мучеников. Молитва мучеников и праведников об ускорении кончины мира и наступлении Страшного суда объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном суде.

Царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия
Царственные страстотерпцы: император Николай II, императрица Александра,
цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия

На нашей иконе символом всех этих праведников и мучеников стали святые Царственные страстотерпцы: император Николай II, императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия. Икона «Снятие пятой печати» была написана еще до прославления царской семьи, и все они были изображены без нимбов, а их образы не были подписаны. После прославления святых Царственных страстотерпцев в 2000 году икона была завершена: иконописцы дописали нимбы и подписали образы.

Образ был написан еще до прославления Царской семьи: нам было важно молитвенно прочувствовать их подвиг

Наместник нашего монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский, рассказывал 17 июля 2016 года об истории создания нашей иконы так: «Порядка двадцати лет назад в только что открывшемся тогда Сретенском монастыре мы совершили первую Божественную литургию в эту ночь – в ночь убиения Царской семьи… И желание понять их и как-то молитвенно прочувствовать их подвиг – это желание было основой того, что в нашем храме появилась вот эта икона, которую мы назвали “Снятие пятой печати”. Тогда нельзя было изобразить Государя-мученика как святого, потому что он был не прославлен. Но мы взяли сюжет из Апокалипсиса “Снятие пятой печати”: когда ангел совершил это великое действо, таинственное для нас, то под Престолом Божиим тайновидец увидел души убиенных за свидетельство Божие. И именно это мы изобразили на нашей иконе, подписали – именно эту часть из Апокалипсиса, а потом смиренно ждали, когда совершится церковное прославление».

Владыка вспоминал еще следующую любопытную историю: «Я помню, как покойный, Царствие Небесное, Святейший Патриарх Алексий впервые, после того как мы эту икону здесь расположили, пришел к нам служить и вдруг, когда кадил солею, взглядом остановился на нашей иконе. Мы все замерли, потому что, конечно, это было не совсем по правилам, хотя вроде бы и по правилам. Святые мученики не были подписаны, но всем было понятно, конечно, кто это. И Святейший Патриарх Алексий так немножко крякнул и пошел, покадил дальше, потом спросил: “А что это у вас за икона?” Я ему подробно объяснил, что это за икона. Он сказал: “Ну, хорошо”. И через несколько лет состоялось прославление Царственных мучеников».

Владыка говорил еще: «Ведь что такое канонизация? Канонизация – это возведение в канон, то есть в правило церковное, уже существующего почитания святых. А почитание Царственных страстотерпцев, несомненно, существовало. Оставалось только Церкви признать законность этого почитания. И слава Богу, что наша Церковь совершила это великое деяние. Мы все сейчас даже не мыслим своего церковного существования без этих таких родных, таких близких нам, таких трогательных и таких мужественных, верных и совершенно непобедимых в своем смирении и вере великих святых».

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!


22 декабря 2018
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить