Ориентация: гаджет

Удивительно, как за какие-то 20 лет человечество совершило невероятный технологический скачок. XXI век можно с уверенностью назвать цифровым, поскольку развитие коснулось в основном информационных технологий. Конечно, труднее всего ориентироваться во всей этой цифровизации старшему поколению, в отличие от которого подрастающее поколение «щелкает» гаджеты, как семечки. В этом есть свои плюсы и минусы. О них и поговорим.

1.JPG

Детки в сетке

Помню, как знакомые поражались фактом, что их трехлетний ребенок научился разблокировать планшет, с которым никак не могли совладать их 50–60-летние свекрови и тещи. Современные дети будто рождаются с генетической способностью быстро адаптироваться к окружающему цифровому пространству. Конечно, подобные мысли выглядят антинаучно, но все же на каком-то интуитивном уровне понимаешь, что они содержат в себе рациональное зерно.

Несомненно, что подобным явлениям есть логическое объяснение. Однажды пришел навестить своего крестника-младенца и застал такую картину. Несмышленый малыш смирно лежал на диване на боку и внимательно смотрел по телевизору рекламные ролики. Родители заверили, что телереклама действует на него успокаивающе. Потом седативным средством с младых ногтей становится планшет с мультиками, после – сетевые игры. Затем мы удивляемся, что современные дети не могут сосредоточиться на словах родителей и так неусидчивы в школе.

«Свайпнутое» поколение

Преподаю «Основы православной культуры» в одной из частных школ родного города и за десять лет убедился в этом на собственном опыте. Внимание нынешних ребят из начальных и средних классов очень сложно удержать. Они привыкли бесконечно «свайпать» ленту соцсетей, сторисы, рилсы, шортсы, клипы и прочие тик-токи. Современному подрастающему поколению, словно чешется, надо на что-нибудь следующее переключиться. Меня спасали электронные презентации, где нужно как раз листать кадры.

Раньше этот эффект ученые называли клиповым мышлением. Сегодня это почти норма организации сознания молодого человека, который за короткое время должен сориентироваться в огромном океане информации. Проблема в том, что при такой организации памяти система знаний молодежи не являет собой цельную картину, в которой все на своем месте. Это мозаика из разрозненных пикселей информации, большинство из которых «битые». В этом убеждаюсь, общаясь со своими сыновьями-подростками. При дискуссии они вроде знают отдельные факты, но не совсем понимают с какой они «полки».

1.JPG

Внешний орган

Сегодня ученые и IT-эксперты утверждают, что личные смартфоны уже буквально встроены в наш организм. Мы засыпаем, а также просыпаемся с ними в руках, едим, принимаем ванну. По сути, гаджеты стали дополнительным внешним органом современного человека. Скажу даже больше – это шестой орган чувств, через который мы контактируем с миром и познаем его. Если хотите, третий глаз, третье ухо…

По сути, гаджеты стали дополнительным внешним органом современного человека

Для того чтобы понять это, достаточно однажды забыть свой телефон с интернетом дома. Через короткое время вы почувствуете, что в жизни что-то не так, что вы будто лишились чего-то важного. Это как для слабовидящего забыть очки, для глухого – слуховой аппарат, для хромого – трость и т. д. Здесь мы все ближе подходим к логике развития современных технологий, вокруг которой построена целая идеология, мировоззрение – трансгуманизм. Удивительно, но если разобраться, то технические революции в основном произошли в двух сферах: IT и биотех. Даже в российской национальной программе по цифровизации есть разработка интерфейсов «мозг-компьютер».

Отключение этики

Дабы избежать конспирологических теорий и футурологических прогнозов, давайте говорить об информационных технологиях в настоящем. Наверное, уже лишним будет говорить, что эти самые технологии серьезно на нас влияют, простые примеры чего я привел выше. Понятно, что если человек долго не может заснуть, подсвечиваемый экраном своего смартфона, то у него не выработается достаточное количество мелатонина, что чревато недосыпом и бессонницей. Но все-таки хотелось бы подробнее остановиться на их духовно-нравственном влиянии.

Помню, меня жутко поразил тот факт, что при падении самолета возле трассы или во время автокатастрофы многие люди спешат не на помощь возможным жертвам, а достают свои телефоны с камерами. Причем похоже, что подобное происходит инстинктивно. Яркий пример произошел в  Амурской области, возле одного из городов которой в местном водоеме тонул мальчик. Тонул на людях, под прицелом камер тут же вынутых смартфонов. Только единицы бросились на помощь. Этические нормы отключаются напрочь. Получается, что в какой-то мере цифровизация стимулирует бесчувствие.

Незащищенная категория

Очевидно, что в этой ситуации самой незащищенной категорией является молодежь, которая по статистическим данным больше доверяет информации в интернете, чем аналоговым средствам массовой информации. Уже не говорю о том, что сегодня они быстрее взрослеют в социальном плане, поскольку теперь у них через телефон есть доступ не только к возвышенным вещам, но и ко всем низовым уровням человеческой жизни. 

Похоже, что есть два основных пути противодействия негативным последствиям. Если пойти по пути установки на гаджеты ваших отпрысков шпионских отслеживающих программ, то вы получите от них только недоверие и обиду. Особенно когда дети уже подростки. Другими словами, контролировать контент, который потребляют ваши чада, более-менее уместно лет до 11–12. Позже читать их переписку или смотреть историю просмотров и поисков – это для ваших детей сродни предательству и подлости. Даже если вы руководствовались родительской любовью. О втором пути речь пойдет ниже.

Защита от взлома

На мой субъективный взгляд, в первую очередь семья должна стать площадкой для неформальных дискуссий, где каждый член имеет право быть выслушанным, а не осмеянным и обруганным. Чаще общайтесь с детьми вживую на разные темы, старайтесь уважительно относится к их мнению, даже если оно раздражает, не давите авторитетом, убеждайте здравыми аргументами. Устраивайте вечера семейного чтения, дни настольных игр, выезды на природу, экскурсии. Делайте что угодно, чтобы дети не боялись разговаривать с вами откровенно. 

Чаще общайтесь с детьми вживую, старайтесь уважительно относится к их мнению

Также убежден, что рано или поздно в школах должны появиться уроки КОД – критического осмысления действительности. Они нужны для того, чтобы наших детей не «взломали» через деструктивный контент. С первых классов их нужно учить тому, как отличить полезную информацию от вредной; как не попасть под влияние всевозможных интернет-мошенников; как отличить фейк от правды и многому другому. Пока этого нет в школьной программе, проводите профилактические беседы дома. И, конечно, молитесь за них, стимулируйте их участие в Таинствах. Там, где человек недосмотрит, Бог скорректирует.

1.JPG

Информационная аскетика

А как быть со взрослыми? Ведь у нас тоже есть свои зависимости и соблазны, связанные с нашими родными гаджетами. Практикуйте дома информационную гигиену. Об этом сегодня говорят многие признанные эксперты в сфере информационных технологий. В христианской аскетической практике это называется воздержанием. Организовать это необходимо с помощью создания точек привязки в вашем распорядке дня. Например, у верующего человека это пробуждение и отход ко сну, прием пищи – все они сопровождаются молитвой. Можно использовать их и для информационной разгрузки. Например, вы даете себе зарок, что не будете прикасаться к телефону за час до сна и не возьмете его час после сна, а также не будете листать новости во время еды. Кроме этого, разгрузить можно даже целый день, к примеру, воскресенье, когда христианин посещает храм. Для того чтобы вас не беспокоили всевозможные уведомления, в каждом телефоне есть полезная функция, которую называю «ближе к Небу». Она отмечена логотипом в виде самолета. Включаете авиарежим и спокойно посвящаете свой день Богу и ближним.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить