«Победа. Защитникам Отечества посвящается»

Бывает, что на большой выставке присутствуют сильные работы, за них можно зацепиться, но в целом общее впечатление возникает безрадостное. А бывает наоборот: несколько неудачных произведений никак не влияют на общий уровень, особенно если он такой, что не может не восхищать. Последнее относится к Международной выставке «Победа. Защитникам Отечества посвящается», которая открылась в Выставочных залах Союза художников России в Западном крыле Новой Третьяковки. Она, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, просто не могла быть иной.

1.jpeg

Творческая преемственность, связь поколений на этой выставке представлена особенно зримо. Рядом размещены работы мастеров старшего поколения, которых уже нет в живых, их учеников и учеников учеников...

По-особенному воспринимаются работы художников-фронтовиков, они изображали не что-то, прочитанное из книг, изученное. В их произведениях – личное знание о войне, о цене Победы. Это знание жило в них и спустя десятилетия после, и они, каждый по-своему, переводили его на художественный язык. Вот, например, «Восход» Георгия Москалева, где восход – не радостное начало светлого дня, а новый тяжелый день войны, продолжение всех тех тягот, что несут на своих плечах изображенные в правой части работы люди. Георгий Николаевич – Герой Советского Союза, высокое звание он получил за выполнение сложнейшей боевой задачи, за личные мужество и героизм, проявленные при форсировании Дуная в ночь с 4 на 5 декабря 1944 года.

2 (1).jpg
А. Тяпушкин. «Старший командир взвода»

Еще один художник, Герой Советского Союза, чьи работы представлены на выставке, – Алексей Тяпушкин, воевавший еще в Финскую и закончивший войну уже в Берлине в мае 1945 года. Его работа, которую можно увидеть в экспозиции, написана тогда же, победной весной, – «Старший командир взвода. Май 1945». В портрете, в общем его строе, прочитывается и радость Победы, и то, что за ней стоит. Последнее можно прочитать в глазах, во взгляде командира, совсем молодого человека. В этом взгляде – серьезность и скорбь от всего пережитого.

Вообще работы (карандашные наброски, живописные этюды), сделанные там, на войне, трогают до кома в горле. Ведь с них на нас смотрят живые, настоящие люди в том самом моменте времени, со своими характерами, индивидуальности. И ты представляешь, как художник, когда выдавалась возможность отдохнуть, рисовал своих товарищей...

Работы, сделанные там, на войне, трогают до кома в горле

Среди многочисленных карандашных набросков в экспозиции – рисунок Василия Алдашина «Гвардии старший лейтенант Кузьмин Федор», 1944 года, Виктора Цигаля «Гвардии старший сержант А. Н. Теплов», Валентина Зимина «В. А. Иванов», 1942 года. Валентин Валентинович Зимин погиб в октябре 1943 года во время боев под Харьковом.

«Сделай фото», – просили в минуты затишья и сослуживцы Сергея Петровича Ткачева, старшего из творческого дуэта братьев Сергея и Алексея Ткачевых. Тогда он брал карандаш и рисовал их. Как-то разведчики достали немецких красок, и Сергей Ткачев сразу принялся делать живописный портрет одного из разведчиков. Но на выставке представлены не фронтовые наброски Сергея Петровича, который воевал, был тяжело ранен, а их с братом дальнейшее осмысление в масштабных работах темы Великой Отечественной. К ней они возвращались много раз, трактуя ее не через батальные сцены, а через конкретные образы людей – тех самых, что выстояли, победили. Фронтовики вообще нечасто изображали батальные сцены, видимо, оставив это для художников последующих поколений. Для них все было слишком близко, слишком болело... В экспозиции можно увидеть работу Ткачевых «Прости-прощай, родимый дом», 1984–1988 гг. Здесь не раз встречающаяся у художников композиция: большую часть изобразительного пространства занимает уют родного дома, а дальше – открытая дверь, туда, в бескрайность, куда предстоит выйти отцу, чтобы идти дорогами войны, защищать родную землю.

3.jpg
С. Ткачев, А. Ткачев. «Прости прощай родимый дом»

Ефрем Иванович Зверьков прошел всю войну и однажды, после очередного страшного боя (хотя разве бывают нестрашные бои?), оглянулся вокруг, увидел прекрасную природу и те последствия, что нанесло ей недавнее сражение, и пообещал себе, что, если выживет, будет писать только красоту. И писал – пронзительные, лирические пейзажи, в которых всегда – красота родной земли, красота Богом созданного мира.

Общая концепция выставки – показать не только войну, но и мир, ради которого воевали, который защитили, спасли все те, кто участвовал в Великой Отечественной. Оттого так естественно, так правильно смотрится на выставке работа «Тишина», 1967 г. Александра Лактионова, автора знаменитой картины «Письмо с фронта». В ней – ярко-зеленые, радостные, поющие цвета. Зелень лета, спящий ребенок в коляске, молодая мать, уходящая вдаль дорога. Вся картина – гимн жизни, жизни, которая чуть более 20 лет назад со дня написания картины была в опасности…

4.jpg
А. Лактионов. «Тишина»

В экспозиции присутствует и известная пронзительная работа Андрея Горского «Без вести пропавший. 1946 год», 1965 года, где пейзаж оказывается созвучным чувствам героев.

В картине Григория Цыплакова-Таежного «У окна в холодной избе», 1991 года, нет войны, но очень точно передано ощущение мира, воплотившегося в передаче деревенского дома, его особой Вселенной, с настенными часами, керосиновой лампой, конечно же, иконами в красном углу.

Монументально, глобально решает образ участника Великой Отечественной Виктор Иванов в картине «Ветеран Отечественной войны К. Н. Пронкин», 1987 г. На ней – незрячий ветеран с палочкой, за которым бескрайние просторы родной земли, отвоеванные, в том числе и им лично.

5.jpg
Г. Цыплаков-Таежный. «У окна в холодной избе»

Сергей Гавриляченко вновь и вновь трактует тему войны, изображая своего отца-фронтовика. Тот был артиллеристом, отсюда и название работы, представленной на выставке, – «Бог войны. Отец», 2025 г. У художника есть более ранняя работа с похожим названием, где дается портрет отца в форме в полный рост, после сражения. В новой работе художник приближает, увеличивает лицо, делая оплечный портрет, стремясь сквозь время разглядеть и запечатлеть дорогие черты, сказать «спасибо». Потому такая ощутимая, плотная живопись.

«Вокзал 1941», 1967–1981 гг. Ивана Новикова передает будничность происходящего, будничность беды. Даже огромные окна, занимающие большую часть работы – не выход в пространство природы, радости, как это бывает в других живописных произведениях. Ведь вокзал дает хоть какое-то подобие уюта, быта. Но, глядя на солдат, которые уходят на наших глаза туда, в пространство улицы, в пространство войны, мы понимаем, что уют этот очень непрочен.

6.jpg
И. Новиков. «Вокзал 1941»

Многозначна выразительная картина Алексея Суховецкого «Скованный», 2015 года. Образ, представленный на ней, можно трактовать и как боль последствий войны, которая не стихает: дерево проросло в железных путах, следах боев, и успело засохнуть. Но ничего не забывается...

Художник словно выхватывает своего героя – солдата из войны – и помещает в пространство мира, спокойное, прекрасное, светлое
7.jpg
Е. Прудникова. «Привал»

Темы кратковременного затишья среди боев касается Елена Прудникова в картине «Привал», 2010 года. Художник словно выхватывает своего героя – солдата из войны – и помещает в пространство мира, спокойное, прекрасное, светлое. Над ним – голубое небо, сухая светлая трава словно защищает, окутывает, хоть на какие-то мгновения.

Схожие мысли вызывает и работа Яны Патокиной «Время мотыльков», 2020 года. Из темноты выступает фигура солдата, держащего в руках лампу, и кружащиеся вокруг лампы, садящиеся на руку мотыльки – красота и ценность мира – мгновение жизни на войне.

Сильную работу представила Мария Пак – «Салют Победы», 2025 года. Здесь мы видим в арке дома, решенного в чем-то графично, мыслящегося объемной рамой, – цветное небо, окрашенное салютами, и двух пожилых людей, скорее всего – мужа и жену, они словно включены, вписаны в контекст праздника. Но салют виден и с другой стороны, он отражается в некоторых окнах домов – снова подчеркивается общая включенность в праздник. Он воспринимается одновременно интимным, личным, важным для каждой семьи и общим для всей страны.

8.jpg
М. Пак. «Салют Победы»

О неблагодарности потомков, о неумении сохранять то, что оставили нам в наследство, – работа Ивана Кугача «Уничтоженный завод», 2019 года. Все пространство работы – это кирпичная стена с памятной доской, из которой следует, что на этом заводе до войны работал Герой Советского Союза, погибший в годы Великой Отечественной; и разбитое заколоченное окно. Осколки стекол буквально пронзают сердце зрителя, но деревце в левом углу, хоть тонкое, с желтоватыми листьями, все-таки внушает надежду.

9.jpg
И. Кугач. «Уничтоженный завод»

Память о Великой Отечественной никуда не уходит, это не просто страничка в учебнике, это живая боль и живая благодарность всем защитникам, всем, кто работал в тылу. Работа Юрия Быкова «Мираж», 1982 года – об этом. Вдруг в современной реальности в окно большой машины – фигуры беженцев военных лет. Кажется, само пространство напоминает о них, рождает образы.

Не только у художников-фронтовиков, вообще на выставке мало сцен сражений, зато много человечности, глубокого личного отношения.

Есть там, правда, примеры того, как нельзя, по моему убеждению, говорить о войне. Речь о некоторых больших работах, в которых не просто присутствует гламур, он доходит до китча. Но они не особенно воздействуют, ведь, скользнув взглядом, можно вернуться к настоящему искусству, к работам великих – Андрея Горского, Валентина Сидорова, Виктора Иванова, Аркадия Пластова, Сергея и Алексея Ткачевых и к тем художникам, что идут за ними. В целом, повторяю, выставка сильная и цельная, и в ней очень по-разному, в разных жанрах и видах искусства широко раскрывается тема защитников Отечества.

***

Выставка работает по 25.05.2025 г. Москва, Крымский вал, 10.

Выставочные залы Союза художников России, Западное Крыло Новой Третьяковки, 4 этаж.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить