Развод как авария в духовной жизни и тяжелый грех

Статистика разводов в России печальна: распадается 8 из 10 браков, по этому показателю наша страна занимает третье место в этом печальном рейтинге. Распадаются и браки, в которых супруги прожили не по одному десятку лет, разводятся и те, кто только-только создал семью, разводятся бездетные и многодетные, разводятся атеисты и те, кто ходит в храм, приступает к таинствам… В чем причина столь удручающей ситуации, какова роль Церкви в целом и приходского священника, к которому супруги приходят за советом, рассуждает иерей Георгий Фирсов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Отец Георгий как раз занимается вопросами семьи на приходе. 

Церковь на страже семьи 

– Отец Георгий, формат современной семьи, как мне видится, далек от задуманного Господом. Все чаще мужчина лишь называется главой семьи, но формально вся власть в руках женщины, большинство вопросов решает она, большинство проблем лежит на ее плечах. Но ведь это изначально неправильная позиция!

– Да, приходится констатировать, что у нас совершенно не патриархальное общество. И в этом отношении советский период нанес такой урон, что словами не передать. Как правильно? Дедушка, когда он стареет, передает полномочия отцу, и отец становится главой семьи. Он – глава, командир отдельно взятого подразделения. Он не только командир, он не только капитан корабля, он еще и ответственный за семью, он должен ее любить, как Христос возлюбил Церковь. Где это проповедуется сейчас? Я молчу про сериалы, про фильмы – там творится совершенный ужас. Назовите мне хотя бы одного российского режиссера, который бы снимал фильмы, чтобы проповедовать традиционные ценности. И чтобы это были фильмы без пошлости, без убийств… К слову, такие фильмы не заработают миллионы. Скорее всего, они не будут популярны. 

1 (9).jpg
Иерей Георгий Фирсов

Почему, допустим, приняли закон о запрете пропаганды чайлдфри, а развратный образ жизни пропагандируется? Где здесь вообще Год семьи, где защита семьи? Почему не говорится об ответственности перед семьей? Почему не говорится о роли отца в семье? Нельзя полноценно воспитать ребенка, девочку или мальчика, особенно мальчика, без отца. Отец – это человек, которому Богом дана власть быть проповедником в семье. Он должен быть руководителем, наставником, человеком, за которым идет семья.

Все законы, вся судебная практика – все для того, чтобы облегчить жизнь женщине. Когда я прочел новость о том, что хотят увеличить срок выплаты алиментов до 22 лет, я понял, что в будущем нас ждет огромный процент мужчин, которые вообще не захотят жениться и будут обходить женщин стороной. Потому что вступать в связь с женщиной, тем более жениться на ней – это чревато, потом полжизни платить. У мужчин возникает страх, что закон на стороне женщин. 

Почему при разводе дети должны оставаться с мамой? Этот вопрос для меня открыт, и я не могу на него ответить. Дело в том, что я знаю массу ситуаций, когда женщина, вступив в неподобающую связь, уходит к этому мужчине, уходит от отца своих детей, и суд на стороне этой женщины, он оставляет с ней детей. Почему так происходит? Неужели мы не можем рассматривать в судебной практике каждое дело отдельно? Я знаю нескольких отцов, которые достойно воспитывают своих детей. Но закон на стороне женщин. Мужчины боятся вступать в брак. Дело в том, что, вступив в брак, мужчина берет на себя ответственность. И он должен эту ответственность нести. 

Если государство желает, чтобы семья не деградировала, то нужно сделать все, чтобы каждую ситуацию в семье рассматривали индивидуально. Мне кажется, что нужно максимально усложнить процедуру развода, чтобы даже желания развестись не возникало. 

– Как Церковь должна реагировать на то, что происходит с институтом семьи? И имеет ли она право регулировать семейную жизнь? 

– Что касается Церкви, я не берусь говорить за всю полноту православия, но считаю, что на отдельно взятом рубеже твоей ответственности, на твоей погранзаставе ты можешь навести порядок. Если ты священник, служишь на приходе, ты можешь денно и нощно говорить о сохранении семьи, говорить, что развод – это тяжелый грех. После того как Ева согрешила, Господь не дал вместо Евы Адаму Катю, Таню, Свету или Наташу. Сказано, что мужчина и женщина становятся одним целым, которое разрушить невозможно. Почему грех развода– это противоестественное явление? Потому что оно направлено на разрушение человеческого естества. Это же трагедия. Люди в основной массе, когда с ними разговариваешь на семейные темы, понимают, что это ненормально. У Бога был замысел, что у мужчины должна быть одна женщина по жизни. И у женщины должен быть один мужчина во всех смыслах. Господь желает нам добра, Он не может заповедовать нам то, что нам неполезно. И много женщин не должно быть. Это противоестественно, плохо, это неправильно. И много мужчин – это очень неправильно. Господь Иисус Христос говорит, что муж и жена – это одна плоть. 

Есть ли причины для разводов? 

– Самый частый ответ на вопрос о причинах развода звучит так: не сошлись характерами. Но Господь говорит, что только прелюбодеяние может послужить поводом для расторжения брака. Получается, что все, кто разводятся не по причине этого греха, сами совершают грех, преступая закон Божий? 

– Я с 2011 года служу в Русской Православной Церкви и не видел практически ни одной серьезной причины для развода. Каждая ситуация должна проговариваться со священником. Слава Богу, я вижу, что многие священники готовы костьми лечь, только чтобы супруги не развелись. Нужно очень много уделить внимания людям, которые в такую ситуацию попали, и сделать все, что ты можешь, молиться, родителей просить, чтобы они молились, но только чтобы дело не дошло до развода. 

2 (12).jpg

У нас такие ситуации на приходе были, когда пара хотела расстаться. Муж сказал, что хочет оставить жену с ребенком. И тогда молится ее духовник, молится его духовник. Жена, допустим, приходит ко мне на беседы, на исповедь, а муж в свой храм ходит. И везде им говорят, что невозможен второй брак, это страшная авария будет. И как-то человек вразумляется, выправляется с Божией помощью. Родители молятся, священники молятся. Задача священника – дать понять, что место своего мужа или своей жены занимать нельзя.

Задача священника – дать понять, что место своего мужа или своей жены занимать нельзя

Если ты живешь по закону Божиему и знаешь, что есть Господь, есть Священное Писание, то ты должен понимать, что есть такой закон. Если ты готов принять, если ты это место не занимаешь другим человеком, то, возможно, все можно вернуть. Да, может быть, вы уже не будете, как те 18-летние влюбленные прыгать по тенистой аллее, держась за ручку. Да, вы прошли какой-то путь, может быть, муж уже пытался где-то еще что-то построить, ты его простила, ты его принимаешь, и так далее.

Это сродни возвращению монаха в монастырь. Не может монах, ушедший из монастыря, построить счастье где-то в миру. Этих людей даже не венчают, эти браки не признают, этих людей раньше даже не хоронили на общем кладбище. Человек, который ушел из монастыря, не может создать благополучную, хорошую семью. Я, к сожалению, такие примеры знаю. И покаяние монаха – это возвращение в монастырь. Не родить как можно больше детей, не построить космодром, не заработать миллиард долларов – это противозаконное послушание. У него было послушание быть в монастыре, а он пытается взять на себя ношу, которую ему Бог не благословлял. Он дал обет Богу. И он должен вернуться, это его покаяние – вернуться в монастырь. И хорошо бы, конечно, чтобы в семьях, которые распадаются, супруги возвращались к своим вторым половинкам, но для этого не нужно удаляться друг от друга еще на один шаг.

Когда люди расходятся, один делает шаг в сторону, другой начинает свою жизнь устраивать, и так они постепенно удаляются друг от друга. Хотя я знаю ситуацию, когда люди, имея троих детей во второй, в третьей семье, возвращались в первую семью.

– Знаю некоторые семьи, которые женились-разводились по несколько раз, но в основном люди находят себе других супругов…

– Приведу в пример одну реальную историю. Жена изменяет супругу на протяжении 10 лет, муж пытается простить ради детей, уходит, приходит… Потом она возвращается, сходит с ума в прямом смысле этого слова, поправляется до 180 кг, превращается в инвалида, ее жалко до слез. И он, осознав то, что не просто так это в жизни произошло, учится быть за нее ответственным. Женщина со своей стороны начинает духовную работу, приносит покаяние в грехах. Через восемь лет, когда они примирились, когда они стали воцерковляться, причащаться, Господь воздал им за эти труды. Супруги стали с трепетом относиться к друг другу. Он стал за ней ухаживать и довел эту ситуацию до конца, донес свой крест до конца. Они покаялись, примирились, и она умерла. Этот мужчина воцерковился через эту историю. По-моему, красиво, да?

В Священном Писании содержится строгий запрет к разводу, кроме как по причине греха блуда. Но, опять же, есть ситуации, когда человек кается и возвращается в семью, я такие ситуации знаю. Это перерождение, это покаяние, и вторая сторона принимает исправившегося. 

3 (9).jpg
Кранах Л. «Адам и Ева в саду Эдема», 1530 г.

Блуд – это же блуждание. Здесь не получилось – туда пойду. Иисус Христос говорит: «Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5: 33). Если об этом говорить людям, то люди начинают слышать. Мужчина, который женится на разведенной женщине, становится препятствием для возвращения этой женщины в первую семью. Второй и третий брак – это все-таки уже битая, крашеная машина, восстановленная, которая будет намного хуже работать, чем первая. Господь создал именно таким образом, что был один Адам и одна Ева, и они стали именно одной плотью, и это есть правильный путь, который указал Господь, чтобы каждый из них со спокойным сердцем мог в конце жизни сказать, что кроме этой женщины или кроме этого мужчины, мне никто не нужен был. Когда ты любишь человека, тебе никто другой не нужен. Это и есть красота! 

Когда ты любишь человека, тебе никто другой не нужен. Это и есть красота!

– Сейчас это правило скорее стало исключением…

– Мне, к сожалению, приходится встречаться с тем, что люди попирают каноническое право, закон Божий и пытаются найти свое человеческое счастье. Как священник я должен объяснить, что вне Бога невозможно быть счастливым. Очень тяжело идти против Бога, и, скорее всего, это все разрушится. Если мужчина приходит ко мне и говорит, что хочет развестись с женой, я отвечаю так: «Я тебя на это благословить не могу. Я, конечно, буду любить, уважать тебя, принимать, но поддерживать я тебя не могу. Я должен всегда говорить тебе, что твое покаяние, как мужчины, – это найти причину и вернуться в семью».

Еще 50 лет назад об этом не говорилось вслух, было и так всем понятно, что бросать жену с детьми нельзя. Да, были разводы, но не в таком количество. Было стыдно развестись. А сейчас не стыдно, даже наоборот. Если эту тенденцию не остановить то, к сожалению, не факт, что не придется через 10–20 лет отговаривать людей от сожительства в однополых союзах. Мне говорят, что этого не может быть в России, у нас закон Божий, люди верующие. Но дело в том, что дьявол расцерковляет людей постепенно. Сначала была дарована свобода в половой сфере. Потом дьявол подкинул женщине идею, что она круче мужчины, и все стало переворачиваться с ног на голову. Потом дьявол разрушает семью мыслями, что первый брак – это ошибка, а во втором все наладится. Нет, не наладится, если ты пошел против закона Божиего. 

– Есть реально работающий механизм, который позволяет людям оставаться в браке, в котором уже немало дров наломано, обид нанесено?

– Я не отвечаю за епархию, я не отвечаю за храм, я даже не настоятель. И если меня спросят, что бы я сделал для того, чтобы минимизировать процент разводов, допустим, на отдельно взятом приходе, то я знаю ответ и потихонечку пытаюсь это сделать. Есть определенные законы в духовной жизни, касающиеся брака, которые работают. Не будет крепким брак, если женщина пытается вставлять палки в колеса своему мужчине. Такая женщина не любит его, она его унижает. Если мужчина ведет себя как женщина – это плохо. Так Бог не заповедовал, все наоборот должно быть. Господь Бог дал мужчине благословение быть главой семьи, быть проповедником, маленьким патриархом в своей семье, возделывать рай, созидать мир, учить, наставлять, быть примером. Это мужчина, он впереди должен идти. И это благословение действует. Женщина – это хорошая, добрая, любящая помощница, которая верит в своего мужа, и он ее ведет. 

Выбрал в супруги не того человека? 

– Распадается много семей, когда женятся совсем молодые люди, когда выбирают не умом, а скорее зовом плоти, когда за любовь принимают влюбленность. Гормоны успокаиваются, ум трезвеет, и ты видишь рядом с собой абсолютно чужого человека.

– Да, девчонки жалуются, что до брака это был совсем другой молодой человек, что ты его совсем не знала, что это была ошибка. Так вот я хотел бы подчеркнуть, что это не ошибка, это то, что ты выбрал, и то, к чему ты не был готов. Это несданный экзамен. Это ты не подготовился, ты не знал, что такое брак, у тебя неправильные вводные данные были. Это не проехали и забыли. Это не проедешь. Есть закон Божий, и его не отменить. К Богу на своих условиях приходить нельзя, нужно постараться услышать, чего хочет от тебя Господь. 

4 (8).jpg

Придя в храм Божий, женщина должна доказать, что в ее жизни есть Господь Бог Иисус Христос и что она верит в Священное Писание. И должна она это показать через послушание Богу в семье. Женщина, которая сформировалась неправильно, которая не имела уважения к отцу или к брату, может быть, ей позволяли кричать на отца или громко чего-то требовать, она вела себя в юности развязно, в итоге такая женщина и выбирает мужчину, которым можно командовать. Это предсказуемый выбор. Скорее всего, в этой семье оба будут несчастны.

Человек формируется на протяжении всей жизни. Христианство – это постоянное движение. Ты идешь либо со знаком минус, либо со знаком плюс, не может быть вода стоячая – это болото. Если семейный человек воцерковляется, то воцерковляться можно именно через семью. Я бы, наверное, все-таки обратил внимание на воцерковление детей, на воцерковление женщин, мужчин через роль отца. Отец должен присутствовать в семье не только финансово. 

Отец – это глава семьи, он должен палки строгать, как мы с сыном строгаем. Мы вместе с сыновьями ходим на рукопашный бой. Не просто я туда сыновей отправил, а я должен сам туда тоже иногда ходить, заниматься, показывать им пример. Я хочу, чтобы из сыновей выросли мужчины. Я хочу, чтобы они сформировались правильно, и для этого я им постоянно говорю о том, что мужчина – это прежде всего ответственность. 

Выйдя замуж за неответственного мужчину, женщина делает этот опасный выбор сама. В современном мире существуют два мифа. Первый – это то, что брак предназначен для удовольствия, земного счастья, красоты, удовольствия. А второй миф, который вытекает из первого, – что если ты не получил счастья в браке, то это ошибка и этот брак можно прекратить. Это не библейская точка зрения. Этим двум мифам противоположны два здравых учения: брак дан нам для духовного роста, и если мы от этого пути отказываемся, например, разводимся, бросаем супруга, то получаем несданный экзамен. 

Брак – это не поиски земного счастья, брак – это колоссальный труд. Радостный, но тяжелый труд, как тренировка, после которой ты устал, но ты видишь приятные плоды своих трудов. Апостол Павел говорил, что брак – это скорби по плоти. Это большая радость, когда у тебя есть семья, когда у тебя есть дети, когда они выбегают тебя встречать после работы, это все здорово, но при этом это еще и колоссальная ответственность. Это постоянный выход из зоны комфорта. Это постоянный труд, труд над собой прежде всего. 

Брак дан нам для духовного роста. Это не поиски земного счастья, это колоссальный труд

 – Проще оставить надоевшее, ненужное, неудавшееся и попытаться создать что-то новое, правильное. Зачем сохранять то, что изначально было с изъяном? 

– Если человек решил развестись, он заболел. Как сказал моему другу-священнику мужчина, которого бросила жена, если одна половина сошла с ума, вторая должна стать в два раза лучше. Развод – это авария. Страдают дети, страдают взрослые. Они создают какие-то неправильные браки, вторые, третьи, десятые. Это же колоссальный по всем фронтам удар по детям. Почему папа, которого я люблю, не живет с моей мамой, которую я люблю? Почему папа стал искать какую-то женщину, и у него там ребенок родился, и он про нас забыл? Нужно жить со своей семьей, и нужно все радости и невзгоды переживать со своей семьей. Это и есть библейская позиция.

 А искать где-то счастья на стороне, бросать свою семью, это не библейская позиция. Я не позволю, чтобы чужой мужчина воспитывал моих детей – это, по-моему, мужская позиция. Это как раз ответ того мальчика, который сформировался правильно, как мужчина. 

Ты можешь пройти почти весь путь и упасть перед финишной прямой. Кому легче идти по жизни: человеку, который не знает других женщин, кроме своей жены, и она не знает никого, кроме своего мужа, или человеку, который был в браке много раз и у него было много греховных связей? Конечно, такой человек может покаяться, Господь его простит, если это покаяние будет искренним. Но ему с таким опытом тяжелее будет идти по жизни. 

Мужчина становится мужчиной, когда понимает, что такое ответственность. Мужчина становится мужчиной через жизнь с женщиной, через ответственность за женщину, через ответственность за семью, за детей. Нужно помнить, что мужчина в семье – это не только муж, но еще и отец. Он отец не только детям, он отец даже жене. Это прообраз Отца Небесного, Который может и принять, и простить, и направить, и научить.

Беседовала Наталья Рязанцева

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить