Симфония Великого поста

Как чудесно наше православное литургическое движение по Триоди Постной: от подготовительных недель через Великий пост к Страстной неделе и к Пасхе; оно не только представляет собой величайшую историю из когда-либо рассказанных, но также похоже на исполнение музыкального шедевра.

Фото 1.jpg

Помню, как на одной репетиции, в которой я участвовал, дирижер, резко остановив всех, стукнул палочкой, топнул ногой и сказал: «Вы не следите за мной! В партитуре стоит lentando!»

Музыкальный термин «лентандо» означает «замедлять». Мы замедляем темп музыки, чтобы создать задумчивое, созерцательное и даже торжественное настроение. Это особенно используется в музыкальных произведениях для усиления характеров персонажей, а также для того, чтобы по мере развития произведения дать возможность зрителям обратиться к своим жизненным трудностям и внутренним конфликтам.

Термин «лентандо» в значительной степени перекликается с прохождением через Великий пост. Сейчас наступает время замедлиться, скорректировать темп нашей повседневной жизни с лихорадочного, который поглощает нас, на более созерцательный, побуждающий к внутренним размышлениям и самосознанию. Сейчас настало время серьезно задуматься о нас самих: что тянет нас вниз и что помогает подняться.

Фото 2.jpg

Великопостное настроение, создаваемое сдержанными и торжественными богослужениями с их чтениями, песнопениями и поклонами, – все это выявляет, что в нашей жизни есть острая потребность в каком-то серьезном замедлении. «Лентандо», однако, должно быть не застойным, а динамичным, закладывающим фундамент, на котором можно строить, прокладывающим дорогу для грядущего. 

Сейчас наступает время замедлиться

С музыкальной точки зрения за ним обычно следует вариация andante calmo, что переводится буквально как «идущий спокойно». Проявив черты персонажей, замедлившись до разумного, управляемого темпа, произведение теперь принимает и поддерживает темп, который позволяет ему разворачиваться.

Наше путешествие через первые недели Великого поста также предполагает, что предпостовая подготовка достаточно помогла принятию определенного ритма молитв и пищевого воздержания. Вечерня Прощеного воскресенья призывает нас: «Постное время светло начнем». Нынешняя «спокойная ходьба» теперь включает в себя и allegretto («аллегретто») – оттенок радости.

К третьей Великопостной неделе, когда посреди храма воздвигается святой Крест Господень, наша музыкальная партитура помечается как poco a poco accelerando, что означает «ускоряться, набирать понемногу темп». Это ускорение происходит не только ради неких острых ощущений, но и потому, что желаемый пункт назначения медленно появляется в поле нашего зрения.

Фото 3.jpg

И вот музыка ускоряется, она захватывает вас за собой, и наступает crescendo («крещендо») – «нарастание», необходимое для того, чтобы подчеркнуть неизбежный решающий момент всего произведения. «Крещендо» – это движение к моменту, который подготавливает аудиторию к переживанию и восприятию кульминации всей музыкальной истории, когда голоса поющих и оркестр коллективно проявляют свои индивидуальные таланты на таком уровне, чтобы раскрыть и донести историю до слушателя.

Христос, плачущий у гроба Лазаря, а затем приказывающий ему выйти из гроба через четыре дня, является (по крайней мере для меня) великим «крещендо»!

Фото 4.jpg

Во время Страстной недели каждый день представляет собой «симфонию в симфонии». Подобно актам пьесы, каждый из которых строится на предыдущем, они будут отмечены музыкальной пометкой presto, что буквально означает «очень быстро».

До этого момента великопостной симфонии все готовило аудиторию не просто к пассивному наблюдению, но и к соучастию и вступлению в кульминацию истории. Все вариации темпа, динамики, настроения, гармония звуков, музыканты, полностью отдающие себя в жертвенном служении для достижения желаемого конечного результата, – все ресурсы были пущены в ход и теперь готовы развернуть главное послание произведения в своем зените.

Великопостная симфония готовит к соучастию и вступлению в кульминацию истории

Существует много музыкальных терминов, которые следует учитывать применительно к Великой и Святой Пасхе. Мой выбор был бы vivace – жизнерадостный, радостно-безудержный, восторженный, буйный, живой! Это очень хорошее слово для описания нашего празднования славного Воскресения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа!

Фото 5.jpg

Если же, пройдя через различные этапы, движения и элементы партитуры Великого поста, вы дойдете до конца и не сможете почувствовать vivace при провозглашении «Христос воскресе», значит, вы просто не слушали и не следили за музыкой.

Мир продолжает свое безумие в бешеном темпе, без какой-либо сюжетной линии, правды, морали и конкретного места назначения. Такое множество угрожающих и ужасных событий, происходящих в наши дни, является лишь последним трагическим напоминанием о хрупкости и греховности этого мира. Но симфония Великого поста вовлекает нас в главный шедевр Божьей миссии для жизни мира и его спасения.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Orthodox Church in America

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить