Вознесение – это не утрата Бога, а призыв к восхождению в Его Царство

Проповедь на Вознесение Господне

1.jpg

Вознесение – это не утрата Бога, а призыв к восхождению в Его Царство. Проповедь иеромонаха Лавра (Архипова) на Божественной литургии 25 мая 2022 г. (Продолжительность 0:07:05 мин, размер 6. 8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, праздник Вознесения Господня необычный, его мотив – это разлука, а значит, грусть, но смысл его – это радость. Сорок дней Воскресший Спаситель был на земле со Своими учениками, Он являлся им, учил и проповедовал. Апостолы знали, что такая радость не будет вечной – Спаситель Сам предрек разлуку. И вот настал день, когда Господь заповедал Своим апостолам не отлучаться в ближайшие дни из Иерусалима, но ждать другого Утешителя – Духа Истины. Затем все вместе они вышли из города на гору Елеон, по пути Христос рассказывал об устроении Своей Церкви на земле, на вершине же горы Спаситель разъяснил апостолам, в чем будет их главное предназначение: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудеи, и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Затем Иисус благословил всех учеников, и апостолы стали свидетелями необыкновенного чуда – Господь начал подниматься от земли и светлое облако скрыло Его от всех взоров. 

А что же ученики? Евангелист Лука пишет, что они поклонились Христу и возвратились в Иерусалим с великой радостью. Разлука обернулась торжеством, надеждой для всего человечества, началом строительства Церкви земной. Ее столпами предстояло стать апостолам. Вознесшись на небо, Христос по Собственному обещанию невидимо всегда находится на земле, среди верующих в Него. Церковь учит, что Спаситель опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После чего, как сказано в Священном Писании, настанет жизнь будущего века, то есть другая, вечная жизнь. Вознесение – это не утрата Бога, не разрыв с ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом в Его Царство. Центр христианской веры – это праздник Воскресения Христова – Пасха. С Воскресением Спасителя дело строительства Церкви не закончилось, еще одним важным шагом на пути к спасению всего человечества стало Вознесение Христа на небо – это одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа сменилось Его невидимым пребыванием в Церкви. С Пасхи до Своего Вознесения Спаситель был с людьми, продолжал Свое служение им. О том, что происходило в эти 40 дней мы знаем из Евангелия от Марка, Евангелия от Луки и книги Деяний святых апостолов, которую, по преданию, также написал евангелист Лука. Согласно этим источникам, после Своего Воскресения Спаситель неоднократно являлся ученикам и Богородице, Он удостоверял их в истинности Своего телесного Воскресения, укреплял их веру и готовил к пришествию Святаго Духа.

Разлука обернулась торжеством, надеждой для всего человечества, началом строительства Церкви земной

В этом празднике воедино слились два события: окончание земного служения Спасителя и начало апостольской проповеди. Ветхий и Новый Завет содержат целый ряд указаний на предстоящее прославление Христа на Небесах, Его восхождение в Царствие Небесное. Во множестве пророчеств говорится о том, как Сын Божий займет Свое место рядом с Богом Отцом. Своим Воскресением Христос победил смерть и сделал человеческую природу сопричастной Божественной жизни. Вознесение стало новым этапом спасения человека: Богочеловек вошел в Царствие Небесное, и с этого момента человеческая природа получила полное участие в вечном блаженстве. 

Богочеловек вошел в Царствие Небесное, и с этого момента человеческая природа получила полное участие в вечном блаженстве

До Христа существовали две основные точки зрения на человеческое тело. Одна рассматривала его исключительно как источник удовольствий. Другая, наоборот, вообще отрицала тело, утверждая, что оно источник нечистоты и порока, тюрьма для души, из которой мудрый человек непременно должен освободиться. Спор между этими двумя мнениями продолжался долгие века. Вопрос был решен только тогда, когда Сам Бог, воплотившись и став человеком, явился в наш мир. Христиане верят, что в Царствие Небесное войдут не только души, но и тела праведников. Поэтому тело оценивается как храм Святаго Духа. С другой стороны, телесная природа повреждена из-за грехопадения Адама, но Христос пришел на землю именно для того, чтобы восстановить первоначальное достоинство человеческой природы, и Он действительно восстановил ее Своим Воплощением, Крестной жертвой, Воскресением и Вознесением. Таким образом, Вознесение явилось важнейшим звеном в деле спасения и прославления падшего человека. Христос телесно вознесся и занял Свое равное место рядом с Богом Отцом – тем самым была подтверждена такая же возможность и для всего рода человеческого. 

1.jpg

Последние дни пребывания на земле Спаситель начал готовить Своих учеников к предстоящей проповеди. Многие после Его Воскресения ждали, что Христос начнет восстанавливать Царство Израильское и выступит против господства Рима. Он же объяснил, что их ждет иное Царство, не от мира сего, и оно несравнимо ни с чем, что есть на земле. Его двери оказались открыты для людей после Крестной смерти и Воскресения Христова. Спаситель обещал ученикам, что предстоящее схождение Святого Духа на апостолов соединит Церковь Небесную и земную. Так и случилось – после Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святаго Духа невидимое присутствие Спасителя сохраняется в Таинствах Церкви, в которых мы должны регулярно с вами участвовать. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить