Детская классика. Нестареющая и всегда актуальная

Вот уже много лет в конце марта проходит Неделя детской книги. Первый раз ее провели в разгар Великой Отечественной войны – в марте 1943 года – по инициативе Льва Кассиля. Тогда в Колонном зале Дома Союзов собрались мальчишки и девчонки, и каждый получил в подарок книжку. Хорошая книга согревала, давала надежду и силы. И до сих пор произведения писателей ХХ века остаются духовной опорой для детей и взрослых. Прошедший век можно с полным правом назвать золотым веком русской детской литературы. И нет возможности перечислить всех замечательных писателей той эпохи, но хотя бы некоторых вспомнить хочется.

Вот цикл рассказов Бориса Житкова «Что бывало». Рассказы в сборнике размещены, как в «Азбуке» Л. Н. Толстого, от простого к сложному. От коротких историй, описывающих какую-либо напряженную, драматическую ситуацию, до приключенческих повестей, отмеченных психологизмом. И если рассказы-миниатюры «Наводнение», «Обвал», «Пожар», «На льдине» подойдут для детей, осваивающих чтение (7–9 лет), то остросюжетные «Черные паруса», «Элчан-Кайя», «Удав» уже для 10–12-летних. Содержание усложняется, объем историй растет вместе с читателем, но неизменным остается фирменный стиль Житкова: мускулистый, немногословный, энергичный. Пружина сюжета закручена туго и разворачивается стремительно. А нравственные акценты расставлены четко и крепко. Главные моральные приоритеты писателя – храбрость, умение переносить тяготы, готовность пожертвовать собой ради других, честность, мужество, взаимовыручка. Именно об этом, например, рассказ «Наводнение». Капитан парохода, который тянет баржу, груженную камнями, во время рейса узнаёт, что река разлилась и дом, где живет его семья, может быть смыт водой. Он спешит к дому, но по пути его просят о помощи люди, строящие земляную стену, чтобы не дать реке залить берег с посевами, иначе будет голод. 

«Тут капитан забыл про жену и про сына. Он пустил пароход что есть духу и привел баржу под самый берег. Люди стали таскать камень и укрепили стенку. Река остановилась и дальше не пошла. Тогда капитан спросил: 

–  Не знаете, как у меня дома?

Начальник послал телеграмму, и скоро пришел ответ. Там тоже работали все люди, которые были, и спасли дом, где жила жена капитана с сыном.

–  Вот, – сказал начальник, – здесь вы помогли нашим, а там товарищи спасли ваших». 

Герои Житкова – настоящие мужчины (даже если они еще мальчишки). Это люди, умеющие трудиться, терпеть боль, лишения, никогда не теряющие надежду, сражающиеся за жизнь и побеждающие. 

Герои Житкова – люди, умеющие трудиться, терпеть боль, никогда не теряющие надежду, сражающиеся за жизнь и побеждающие

Таковы и герои рассказов Леонида Пантелеева. Они еще совсем юные, но знают, что такое честь, и умеют нести ответственность за свои поступки, как безымянный герой рассказа «Честное слово». Мальчишке лет семь-восемь, во время игры в войну старшие ребята велели охранять будку в саду. Он дал честное слово, что не уйдет, а мальчишки ушли и про него забыли. Наверное, многие с детства помнят вот этот диалог героя-рассказчика и маленького часового:

«– Я думаю, они ушли.

–  Как ушли?

–  Забыли.

–  Так чего же ты тогда стоишь?

–  Я честное слово сказал…

Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно». 

Желтков.jpeg
Борис Желтков

Рассказ написан в 1941 году. Очень скоро на защиту страны от фашистов встанут дети, выросшие на книгах Гайдара, Пантелеева и многих других писателей, понимавших великую роль слова и несших это слово – честное, мужественное, прямодушное – юным читателям. И сколько таких, как герой пантелеевского рассказа, мальчиков и девочек наравне со взрослыми стойко сражались с врагом!

Об одном из них Лев Кассиль написал «Рассказ об отсутствующем». Про мальчонку, который ценой своей жизни спас раненого разведчика. 

«– Вот, товарищи, кому я жизнью своей обязан, кто нашу часть вызволить из беды помог. Понятно, стоять бы ему тут, у этого стола (дело происходит во время награждения – прим. авт.). Да вот не вышло… Почтим, товарищи, память дружка моего безвестного – героя безымянного… Вот даже и как звать его, спросить не успел…

И в большом зале тихо поднялись летчики, танкисты, моряки, генералы, гвардейцы – люди славных боев, герои жестоких битв, поднялись, чтобы почтить память маленького, никому неведомого героя, имени которого никто не знал…»

Любовью к детям и верой в них наполнены произведения Аркадия Гайдара. Прямодушный, благородный, абсолютно бесстрашный, он, пожалуй, единственный из всех писателей, детских и взрослых, легально выступил в своих произведениях в защиту детей, которые в результате Большого террора оставались сиротами. В первоначальном варианте его повести «Судьба барабанщика», написанной в 1938 году, в разгар сталинских репрессий, отца двенадцатилетнего Сережи арестовали по ложному доносу. Друзья, которым Гайдар прочитал повесть, посоветовали ему не рисковать ни своей жизнью, ни жизнью тех, кто слушал крамольный текст. Гайдар, который никогда ничего не боялся, в том числе подвалов Лубянки, друзей подводить не захотел, и в следующем варианте повести отца Сережи посадили за растрату. Но даже в этом смягченном виде читатели безошибочно увидели обличение сталинского режима, который объявляет тысячи людей «врагами народа» и лишает детей родителей. В «Пионерской правде» было напечатано начало повести, а затем ее публикация была запрещена, и Гайдар чудом спасся от ареста – но это уже другая история. Лучшие произведения Гайдара – «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» – о ценности семьи, о том, как жестокие обстоятельства разлучают членов семьи, и о том, как важно доверять близким людям и дорожить каждым мгновением общения с ними. 

Произведения Гайдара, Пантелеева, Кассиля написаны в суровые предвоенные и военные годы, но сколько в них искрящегося юмора и оптимизма! Видимо, это закон: чем мрачнее времена, тем светлее и крепче литература. Вот и первые, самые известные и любимые российскими детьми многих поколений рассказы Николая Носова «Затейники» и «Живая шляпа» впервые были опубликованы в зловещем 1938 году. А насколько они нравственно цельные, светлые, жизнеутверждающие и – нестареющие! Как и рассказы Юрия Сотника. Один из лучших его рассказов – безумно смешной и поучительный «Архимед Вовки Грушина» – написан в 1939 году, а кажется, совсем недавно. В послесловии к сборнику Юрия Сотника писатель-шестидесятник Виталий Коржиков вспоминает, как любил в детстве эти веселые и добрые рассказы: «С той поры прошло много лет, пронеслось много и грозных, и радостных событий, а рассказы Юрия Сотника по-прежнему радуют и радуют все новых мальчишек и девчонок». И сам Виталий Коржиков, выросший на этих рассказах, стал замечательным писателем. Он окончил Московский педагогический институт им. В. И. Ленина, в котором учились и другие будущие детские писатели: Юрий Коваль, Леонид Мезинов, Сергей Иванов (автор иронической сказки «Падал прошлогодний снег»). Поработав в школе, Виталий Коржиков ушел в море, не раз ходил в кругосветное плавание. В стихах и прозе он описал чудеса мира, главное из которых – это честные трудолюбивые люди. Причем неважно, какой они национальности, главное – доброта и готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Настоящий бестселлер – его сказочные повести из цикла «Мореплавания Солнышкина». Они про доброго и прямодушного парнишку, который отправился юнгой в плавания на судне «Даёшь!». А рассказы из сборника «Морской сундучок» ненавязчиво учат юных читателей любви к людям, к братьям нашим меньшим – будь то паучок, прижившийся на судне, проказливый детеныш крокодила, доверчивый нерпенок, уставшие перелетные птицы, севшие на палубу посреди бушующего моря и напомнившие морякам о далекой родине. Уж они-то, моряки, по полгода странствующие вдали от дома и тоскующие по нему, знают цену любви к родине. Стихи и рассказы Коржикова пробуждают в детях любовь к родине лучше всяких патетических сентенций.

Произведения написаны в суровые предвоенные и военные годы, но сколько в них искрящегося юмора и оптимизма!

Писатели, которые считали своими учителями Чуковского и Маршака, Гайдара и Кассиля, создали целую библиотеку потрясающих произведений. Это «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, повести и рассказы Юрия Яковлева, Радия Погодина, Виктора Голявкина, Анатолия Алексина, Владимира Железникова… А какие чудесные повести написал Юз Алешковский о щенке по имени Кыш и о его хозяине, первокласснике Алеше Сероглазове, которого одноклассники из-за маленького роста прозвали Двапортфеля!

Русские писатели ХХ века подарили нам чудесные сказки. Они и сегодня являются подлинной сокровищницей мудрости, источником жизнелюбия, стойкости, радости и духовной силы. Именно духовной, потому что, несмотря на официальный запрет на проявление христианского мировоззрения, лучшие произведения советских писателей транслировали именно христианские ценности. Это и любовь к ближнему, и самопожертвование, и уважение к родителям, и милосердие, и любовь к родине. И – открытое противостояние темным силам, как, например, в сказках Софьи Прокофьевой «Астрель и Хранитель леса», «Принцесса Уэнни», «Босая принцесса».
Или в сказках «немухинского цикла» Вениамина Каверина. Да-да, он автор не только «Двух капитанов», но и поэтичных сказок, где надежда и вера соседствуют с печалью, где странствующий юный рыцарь, «да еще к тому же волшебник», противопоставлен «ведьме с неоконченным средним образованием», где обычные ребята Таня и Петька становятся участниками фантастических событий, вступают в борьбу со злодеями разного калибра и всегда побеждают («Сын стекольщика», «Легкие шаги», «Много хороших людей и один завистник» и другие – всего семь сказок в цикле «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»). Еще Антоний Погорельский в первой русской литературной сказке «Черная курица, или Подземные жители» обозначил направление, в котором во второй половине ХХ века российскими писателями было создано множество захватывающих, умных, тонких сказок. Герой их из обычного скучного мира попадает в мир волшебный, населенный удивительными существами.
Именно так происходит в сказках Александра Шарова («Звездный пастух и Ниночка», «Кукушонок, принц с нашего двора»). Именно так строятся сказочно-фантастические произведения Владислава Крапивина, которыми продолжают зачитываться подростки (сказочно-фантастические циклы «В ночь большого прилива», «Летящие сказки», «В глубине Великого Кристалла», повесть «Дети синего фламинго»). Волшебное двоемирие лежит в основе, на первый взгляд, абсолютно городской сказочной повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». В ней легкомысленный и жадноватый Толик по своей беспечности оказывается во вчерашнем дне, куда заключает его беспощадный и циничный «мальчик с очень голубыми и очень холодными глазами» – хозяин волшебных спичек. «Я потратил целых десять спичек, чтобы забыть всех. Я – волшебник. А они мне только мешали. Мне не нужны ни друзья, ни родственники. Но ты – жадина, – говорит мальчик Толику. – И ты мне нравишься… У тебя будет все, что ты захочешь. Но если ты меня не будешь слушаться, я превращу тебя в червяка.

Лучшие произведения советских писателей транслировали именно христианские ценности

–  А мои папа и мама?

–  Ты забудешь их.

–  …Я не хочу забывать маму и папу, – сказал Толик.

–  Да это же ерунда, – небрежно сказал мальчик. – Всего одна секунда. Ты даже ничего не почувствуешь.

–  Всё равно не хочу!

Мальчик пожал плечами.

–  Твое дело. Тебе же хуже…»

Так в детской сказке поднимается важнейшая проблема: отсутствие памяти о своих корнях, о своих близких – это разрушение личности. С таким человеком можно делать все что хочешь. Это понимали на заре становления русской литературы наши предки, которые обязательно включали в круг детского (и взрослого) чтения исторические хроники, летописи, повествующие о том, «откуда есть пошла земля Русская», о подвигах русских воинов, отбивавших бесконечные нашествия иноплеменников. Но это тема для другого разговора…

Л. Н. Толстой говорил, что рассказы для детей должны быть написаны «ясно, и занимательно, и нравственно». Именно так написаны рассказы и повести классиков ХХ века: Житкова, Пантелеева, Носова, Кассиля, Коваля, Коржикова и других писателей, сделавших детство многих поколений радостным, осмысленным, счастливым.

Их книги многократно переизданы, доступны в любом книжном магазине и стоят в три раза дешевле, чем какая-нибудь отчаянно рекламируемая одноразовая книжка сомнительного художественного качества очередного современного сочинителя.

КУПИТЬ КНИГУ

Книги можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17,
    тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
  • Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
    Комментарии
    Написать комментарий

    Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

    Введите текст с картинки:

    CAPTCHA
    Отправить