Мать, сын и Никандрова пустынь

– Я только что из Никандровой пустыни, и у меня столько впечатлений! – говорит Людмила Аркадьевна с блеском в глазах, энергично помешивая ложечкой чай. – Это самая настоящая монашеская пустынь, которая только возможна, наверное, в наше время и невдалеке от больших дорог и городов. Но уход в «пустыню» вовсе не мешает братии сопереживать оставленному ими миру и помогать ему. Причем не только молитвой, но и конкретными делами: они там всякого рода зависимых опекают, буквально из преисподней их вытаскивают. А младший сын у меня как раз зависимый – выпивает он, и порой сильно…

Фото 1. Никандрова пустынь.jpeg
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

Мы с Людмилой Аркадьевной сидели вдвоем в чайной комнатке Сретенской золотошвейной мастерской и намеревались было обсудить совсем другие темы, но неожиданно беседа потекла в несколько ином направлении.

– Я еще год назад собиралась в Никандрову, хотелось с батюшкой там посоветоваться, помолиться. Сын тоже готов был поехать, но как-то не сложилось тогда, обстоятельства помешали. Да оно и к лучшему – в этот раз поездка была уже по-настоящему вымолена, выстрадана, и ехали мы туда, отчетливо осознавая, зачем едем. Сын первый стал об этом просить.

– Мама, – говорит, – я очень хочу туда поехать. Вижу, что сам не выберусь из этой зависимости. Я будто в каком-то тяжелом сне постоянно пребываю, словно в отвратительном болоте увяз, и выкарабкаться из этого болота нет никакой возможности. Прямо уже физически чувствую, насколько я грязный, запачканный, и сильно меня в Никандрову пустынь влечет… Хочется там очиститься: исповедоваться, в себя прийти.

«Я очень хочу туда поехать. Вижу, что сам не выберусь из этой зависимости»

Я написала отцу Спиридону – бывшему нашему ученику, сретенскому семинаристу, а теперь иеродиакону Никандровой пустыни. Хотим приехать, мол, пожить, если начальство благословит. Некоторое время не было от него ответа, а сын уже прямо торопит меня:

– Мама, ну как там? Скоро?

Так уже невмоготу ему было: вошел он опять в этот тяжелый мрак, а выйти из него не может, сил нет. Человек не в состоянии сам с этим справиться, нужно выводить его, посторонняя помощь требуется. Я в таких случаях, бывало, к себе его забирала, всеми силами помогая к нормальной жизни вернуться. Наконец, отец Спиридон звонит:

– Приезжайте, есть благословение наместника.

(Превью) Фото 2. Свято-Благовещенская Никандрова пустынь. Sobor.srb.ru.jpeg
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь. Sobor.spb.ru

Сели мы в поезд, а сыну так тяжко, так тяжко, что у меня просто сердце заходится на все это смотреть. Огненная жажда его мучит, томит, пьет он какие-то напитки без конца, а легче почти не становится. Я, пожалуй, впервые столь ясно осознала весь ужас этого положения, всю его невыносимость. Хотя, зная беду своего сына, всегда с сочувствием относилась к таким людям, к тем же сидящим в своем неприглядном виде у метро. Жалела их, подавала съестное, если было с собой, или даже копеечку – не все же они на выпивку пустят, может быть, и кусок хлеба купят, есть-то им тоже надо. Сострадала, сопереживала, но почему-то только здесь, в поезде, в полной мере дошло до меня, насколько все это тяжело…

Утром отец Спиридон должен был встретить нас на станции в Порхове, но вдруг звонит:

– Мать, у нас проблема: сломалась машина, и мы не сможем вас встретить. Поезжайте прямо до Пскова, а оттуда возьмете такси, потому что автобусы к нам не ходят. Может быть, захотите и погулять там, исторический город осмотреть…

– Лучше уж мы, в таком случае, в Печоры съездим, – говорю ему. – Сын никогда там не бывал.;

Тут же набираю номер другого нашего сретенского семинариста бывшего, который в Псково-Печерском монастыре теперь живет:

– Отец Анастасий, мы в Печоры сейчас направляемся. Как бы нам в пещеры попасть? А может быть, и какую-нибудь экскурсию по монастырю ты нам организуешь?

– Я прикреплю вас к экскурсии, – отвечает он, – вам позвонят. А если успеете к половине первого, то сможете посетить еще и келию батюшки Иоанна (Крестьянкина).

– Вот, Саша, – говорю сыну, – как все промыслительно сложилось. Ведь отправься мы сразу в Никандрову пустынь – вряд ли попали бы в этот раз в Печерский монастырь, потому что из Никандровой очень непросто в сторону Печор выбираться.

Сын, смотрю, тоже обрадовался, глаза загорелись – он монастырей таких еще не видел никогда. Приехали мы в Печоры, перекусили в кафе и пошли в монастырь. Для сына все кругом необычно, смотрит с любопытством во все стороны.

Фото 3. Печеры.jpg
Богом зданные пещеры. Псково-Печерский монастырь

Побывали в пещерах – глаза у моего Саши вот такие от восторга. А у отца Иоанна (Крестьянкина) есть там окошечко, куда можно протянуть руку, чтобы дотронуться до раки. Не каждый, кстати, об этом знает, а главное, не каждый может дотянуться. Встала я на коленочки, протянула руку к гробнице, попросила у батюшки благословения и сыну сказала:

– Встань и ты, Сашенька, попроси благословения.

Он встал на колени, руку в окошечко протянул.

– Мам, – говорит мне потом, – я дотянулся.

– Ну слава Богу, – говорю.

Пошли мы в келию отца Иоанна. Маленькая такая келия: кроватка стоит, диванчик старенький, небольшой, три человека только и могут сесть впритык. Посадили нас на этот диванчик, водой святой окропили, как и батюшка своих гостей окроплял. Дали по просфорочке, а на выходе корзинка с конфетами стоит, можно взять гостинчик, опять же, по заведенной батюшкой традиции.

Фото 4. Келия отца Иоанна К.jpg
Келия о. Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь

Сыну все это так понравилось, он весь в восторге там пребывал. Полюбовались еще на монастырь, сфотографировались на память с белочкой, местной обитательницей, и пошли на вокзал.

Когда ты что-то вымолил у Господа, ждал всем сердцем, Он устилает твой путь благословениями

И вот как же все бывает чудесно, промыслительно, когда тебя не обычное праздное любопытство влечет, но когда ты уже это выстрадал, вымолил у Господа, ждал всем сердцем, и тогда Он просто устилает твой путь благословениями… Сидим мы, ждем автобус до Пскова, чтобы ехать оттуда до Никандровой пустыни, и вдруг опять звонок от отца Спиридона:

– Матушка, никак не мог дозвониться: вы, наверное, в монастыре телефон отключили. Мой друг едет сейчас в Никандрову через Печоры и вас захватит!

– Ой, – говорю ему, – а мы вещи свои в Пскове в камере хранения оставили…

– Мой друг не на трамвае едет, а на машине, – смеется отец Спиридон. – У машины рельсов нет – куда вам надо, туда и завезет!

Подъезжает машина, смотрю – за рулем опять-таки наш бывший сретенский ученик сидит! Ну везде наши люди!

– Да, – улыбается он на мое удивление, – я теперь иеромонах Силуан и учусь уже в МДА!

Сели мы и покатили. По дороге разговорились, он нам про Никандрову пустынь поведал, а затем сообщил, что завтра собирается посетить близлежащие дворянские усадьбы, поскольку очень увлекается историей здешних мест.

– А что, если и мы к вам в попутчики напросимся? Старинные усадьбы – это очень интересно!

– Пожалуйста, – отвечает он, – мест как раз хватит: я, отец Спиридон и вы вдвоем.

Едем мы по дороге, а тут и там – полупустые деревни. Иной дом заколочен, иной покосившийся стоит, видно, что нежилой. Такая земля у нас просторная, можно сказать, необъятная, а почти весь народ в городах скучковался, – настолько привольные места бросил. Удручающая картина. А отец Силуан по пути рассказывает: здесь колхоз был преуспевающий, здесь – село в тысячу дворов… И вот пришло все в такое негодное состояние.

Фото 5. Ильинская церковь, усадьба Княжьи горки. Псковская область.jpeg
Ильинская церковь, усадьба Княжьи горки. Псковская область

Едем-едем, дорога начинает углубляться в лес: ели стоят высоченные, красоты невыразимой, и вдруг совершенно внезапно перед глазами возникает Никандрова пустынь. Дорога как-то очень интересно заканчивается, своеобразно: раз! – и перед тобой поляна, пригорок, а на нем – монастырек. Посередине – собор каменный, Благовещенский, по сторонам еще два храма – в честь иконы «Взыскание погибших» и в честь царственных страстотерпцев, оба деревянные. А вокруг – лес замечательный.

Общественный транспорт не ходит: настоятель специально не хочет туда автобус пускать, чтобы шума и суеты не было. Кому надо, тот найдет, как добраться. Интернета тоже нет, только обычный мобильный телефон доступен, да и то лишь один определенный оператор действует. А у нас с сыном другой оператор, и мы, как только там оказались, сразу для всех пропали – никто не может нас найти и нам дозвониться.

Тут же нас накормили и вообще атмосферой любви окутали. И такое спокойствие вокруг разлито, такая тишина стоит – прямо в ушах звенит от этой тишины. Ты словно на каком-то необитаемом острове вдруг оказался, но остров этот очень теплый, родной – душа совершенно дома себя чувствует.

Эти пустынные места святой Никандр избрал в XVI веке для уединенного жития и молитвы после того, как вынужден был «во избежание всякого неудовольствия со стороны братии», ревновавшей к его духовным дарованиям, удалиться из Крипецкого монастыря. Преподобный много чудес творил, имел дар прозорливости, исцелял больных, и в наши дни, конечно же, он подает помощь братии, принимающей здесь болящих и немощных.

Фото 6. Преподобный Никандр Псковский. Икона XVI века.jpeg
Преподобный Никандр Псковский.
Икона XVII века

На следующий день мы с отцами Спиридоном и Силуаном отправились в путешествие по заброшенным дворянским усадьбам, но вначале посетили мемориал «Дулаг-100» недалеко от Порхова. На этом месте во время Великой Отечественной немцы устроили пересыльный лагерь для наших военнопленных, которых в самом начале войны было очень много. В этом концлагере узников содержалось такое количество, что они не помещались в бараках и вынуждены были находиться под открытым небом круглосуточно, даже зимой. Днем они разгружали вагоны, ремонтировали дороги, работали на полях, а ночи проводили во дворе, сбиваясь в плотную массу в попытке хоть как-то согреться… До утра доживали не все, и смертность была ужасающая: груды тел ежедневно сбрасывались во рвы, на месте которых и возвели впоследствии мемориал. Шла я и думала: каких только немыслимых страданий не приходилось выносить и претерпевать нашему народу!

А потом поехали по бывшим усадьбам. Ну и вот, «угнетатели» эти, «кровопийцы» – при каждой усадьбе непременно находилась школа для детей из окрестных сел, дом для учителей, фельдшерский пункт, храм. Мы потом посмотрели в интернете, как эти усадьбы выглядели до революции. Какие это были интересные постройки, с какой любовью все было устроено, с какой красотою! И вся эта красота прививала вкус, приобщала к культуре, возвышала. Не зря ведь столько талантливых людей, вплоть до гениев, вышло у нас из простонародной среды, даже из крепостных – ни в каких европейских культурах подобного не наблюдается.

Вся эта красота прививала вкус, приобщала к культуре, возвышала

Один из помещиков был очень продвинутый, внедрял самую современную технику – зернохранилище его было настолько капитально устроено, что сохранилось до сих пор.

А потом попали в усадьбу князя Аркадия Георгиевича Гагарина. Он был ректором первого Политехнического университета в Петербурге. Сейчас этот университет усадьбу реставрирует, благодаря чему студенты и преподаватели имеют прекрасную возможность в любое время поехать и отдохнуть там от трудов своих праведных. Гостиница располагается в бывшем барском доме, настоящем таком, природном русском, где любой человек может заказать себе номер. И настолько отрадно было осознавать, что многое можем мы еще восстановить, возродить, настолько это согрело мое сердце!

Фото 8. Усадьба князя Гагарина. Turbaza.ru.jpeg
Усадьба князя А. Г. Гагарина. Turbaza.ru

Была еще одна усадьба на нашем пути, и на ее восстановление, как рассказал отец Силуан, огромную сумму пожертвовала некая американка из потомков. Через несколько лет приезжает она, а там за это время только ограждение из каких-то железных прутиков поставили да огромное полотно с напечатанной картиной будущей усадьбы натянули. Представляю себе ее разочарование! Но не будем, как говорится, о грустном.

А в самой пустыни мы на службы ходили, конечно. Саше еще тяжело все это дается, мало у него еще об этом знаний, но все же старался внимать. Службы тихие, истинно монашеские, в храме никакой суеты, никто не ходит туда-сюда. Негромко поют два-три голоса, негромко дают возгласы, читают неторопливо, но настолько все это проникновенно, что до самого сердца пробирает.

Есть в Никандровой пустыни несколько источников. Один из них образовался на месте явления преподобного Александра Свирского. Он радоновый, с водой характерного голубого цвета, даже оборудован для окунания, но мы не рискнули: вода в нем довольно холодная, всего 5 градусов, причем зимой и летом.

Фото 9. Источник Александра Свирского. Никандрова пустынь.jpg
Источник прп. Александра Свирского. Никандрова пустынь

А источник Петра и Павла – это на самом деле два очень близко расположенных источника, объединенных одной часовенкой, но что удивительно – вода в них совершенно разная на вкус! Некоторые крещеные люди имеют весьма своеобразное мнение о многих вещах, касающихся веры, вот и сюда пришли однажды такие и вежливо спрашивают у монаха:

– Скажите, пожалуйста, а где тут те самые источники с мертвой и живой водой?

– Что такое?! – возмутился монах. – Какая еще в монастыре «живая и мертвая вода»? Чтобы я больше не слышал подобной ереси!

Вот такие происшествия случаются порой с «образованными» людьми в монастырях.

А как там спится! Конечно, вставали мы рано: братский молебен в шесть часов начинается, ну и нам тоже хотелось с ними помолиться. Литургия служится каждый день, а потом все расходятся на послушания. Дел очень много, монастырь надо восстанавливать, чтобы поскорее засиял он в полной своей красе.

«Мама! Срочно забирай меня отсюда, тут телевизора нет!»

Пообщались с одной женщиной, которая приехала в Никандрову пустынь навестить сына в день его рождения – 36 лет исполнилось. А привезла она его сюда, когда тому едва за 21 перевалило. Никаких особых проблем у него не имелось, тех же зависимостей, просто захотел пожить в монастыре, попробовать этой жизни. И вот, только она из монастыря тогда выехала, как он звонит:

– Мама! Срочно забирай меня отсюда, тут телевизора нет!

– Хорошо, сынок, вот навещу в Санкт-Петербурге твою сестру, а на обратном пути заеду и заберу тебя.

А через неделю он опять звонит ей:

– Мама, не надо за мной заезжать, я тут остаюсь.

Так и остался, а впоследствии и монашество принял. Место здесь на самом деле удивительное: идешь по монастырю, и буквально каждый, кто встречается на пути, улыбается – все счастливые какие-то ходят. Скажи вот обычному, живущему в миру человеку, что в такой глухомани, где не то что телевизора и интернета, но и телефонной связи нормальной нет, все тем не менее совершенно довольны и счастливы, – не поверит, пожалуй. От мира они здесь, в Никандровой, действительно оторваны, но от главного не оторваны – с Богом живут.

Фото 10. Интерьер церкви.jpeg
Интерьер храма Царственных Страстотерпцев в Никандровой пустыни. Фото: С. П. Носиков

– Ну а ты, сынок, как же, – говорю Саше, – ты-то останешься здесь или обратно домой поедем?

Ведь ехал он сюда с намерением остаться, пожить здесь какое-то время. Настолько уже беспросветной виделась ему будущность, настолько невыносимым казался завтрашний день, что не смущала его ни перспектива абсолютно непривычной монастырской жизни, ни люди незнакомые, ни строгий быт. И могу сказать откровенно: такая его решимость кардинально изменить свою жизнь, а главное, за Бога крепко ухватиться и у Него помощи просить, не надеясь на одного себя, дала мне законный повод по-настоящему уважать своего сына…

– Да, мама, я остаюсь, – сказал он. – И ты за меня не беспокойся.

– Матушка, не переживайте, – утешал меня и наместник, архимандрит Спиридон, – ему здесь будет неплохо. Мы давно принимаем ребят с такими проблемами, опыт у нас в этом деле большой, и если намерения у него серьезные, то с Божьей помощью будет здоров.

Сын потом рассказывал по телефону:

 – Мама, здесь так много ребят, в прошлом зависимых: и наркоманивших, и сидевших, и пивших «по-черному». Некоторые, пожив и поработав, вернулись затем в мир, и многие опять «сорвались». Увидев такое дело, плюнули на все мирские прелести и снова в монастырь вернулись. Годами здесь живут, работают и уезжать не хотят.

– Мама, – говорил он в другой раз, – я ожидать не мог, что окажусь в окружении такой любви. Буквально все ребята поддерживают, подбадривают. Наместник дал мне послушание на кухне, а там отец Герман сразу обнял и говорит: «Сашка, все будет хорошо!» А на следующий день уже и повысили – я стал помощником повара!

– Ну, сынок, ты у кухни – что может быть отраднее для матери? – смеюсь я.

– Я буду стараться, мама, – говорит сын. – Сколько сил есть, все их положу, чтобы снова ощутить твердую почву под ногами и обрести в душе мир…

Елена Дешко 6 апреля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Мария Ивановна   11 апреля 2023, 17:04
В одном из дореволюционных исследований устного фолклорного творчества Руси указано, что колодцы мёртвой и живой воды имеют точный адресат: Никандровский лес недалеко от Порхова. Было известное в то время место исцелений. Недаром народ продолжает с упорством спрашивать монахов: где здесь источники мёртвой и живой воды? Но монахи их отговаривают...
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить