Протоиерей Валентин Амфитеатров. Настоящий служитель деятельной любви

Протоиерея Валентина Амфитеатрова, проповедника и духовного писателя, настоятеля (с 1892 года) Кремлевского Архангельского собора, многие почитают как святого, хотя вопрос его канонизации так и не решен. Люди идут на могилку, чтобы, как живого, попросить батюшку о помощи, и он откликается очень быстро. С иереем Сергием Матюшиным, клириком храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, в день рождения отца Валентина говорим о том, когда праведник будет назван святым и как он лично помог в написании книги.

1 (65).jpg
Иерей Сергий Матюшин. vagankovo.net

– Отец Сергий, прежде всего хочу узнать, откуда Ваш интерес к личности отца Валентина? Он зиждется на том, что Вы писали про Ваганьковский некрополь? Или просто сама личность отца Валентина настолько масштабна и интересна, что мимо нее пройти невозможно? 

– Конечно, будучи клириком Ваганьковского прихода на протяжении 25 лет, то есть фактически всю сознательную жизнь, невозможно пройти мимо личности отца Валентина. К слову, до того, как мне определили нести послушание в этом храме, я не знал про отца Валентина. Когда же пришел сюда, увидел его почитание верующими людьми. А мой интерес к Ваганьковскому некрополю возник в период написания кандидатской диссертации. Я был еще диаконом, учился в Академии, и когда встал вопрос о теме работы, то увидел, что она лежит в буквальном смысле под ногами – это некрополь Ваганьковского кладбища. И, конечно, одна из самых ярких личностей, здесь погребенных, из числа церковных людей – это отец Валентин Амфитеатров. Ему в моей работе было уделено особое внимание. К тому же это захоронение само по себе очень загадочное…

– Да, если и говорить про могилу отца Валентина, то это почти детективная история. Где же действительно покоятся его мощи? Там, где сейчас оградка с крестом, или среди братских захоронений? 

– Версий только две, и они исходят из двух соответствующих источников. Первый источник – это ближайшие родственники отца Валентина, конкретно – правнучки: уже ныне почившая Любовь Николаевна Викторова и ныне здравствующая Евгения Николаевна Викторова, и Московский Патриархат в лице Центрального викариатства. Хотя история началась еще в те годы, когда Центрального викариатства не было, когда викарием Святейшего Патриарха был тогда еще епископ Арсений. В эти годы начались поиски места захоронения, обретение мощей отца Валентина. 

И одновременно с этим противоположную позицию занял некий фонд, они так себя именуют – «по содействию канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова». Эти люди увидели какие-то противоправные действия в поисках Московской Патриархией и непосредственных наследников мощей отца Валентина. После этого была поднята шумиха в прессе. А канонизация – это процесс, требующий тишины, в котором невозможна вся эта светская излишняя экспансия, тогда возникшая, и поэтому все остановилось. 

– Насколько я понимаю, для того, чтобы канонизировать того или иного подвижника благочестия, вопрос обретения мощей не самый главный?

– Вы совершенно правы. И у нас на Ваганьковском кладбище, например, похоронены новомученики, восемь из которых прославлены в лике святых, и вопрос об обретении их мощей не стоит. Их невозможно найти на кладбище в силу того, что расстрелянных хоронили тайно. Но в данном случае я вижу, что, вероятно, этот скандальный казус с поисками мощей является неким препятствием к прославлению, потому что по житию отца Валентина у Комиссии по канонизации вопросов нет. Там все очевидно.

– Когда мы начинали разговор, Вы сказали, что отец Валентин – один из самых ярких подвижников благочестия. Масштаб его личности в нескольких предложениях не описать. Но что восхищает лично Вас в нем? Для Вас отец Валентин – какой? 

– Я отвечу на это словами выдающегося юриста XIX века, друга, можно даже сказать, духовного чада отца Валентина – Анатолия Федоровича Кони (1844–1927). Он назвал его «настоящим служителем деятельной любви». Вот именно таким я его вижу – действительно всю жизнь служащего людям. Конечно, Богу, конечно, Церкви, но одновременно при этом – людям. Именно эта его характеристика – «служитель деятельной любви» – была положена нами в название книги, которую мы подготовили в соавторстве с правнучкой батюшки и Г. А. Александровой. Книга выходит в свет, презентация состоится 14 сентября. Приглашаем всех к 13 часам в храм апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище. 

Отец Валентин помогал при жизни всем, кто к нему приходил, насколько он мог, и в этом есть его огромное служение

Отец Валентин помогал при жизни всем, кто к нему приходил, насколько он мог, и в этом есть его огромное служение. Почему он так помогал людям? Он происходил из поколения шестидесятников XIX века, когда очень много говорилось о свободе, о роли личности. И он сам вспоминал в переписке со своим замечательным другом и родственником со стороны супруги Александром Ивановичем Чупровым, что все наше лучшее идет как раз из 60-х годов, когда было это стремление к служению людям. Отец Валентин – такой идеалист по помощи всем страждущим людям. Таким он остается, что интересно, и после смерти. В завещании он говорит: «Когда я умру, приходите ко мне на могилу, и кто даже за версту попросит, тому я помогу». И все мы, и духовенство, и прихожане, когда случается какая-то беда, что делаем? Бежим к могиле отца Валентина и просим. И следует отметить, что помощь приходит очень-очень быстро, буквально не успеешь отойти, как по его молитвам являются чудеса.

– Слова, которые батюшка оставил, перекликаются со словами блаженной Матроны Московской. Она тоже говорила: «Приходите ко мне на могилку, и всех услышу, всем помогу». С канонизацией Матронушки оказалось чуть проще, с отцом Валентином складывается не так, как, наверное, хотелось бы людям, его почитающим. 

– Мне кажется, ему самому не хочется. 

– Почему?

– Как мне кажется, если мощи обретут, то велика вероятность того, что их перенесут с Ваганьковского кладбища куда-то еще. А здесь он покоится рядом с супругой и расставаться с ней не хочет. 

– Но, с другой стороны, ведь святые люди призваны служить людям. И собственные желания, как мне кажется, на второй план отодвигаются. 

– Он же служит. Все к нему приходят, и помощь приходит. В новой книге мы впервые публикуем несколько десятков свидетельств о чудесной помощи отца Валентина, которые были записаны совершенно разными людьми из разных мест. Мы в храме на Ваганьковском кладбище оставили тетради с надписью: «Здесь вы можете оставить свои свидетельства о помощи по молитвам отца Валентина». И люди записывали. Очень интересно, как батюшка продолжает всем помогать.

2 (76).jpg

– А что из этих свидетельств Вас наиболее впечатлило? Я понимаю, что для каждого то, что с ним произошло, самое важное и самое главное. 

– Я, пожалуй, расскажу о трех случаях. Первый случай, когда пожилой женщине ставят на основании анализов диагноз – онкология третьей степени. И направляют на операцию. Хотя операция под вопросом: оперируемая или неоперируемая опухоль – в общем, все очень сложно. 

Она приезжает вместе с дочерью на могилу отца Валентина, они молятся, и женщина опять сдает анализы. И все чисто – никакой онкологии не обнаружили.

Второй случай на злобу дня – в связи с многочисленными мошенниками. Мужчина дал деньги в долг человеку – как он пишет, тот оказался мошенником. Он был очень расстроен, тем более что эти деньги были взяты в кредит. И проезжая в метро под станцией «Улица 1905 года», ближайшей к Ваганьковскому кладбищу, он про себя взмолился отцу Валентину. И какое же было удивление, когда вечером позвонил этот человек, которому он дал в долг, и сказал, что вернет деньги. И вернул. 

Третий случай несколько необычный. Он связан со мной, и пускай читатели сами решают, как его оценить. В книге, которую мы сейчас издали, много новых сведений о жизни отца Валентина. В частности, мы публикуем материалы, которые были найдены в архиве Брянской области, где выяснились более точные сведения о месте и времени рождения отца Валентина. Если раньше считалось, что он родился 1 сентября 1836 года, то по архивным данным выяснилось, что это было 1 сентября 1835 года. Таким образом, в этом году мы отмечаем 190-летие со дня рождения праведника. Сведения были найдены еще в 2022 году. Я и не подумал о том, что грядет юбилей, надо что-то делать, готовиться. Батюшки – народ очень занятой. И вот 22 декабря 2024 года я приезжаю в воскресный день на службу. Это был, наверное, единственный холодный день в том году. Я, выходя из машины, поскальзываюсь и падаю, тяжело ломая себе ногу. Далее – скорая помощь, больница, операция и период вынужденного бездействия на костылях. Зато появляется время для неспешной работы над этим изданием. Уже потом, когда я встал на ноги и стал рассказывать людям, что 22 декабря со мной случилось такое несчастье, мне напомнили, что 22 декабря – это праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Напомню, что эта икона была главной святыней в том храме, где долгие годы служил отец Валентин, – храм святых Константина и Елены в Кремле. Его даже в народе так и называли – «Нечаянной Радости» – по тому образу, который в нем хранился. Получается, батюшка таким образом помог мне подъять этот труд. Вот такие чудеса бывают. 

– О чем чаще всего отца Валентина просят те, кто к нему приходит? 

– Анализируя записи, могу сказать, что он помогает во всем: семейная жизнь, недвижимость, финансы, здоровье, работа. 

Он помогает во всем: семейная жизнь, недвижимость, финансы, здоровье, работа

– Отец Сергий, если говорить не про конкретный случай с отцом Валентином, а рассматривать в целом, какая практика существует для канонизации того или иного праведника? Нужно собрать какое-то определенное количество случаев чудотворной помощи этого человека? Если зафиксировали 300 случаев, то его канонизируют, а если 298, то нет?

– Не думаю, что такое есть, ведь чудотворение не является обязательным аспектом для канонизации. Опять же, возвращаясь к новомученикам Ваганьковским, у них никаких чудес не происходило. Мы их прославляем в лике святых только за их подвиг исповедания веры Христовой.

Работа ведется. Но постепенно процесс движется, и Комиссия по канонизации святых работает. Не так, может быть, быстро, как нам бы этого хотелось. Но отец Валентин знает, как это должно быть. Очевидно, надо ждать и молиться, чтобы батюшка согласился на свое прославление. 

– Почитание отца Валентина идет, несмотря на то, что в лике святых он не прославлен. Служатся и панихиды на его могиле, и всегда живые цветы. Мы были на Преображение, и все очень ухожено. 

– Силами духовенства сейчас у нас каждый воскресный день после Литургии небольшой крестный ход направляется к могиле отца Валентина, где служится панихида. И также три больших панихиды в году. День тезоименитства – 7 мая, день кончины – 2 августа и день рождения – 14 сентября. 

3 (68).JPG

К отцу Валентину всегда много людей приходит, всегда кто-нибудь да молится на могилке. На дни памяти, которые я перечислил, приходит очень много людей. Кто-то сначала идет на богослужение, кто-то – сразу на могилу. Последних, наверное, больше, но это всегда так было. Почему за Христом шли люди? Большинство ждало только помощи и чуда, лишь меньшинство стремилось познать Истину. Но Христос никого не отвергал, всем помогал, кто просил о помощи. Даже тем, кто сегодня кричит «осанна!», а завтра будут кричать «распни!» Это свойственно падшей человеческой природе, что люди ищут прежде всего помощи, чуда. Но я уверен, что кто-то из них, получив чудо, все же вернется, и возблагодарит Господа, и в чем-то изменит свою жизнь, станет чуточку лучше. Мы всегда об этом говорим, когда служим на могиле отца Валентина: нужно все-таки идти стопами Христа, а не просто просить о чуде. 

Беседовала Наталья Рязанцева

Иерей Сергий Матюшин 13 сентября 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить