Всех святых память славно почтим

В это воскресенье мы празднуем день всех святых, просиявших всему миру. Евангельское чтение сегодня взято от апостола Матфея и состоит из двух отрывков. Церковь установила первое воскресенье после Пятидесятницы, посвященное всем святым, в воспоминание и признание Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Святой Дух освящает верующих и соделывает их святыми. На воскресной утрене мы слышим: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне».

1 (1).jpg
Образ всех святых. Фрагмент

В этот праздник Церковь чтит не только тех святых, которые официально провозглашены святыми, чьи имена присутствуют в церковном календаре, чьи жизнеописания читаются в Синаксари, но и безвестных, которых знает только Бог. Апостол Павел говорит: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Сол. 4: 7). В Ветхом Завете мы читаем: «Ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11: 44).

Святость является синонимом совершенства, согласно словам Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Сделать святость целью жизни для христианина может показаться трудным или даже почти невозможным. Некоторые считают, что такое высокое призвание – исключительно для тех, кто состоит в священстве или живет в монастырях, но, судя по опыту и учению Церкви, верно обратное. Это призвание является высшей целью жизни каждого христианина, оно принадлежит всем. Бог всех приглашает достичь совершенства.

Святость является высшей целью жизни каждого христианина

Апостол Павел поясняет, что Бог избрал нас «в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1: 4). А в своем послании он говорит: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Сол. 2: 13). Что же касается апостола Петра, то он увещевает своих духовных чад: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1: 14–15).

Из Деяний апостолов и посланий апостола Павла нам ясно, что слово «святые» использовалось для обозначения братьев, уверовавших в Господа: «Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (Фил. 4: 21–22). Это слово употреблялось еще до того, как ученики Христовы были названы христианами в Антиохии.

В Книге Деяний апостол Анания обращается к Господу в видении, говоря о Савле (впоследствии апостоле Павле): «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме» (Деян. 9: 13). В том же духе апостол Павел называет верующих, то есть чад тех Церквей, которые он посетил, «святыми»: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1: 1). Подобное обозначение верующих можно найти и в других его посланиях.

2.jpg

В сегодняшнем Евангелии Христос открывает Своим ученикам, каким образом они могут стремиться к святости через исполнение и следование заповедей. Первое условие: это исповедание Господа Иисуса Христа перед людьми, ясное и точное исповедание веры в то, что Он есть Сын Божий и Спаситель мира. Это признание выражается не только на словах, но и на деле. Апостол Павел говорит: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10: 9).

Второе условие – это любовь. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Здесь Христос устанавливает весы любви. Ему важно, чтобы Он был на вершине наших приоритетов.

Христу важно, чтобы Он был на вершине наших приоритетов

И третье условие: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 27). Здесь Он увещевает Своих последователей свидетельствовать о Нем даже до мученической кончины. То есть исповедание Христа и любовь к Нему приведут ученика к мученичеству и святости.

Теперь давайте обратимся ко второй части сегодняшнего отрывка из Евангелия от апостола Матфея, глава 19, который был добавлен к первому из-за тесной духовной связи между ними. Этот раздел взят из диалога Христа с богатым юношей, который спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19: 16). Христос ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). На что апостол Петр вопрошает: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19: 27). Апостол Петр, как и некоторые другие ученики, был рыбаком, и некоторые могут удивиться тому, что он имел в виду, когда сказал Господу: «Мы оставили все и последовали за Тобою», поскольку его единственным имуществом были сеть и лодка.

Святитель Иоанн Златоуст пишет в толковании этого отрывка: «Чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит я и не могу быть совершенным? Для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе <… > Христос требовал от богатого двух вещей: чтобы он отдал имение свое нищим, и чтобы последовал за Ним. Поэтому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом. Се мы, говорит он, оставихом вся, и вслед тебе идохом. Оставление всего было нужно для последования: последование чрез оставление сделалось удобнее, и за то, что они оставили все, были исполнены надежды и радости» (Беседы на Евангелие от Матфея).

Господь обещал Своим ученикам, последовавшим за Ним до конца и видевшим Его Распятие, славное Воскресение и сошествие Святого Духа, что они сядут «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28). Чтобы никто не подумал, что сказанное относится только к ученикам, Христос расширил обетование, включив в него всех, кто поступает так же. Он говорит: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29).

Господь обещал Своим ученикам, а также всем, кто последует за Ним, что они унаследуют жизнь вечную. И сейчас мы почитаем Его святых последователей, испрашиваем их заступничества и строим в честь них храмы. Вот уже два тысячелетия Церковь и ее чада чтут святых апостолов и их учеников – всех святых, и они заступаются за людей. Таким образом, святые получили свою награду и честь среди людей здесь, на земле, а у Бога – награды небесные.

3 (1).jpg

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12: 1). Сегодня, почитая это «облако свидетелей», мы призваны увековечивать жития святых, подражая их примерам, осознавая, что цель нашей жизни – не только в том, чтобы быть праведными, хорошими людьми с какими-то хорошими качествами. Но наша конечная цель состоит в том, чтобы обожиться, то есть стать «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1: 4). Апостол Павел учит: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3: 14).

Наша конечная цель – обожиться, стать «причастниками Божеского естества»

Наша жизнь и наш путь не завершаются в этой земной жизни, но «наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3: 20). В беседе с одним из своих духовных сыновей преподобный Серафим Саровский открывает, что истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа, то есть в стяжании святости.

Святость – это действие и работа Святого Духа, но в этом процессе достижения святости необходимы человеческие усилия. Это то, что святые отцы называют «синергией» между человеком и Божественной благодатью. Все мы получили благодать Святого Духа в день Крещения при миропомазании, как и всякий раз получаем ее, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Что касается труда, то он заключается в нашем аскетическом подвижничестве и делах любви.

«Приидите вернии, днесь лик совокупивше, благочестно торжествуем, и всех святых преславную и честную память славно почтим, глаголюще: радуйтеся, апостоли славнии, пророцы, и мученицы, и священноначальницы. Радуйтеся, преподобных соборе и праведных. Радуйтеся, честных жен личе, и Христа о мiре молите, победы на сопротивныя даровати, и душам нашим велию милость» (Слава: глас 6, служба в Неделю восьмую по Пасхе).

Перевела с английского Александра Калиновская
Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить