Америка: поворот к православию

Последние месяцы мы все пристально следим за новостями с североамериканского континента. Каждый знает, какие договоренности по урегулированию вооруженного конфликта достигнуты дипломатами России и США, сколько указов предыдущего президента Дональд Трамп отменил за первые месяцы после своей инаугурации, какую пошлину Штаты ввели на товары из Канады... Все это, действительно, имеет самое прямое отношение к нашей жизни – людей, живущих, казалось бы, очень далеко от Америки.

Однако за всеми текущими политическими событиями многие из нас упустили новость, о которой почти ничего не пишут в русскоязычных СМИ, а между тем для православных христиан она значит гораздо больше, чем любой указ президента Соединенных Штатов – новость о том, что в Северной Америке сотни, а может быть, и тысячи людей готовятся принять православие в Великую Субботу этого года.

1 (13).jpg

Пасхальная служба в Свято-Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке. ruschurchusa.org

Чтобы узнать о том, как в наше время в США и Канаде люди массово обращаются в православие, каковы причины этого явления и с какими трудностями сталкиваются священники и сами оглашенные, предлагаем к прочтению фрагменты из интервью, взятого у священника Иосии Тренхэма канадским иконописцем Джонатаном Пажо.

– Сегодня я с огромной радостью беседую с отцом Иосией Тренхэмом. Отец Иосия – настоятель храма святого апостола Андрея Первозванного в городе Риверсайд в Южной Калифорнии, также он является главой Patristic Nectar Publications [1] – православной некоммерческой организации, которая публикует книги, выпускает подкасты, видео и прочие просветительские материалы. Отец Иосия, спасибо, что Вы сегодня здесь.

– Спасибо, Джонатан, я тоже очень рад возможности пообщаться с Вами.

– Мы с отцом Иосией виделись лично несколько раз. Я бывал в его замечательном приходе, это просто невероятное место. При их храме действует полноценная общеобразовательная школа, но, помимо этого, они постоянно открывают все новые и новые социальные службы, чтобы помогать людям. Приход огромный, очень много многодетных семей. Я очень вдохновляюсь ими! 

Еще одна вещь, которая меня искренне воодушевляет, – это целенаправленные усилия, которые и отец Иосия лично, и весь его приход предпринимают для преодоления «этнической» проблемы православия в Америке. Например, у них прекрасно получается сочетать церковную музыку разных традиций: что-то они поют византийскими распевами, что-то – русскими, но все вместе получается на удивление гармонично.

И, наконец, отец Иосия находится, можно сказать, в авангарде движения, которое сейчас имеет место в Северной Америке, – некоего христианского возрождения, и в частности – огромного интереса к православию. 

Отец Иосия, Вы могли бы немного рассказать нам о том, когда Вы начали замечать подобный процесс в собственном приходе?

– Да, Джонатан, спасибо. Я был рукоположен в 1993 году и уже более 30 лет служу в священном сане. Все это время я старался и стараюсь добросовестно исполнять свое священническое призвание, важная часть которого состоит в проповеди православия. По церковной традиции, священники должны изучать как Священное Писание, которое неизменно, так и культуру, которая постоянно меняется, чтобы наводить мосты между ними и иметь возможность проповедовать Евангелие. Поэтому я давно наблюдаю за культурными процессами и могу сказать, что за эти более чем три десятилетия я видел разные общественные движения и круги, которые тянулись к православию, но самые невероятные сдвиги происходят именно сейчас – в последние четыре года.

Я видел разные общественные движения, которые тянулись к православию, но самые невероятные сдвиги происходят именно сейчас

Начнем с предыстории. Вы наверняка знаете, что примерно до 1955 года в США наблюдался постоянный рост римо-католицизма, это был настоящий «взрыв». Вообще, он начался еще с конца девятнадцатого века, примерно с 1890-х годов, и продолжался вплоть до 1950-х – тогда в Америке происходило что-то поистине удивительное для католиков. Многие слышали, например, о знаменитом архиепископе Фултоне Шине (англ. Fulton Sheen). В 1955 году его телепрограмма была самым популярным шоу (!) на американском телевидении. В это почти невозможно поверить сейчас! <…> 

2 (10).JPG

Архиепископ Фултон Шин

Другой интересный факт: перед выпуском каждого нового фильма Голливуд отправлял его кардиналу Спеллмену, и если он не давал положительный отзыв, то продюсеры вносили в ленту коррективы. Сейчас мы не можем даже представить себе этот мир Америки 1950-х годов! В то время в католических школах США обучалось 6 миллионов детей, но потом произошел серьезный спад, и теперь у них только 1,5 миллиона учеников – сокращение на 75%, это огромные цифры.

Традиционный протестантизм также был силен в первой половине ХХ века. Но и в протестантской среде, тоже где-то после 1950-х годов, началась постоянная и очень интенсивная ассимиляция к американскому образу жизни. <…> Кроме того, последовало множество общественных скандалов, католики постоянно подвергались информационной атаке и вообще жутко страдали последние полвека. Подобное же происходило и с традиционным протестантизмом. 

В течение второй половины XX века большинство традиционных протестантских деноминаций стало очень секуляризованным, и тогда многие люди стали переходить в православие, как, например, человек, который помог прийти в православие мне. Он был очень влиятельным епископальным священником в Лос-Анджелесе. Но в 1977-м, когда Американская Епископальная церковь начала рукополагать женщин, для него это стало концом. Он перешел в православие под омофор митрополита Филиппа (Салибы), который был великим православным миссионером Америки. За время его архиерейства, которое продолжалось с 1966 по 2014 годы, почти пятьдесят лет, он принял в православие огромное количество бывших протестантов.

Когда я сам начал изучать православие, а это было в конце 1980-х – начале 1990-х, наблюдалось достаточно активное движение в сторону православия, которое продлилось около двадцати лет: с середины 1980-х до начала 2000-х. В 1993 году, когда я стал православным, большинство наших клириков были обратившимися в православие бывшими католическими, лютеранскими или епископальными священниками. Такой была православная среда, в которую я попал. Но где-то через десять лет, примерно в 2004 году, этот поток обращения клириков из неправославных конфессий иссяк. Некое удивительное ощущение «коагуляции» в православие различных групп, объединенных надеждой на то, что все вместе они образуют Православную Церковь Америки, вдруг потерпело крушение примерно в 2004 году. И с того времени вплоть до ковида мы пребывали, я бы сказал, в периоде очень серьезного упадка. Все юрисдикции уменьшались, некоторые – быстрее других…

И вдруг, как гром среди ясного неба, пришла ковидная катастрофа, смерть показала свое лицо, при этом храмы закрывались по предписанию государства, а здесь, в Калифорнии, все было особенно плохо. <…> Но с того времени, серьезно, именно с того момента, как смерть дала себя узнать, я наблюдаю массовое движение к Православной Церкви. Я приведу некоторые цифры. За время моего служения в качестве настоятеля, до ковида, у меня было около 20–25 оглашенных в год, и я считал, что это очень даже неплохое количество, многие люди в нашем приходе усердно трудились, чтобы оно было таким.

3.jpeg

Крещение Господне в Свято-Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке. ruschurchusa.org

– Это и правда впечатляющее количество!

– Да, и мы в то время считали так же. Но всё познается в сравнении. Мы действительно работали не покладая рук и молились, чтобы Господь приводил больше и больше людей в Церковь, старались наводить мосты к ищущим людям в нашем обществе. А потом наступило время ковида, и вдруг эти цифры резко взлетели вверх, причем этот процесс продолжается до сих пор и не подает никаких признаков замедления.

Перед прошлой Пасхой мы крестили часть наших оглашенных в православие. По сложившейся в нашем приходе традиции таинство Крещения у нас проходит только один раз в год, в Великую Субботу накануне Пасхи. На тот момент было 110 оглашенных. Мы приняли 62 из них в Церковь, остальным требовалось еще время. И вот за эти чуть больше, чем полгода, которые прошли с Пасхи [2], количество оглашенных достигло уже 95 человек, и оно постоянно увеличивается, так что я думаю, что к следующей Пасхе у нас будет 120 или 130 оглашенных. И эти цифры только продолжают расти!

Количество оглашенных достигло уже 95 человек, и оно постоянно увеличивается

Я каждый год совершаю по 10–12 поездок по Штатам с лекциями в разных приходах и университетах. И куда бы я ни приехал, Джонатан, везде цифры огромны. Буквально два дня назад я был в Бен-Ломонде, я был в Уолла-Уолла штата Вашингтон за пару дней до этого. Перед этим я посетил город Роли в Северной Каролине, также я был в Северном Роялтоне штата Огайо – все это буквально за последние два месяца. И в каждом из этих мест цифры впечатляют – в одном приходе 80 оглашенных, в другом – 54. Это просто поразительно!

– Да, согласен, это потрясающе. Некоторые приходы, которые я посещал, увеличились вдвое-втрое за несколько последних лет. В некоторых местах только недавно закончилось строительство нового храма, но, закончив его, прихожане вдруг поняли, что здание уже не вмещает весь приход.

– Какая прекрасная проблема!

– Да, это действительно очень хорошая проблема! А как Вы думаете, что повлияло? Только ковид или что-то еще? Перед тем, как мы начали запись, я упомянул, что сейчас буквально каждый первый читает книги про «повторное заколдовывание мира» [3]. Интерес к этой теме огромен, есть люди, которые особенно активно занимаются ею, пишут все новые и новые книги о «заколдовывании» мира. Как Вы думаете, наблюдаем ли мы какой-то интерес к духовной жизни в более широком масштабе, помимо того, что происходит непосредственно в православной среде?

– Я думаю, что происходит много разных процессов, как культурных, так и духовных. Так что когда я говорю о «ковиде», то имею в виду не только какой-то сбой системы, не только болезнь. Хотя, надо сказать, что и заболевание само по себе оказало очень серьезное влияние, особенно на сытую, гедонистичную и эгоистичную культуру, которой – прошу прощения, но это так – является современная культура североамериканских стран.

Знаете, нам невыносимо думать о смерти. Мы просто не можем думать о ней. Мы никак не можем осмыслить ее, потому что она совершенно не вписывается в секулярное мировоззрение. Секуляризм не имеет никакого ответа на вопрос смерти. Поэтому мы просто спрятали ее. Мы десятки лет работали над тем, чтобы спрятать смерть. Все традиционные ритуалы, связанные со смертью, не только у христиан, но и у людей других религий были подавлены. Люди в основном умирают в одиночестве, в больницах, а потом просто «исчезают». В течение часа после смерти они доставляются в больничный подвал, где располагается морг, кто-нибудь вызывает сотрудника похоронного бюро, он приезжает, забирает тело и помещает его в подвале бюро, ночь в котором стоит от 250$ и выше, как номер в неплохом отеле… 

www-youtube-com-watch-v-94146869.jpg
Священник Иосия Тренхэм. patristicnectar.org

Так что мы просто скрыли смерть, и даже для многих христиан похороны больше не подразумевают наличие тела. Люди празднуют жизнь, в то время как умерший уже кремирован и погребен. А умерших все чаще приходится кремировать из-за стоимости мест на кладбище, которая в наше время сравнима с ценой нового автомобиля. По всем этим причинам мы просто убрали смерть подальше от своих глаз. А во время ковида смерть скрыть было невозможно, и она оказалась для многих слишком большим шоком!

И вдобавок ко всему этому прямо перед ковидом мы наблюдали всплеск «нового атеизма», этого фальшивого пересмотра классического атеизма, вернее, очень жалкой попытки пересмотра. Но многие люди купились на это, потому что они были неимоверно разочарованы разложением религиозных лидеров на Западе, о чем я уже упоминал: это относится и к католикам, и к протестантам, везде были гнусные скандалы необъятных размеров. Я даже молчу о каких-то маленьких скандалах: они теряются на фоне реально огромных. Подумайте только: самая большая Римско-Католическая архиепархия в Америке находится здесь, в Лос-Анджелесе – 4,4 миллиона членов. И вот архиепископ Гомез только что подписал обязательство выплатить 880 миллионов долларов для урегулирования исков о сексуальном насилии со стороны клириков – это крупнейшее соглашение в истории. А его предшественник, кардинал Махони, на протяжении нескольких десятков лет руководивший этой архиепархией, сам был постоянным источником скандалов.

Так что я думаю, что ужасающее недостоинство высшего руководства в христианском сообществе Америки облегчило возможность восприятия христианства как чего-то «дешевого» и не очень серьезного. А потом пришли «новые атеисты», и многие люди купились на это… 

Знаете, когда к нам приходят новые люди, которые хотят стать оглашенными, я прошу их описать свой предыдущий религиозный опыт. И вот одно из открытий относительно нынешних оглашенных – то, что почти все они имеют за плечами хотя бы небольшой период атеизма.

– И это поразительно! Действительно, поразительно наблюдать, что атеисты возвращаются в Церковь.

– Да-да. Так что я думаю, что имеет место комбинация нескольких факторов, начиная с того, что мы, христиане, очень плохо справились с искушениями второй половины ХХ века – так же, как и представители высшей церковной иерархии в нашей стране. Если Вы, например, посмотрите статистику протестантов-евангелистов (а одна из сфер моих особых исследовательских интересов – это вопрос браков, я писал диссертацию по этой теме), то увидите, что статистика разводов в среде евангелистов выше (!), чем средний показатель по стране. Хочется спросить: «Что вы делаете? Как ваши Церкви будут расти, если таково их свидетельство в мире?»

Наш Господь говорит, что любовь – это мощное доказательство истинности христианства. «По тому узнáют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Вы хотите иметь неоспоримое доказательство истинности нашей веры? Имейте христоподобную, самозабвенную любовь! А если вы разводитесь, если изменяете, ваше свидетельство веры исчезает. Так что я думаю, что здесь и упадок христианства, и одновременно появление гротексных форм секуляризма, и вторжение ковида, и плюс ко всему – внезапный взлет неамериканских стандартов в культурной жизни: запрет свободы слова, невероятные манипуляции различных агентств. Представьте себе реакцию отцов-основателей Америки, если бы они узнали об этом! 

5 (3).JPG

Дж. Трамбулл. «Декларация независимости»

Мои предки приехали в Америку на «Мэйфлауэре», то есть в буквальном смысле Фрэнсис Итон, переплывший океан в 1620 году, – это мой предок. Моя семья живет здесь, мягко говоря, очень давно. И видеть внезапное появление этих совершенно неамериканских принципов жизни – просто возмутительно. Я думаю, что все эти факторы образовали огромный снежный ком, который стал катиться вниз, разрушая на своем пути все препятствия, доселе удерживавшие людей от того, чтобы совершать радикальные перемены в своей жизни. А теперь, когда все эти ложные основания были разрушены, люди начинают задавать более серьезные вопросы. 

– Еще одна особенность, которую мы наблюдаем, – это преобладание среди оглашенных молодых людей. Я не знаю, наблюдаете ли Вы то же самое. Что Вы думаете на этот счет?

– Конкретно в моем приходе, действительно, большинство оглашенных – молодые люди, хотя и количество девушек тоже достаточно большое. Но я думаю, что Вы правы. Если посмотреть в целом, на Западе, действительно, большая часть оглашенных – мужчины. И, честно говоря, я очень этому рад. Это не означает, что данный факт не может иметь каких-то негативных последствий, но это уже другой разговор, к которому мы еще вернемся. В целом, хочется верить, что мы только в самом начале этого процесса, я искренне надеюсь, что это только начало!

Вообще, интересно видеть мужчин, которые сталкиваются лицом к лицу с серьезной, проверенной временем христианской верой… Если говорить о моем личном опыте как православного христианина, могу сказать, что лично меня в православие привело некое ощущение твердой почвы под ногами, ощущение, что я в каком-то смысле не очень-то важен, если можно так выразиться, что мои личные мнения почти ничего не значат. 

Лично меня в православие привело некое ощущение твердой почвы под ногами

Когда я только-только стал интересоваться православием, мне рассказали одну шутку. Человек, который рассказал мне ее, считал это чем-то совершенно банальным, но на меня она реально повлияла. Он сказал: «Чтобы понять нас, ты должен понимать эту шутку: скажи, сколько нужно православных епископов, чтобы поменять электрическую лампочку?» Я подумал: «Что? О чем он говорит?» А он улыбнулся и сказал: «Поменять???» (смеется). Это можно понять двояко: с одной стороны, да, мы в принципе ничего не меняем, но, с другой… это же просто лампочка, ее реально надо заменить! Так что, да, надо признать, что иногда мы теряем возможность быть на острие действительно хороших преобразований из-за нашего менталитета. Но я тогда был искренне восхищен.

Знаете, я родился и вырос в пресвитерианстве. И когда я был семинаристом, то был посвящен в пресвитера местным советом священников. Для этого нужно было пройти тест, исповедовать свою веру, чтобы заслужить одобрение других пасторов и получить разрешение на проповедь. И вот, когда я пришел к ним и должен быть засвидетельствовать свою веру, я прочитал некий стандартизированный текст, который называется «Вестминстерским исповеданием веры». Когда я закончил, они спросили: «Не хотите ли Вы сделать какие-нибудь исключения из вышесказанного?» Я сказал: «Если честно, хочу». Они спросили: «Какие?» Тогда я назвал им все пятнадцать вещей, с которыми я был не согласен в основном из-за того, что я тогда уже изучал православие, хотя на тот момент я еще не был принят в Церковь. Например, одной из вещей, на которые я указал, был отказ причащать младенцев – пресвитериане, как правило, этого не делают. И несмотря на то, что я сделал пятнадцать исключений (!), в конце концов они все же меня лицензировали. <…>

Вы знаете, XVI, XVII и начало XVIII века были периодом, когда было написано множество «подробных исповеданий веры» как католиками, так и протестантами. Но проблема этих «подробных исповеданий» заключается в том, что ими вы говорите слишком много, а потом приходится пересматривать их: что можно выкинуть, что необходимо сохранить, и где конец этому? <…>

– Отец Иосия, я хочу задать Вам еще один вопрос. Одна из тенденций, которые мы наблюдаем в нынешнем повороте к Церкви, – то, что многие люди, которые сейчас приходят в православие, отличаются таким, можно сказать, рассудочным, интеллектуальным подходом к вопросам веры. И в каком-то плане это очень хорошо. Но мне кажется, что в прошлом люди чаще обращались к вере из-за определенного личного кризиса: потери близких или сложного жизненного периода, когда человек нуждался в помощи Бога и получал ее. А теперь мы видим людей, которые приходят в Церковь в поисках смыслов и потому во многом приходят именно умом, что, с одной стороны, замечательно, но, с другой стороны, создает большие трудности, потому что они приносят с собой множество идей, которые считают важными. Что Вы об этом думаете?

– Я разделяю Ваше восприятие происходящего и благодарю Бога за уровень современной православной литературы на английском языке, за превосходные педагогические инструкции о жизни в православном понимании. Ничего подобного не было, когда я сам только-только стал православным. Когда я перешел в православие, было очень мало православных книг. А одна из моих старейших прихожанок, которая отошла ко Господу два-три года назад, обратилась в православие в 1963 году. И, представьте, тогда нашлись всего три (!) православные книги на английском языке, которые священник смог ей предоставить. Три, и притом это были очень маленькие брошюрки. 

– Потрясающе!

– А сейчас есть десятки тысяч различных православных изданий. Конечно, они не все, так сказать, равны по качеству, но, безусловно, у нас настоящее изобилие катехизических материалов. И это очень важно, потому что ум обязательно должен иметь пищу! Но это – только начало. И как я часто говорю своим оглашенным, это не только начало, но и самая легкая часть оглашения. Усвоив ее, вы должны перенести почерпнутые в книгах мысли в ваше сердце, в ваше поведение. И именно поэтому так важно быть вовлеченным в серьезную огласительную программу. И вообще, оглашение в целом – это не только и не столько цикл неких лекций. Конечно, священники преподают основы веры, учат тому, Кто есть Бог, кто есть человек, что такое грех, Кто есть Иисус Христос, что Он сделал для нашего спасения, Кто есть Святой Дух, как Он вдохновляет нашу жизнь и соединяет нас с Богом, что такое Церковь, что такое покаяние, кто такие святые и так далее. Безусловно, это все – важные составные элементы оглашения, его основа. 

Но не менее важно посещение богослужений – обучение тому, чтобы находиться в присутствии Бога; обучение тому, чтобы поститься и чтобы праздновать, потому что и тому, и другому необходимо учиться! Обучение тому, как прощать, – это отдельный большой вопрос, очень-очень важный, ведь Церковь имеет целые службы, которые посвящены тому, чтобы научить нас прощать друг друга. Обучение тому, чтобы слушать советы и следовать им. 

6 (2).JPG

Собор всех святых, в земле Американской просиявших

Приобретение духовного отца, нахождение под его руководством – это тоже очень важно. Конечно, духовный отец – это еще и огромное благословение, потому что тогда Вы имеете невероятную поддержку, о которой даже и не мечтали! Обучение тому, чтобы обращаться к епископу, обращаться к приходскому священнику. Или, например, возможность общаться со старцами – еще один огромный дар Церкви!

Когда люди, особенно молодые, приходят в Церковь, они обретают в ней семью. Все старушки и все старички в храме становятся их тетями и дядями, и это реальность. Мы по-настоящему верим в реальность духовного родства, которое основано на Крещении и общей Чаше и которое настолько же реально, а иногда и еще реальнее, чем родство по плоти. Все это требует времени, и поэтому оглашение совершенно точно не может проходить быстро. Ассимиляция, без сомнения, требует времени и глубокого погружения, и это, безусловно, нечто большее, чем просто какие-то правильные идеи в голове.

А если бы меня спросили, в чем состоит самый трудный аспект духовной жизни христианина, который должен усвоить оглашаемый, то я бы ответил, что это необходимость терпеть самого себя. Научиться быть терпеливым по отношению к своим неудачам и не выходить из себя, осознавая, что ты не святой, что Господь еще только ведет тебя к этому, и, возможно, в течение своей жизни ты достигнешь большого успеха. Но есть также большая вероятность, что ты достигнешь меньшего успеха, чем хотел бы, в зависимости от того, насколько глубоко ты будешь заниматься своей духовной жизнью. Однако в любом случае надо понять, что ты не достигнешь вообще ничего, пока не примиришься с самим собой.

Есть множество добродетелей, к которым нас Своей жизнью и Своим учением призывает Христос. Но есть только одна добродетель, которую Он называет спасительной саму по себе, и это не что иное, как терпение, по-гречески «υπομονή», стойкость в терпении. Он говорит: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 13). Ты можешь быть полной развалиной в духовном смысле, но если ты будешь терпеливо нести свои немощи, оставаться в Церкви, продолжать до конца дело покаяния, продолжать восставать после каждого падения, то ты будешь спасен. <…>

Перевела с английского инокиня Иоанна (Голик)

Священник Иосия Тренхэм

Сайт Jonathan Pageau. Orthodoxy in America – with Fr. Josiah Trenham

[1] См.: https://patristicnectar.org/

[2] Интервью опубликовано в начале декабря 2024 года – прим. переводчика.

[3] Имеется в виду, в первую очередь, книга «The Re-Enchantment of the World: Secular Magic in a Rational Age», написанная Джошуа Ленди (англ. Joshua Landy) и вышедшая в США 2009 году. Книга представляет собой междисциплинарное гуманитарное исследование и посвящена, в частности, полемике с утверждением Макса Вэбера, что для эпохи модерна характерно «прогрессирующее расколдовывание». В данном случае речь идет не о магии, а о вере во что-либо сверхъестественное как таковой, которая, вопреки мнению некоторых мыслителей, не исчезла из секулярного общества, а напротив, только набирает обороты. Сейчас в Америке очень популярна эта тема, и пишутся все новые и новые исследования о новом «заколдовывании мира».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить