Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 15

И увидел я иное знамение на небе

Сегодня мы рассмотрим две главы из Откровения Апостола Иоанна. Если вы помните, ранее мы читали и разбирали (насколько могли, конечно) полностью Книгу Откровения, однако потерялись записи разбора двух глав, хотя мы и говорили тогда о них. А поскольку Издательство Сретенского монастыря имеет желание издать эти беседы, они попросили меня восполнить этот пробел, чтобы было полное толкование на Книгу Откровения.

Превью 1.JPG
Митрополит Лимасольский Афанасий

Скажу несколько слов об этой книге. Это последняя книга Нового Завета и всего Священного Писания. Это пророческая книга, поэтому она сложная, загадочная. Мы не можем точно знать, как она толкуется, поэтому святые отцы Церкви не брались ее толковать. Очень немногие занимались толкованием Книги Откровения, трое-четверо из отцов, в то время как остальные книги изучали и объясняли многие святые отцы. Какой-то период времени Церковь не использовала эту книгу (три-четыре века), пока ее не утвердили в каноническом составе книг Нового Завета.

Итак, это книга таинственная. Нельзя сказать, что наше толкование будет достоверным и истинным. Поэтому мы всегда оставляем вопросительный знак после того, что говорим. Оставляем под вопросом, правильно ли мы говорим и понимаем. Обычно мы начинаем толковать эту книгу, основываясь на событиях, происходящих вокруг нас. Некоторые тексты Откровения очень ясно говорят об определенных вещах, не нужно быть пророком, чтобы понять их. Они очевидные, ясные, согласуются с историческими данными.

Книга Откровения была написана апостолом Иоанном Богословом, согласно преданию Церкви, на Патмосе, как говорит он сам: «Я <…> был на острове, называемом Патмос» (Откр. 1: 9). Те из вас, кто бывал на острове Патмос, видели пещеру Апокалипсиса, где апостол Иоанн в видении созерцал Откровение Господа нашего Иисуса Христа. Все, что написано в книге, записал ученик апостола Иоанна Прохор. Мы называем эту книгу Откровением Иоанна, но точнее было бы сказать: «Откровение Иисуса Христа апостолу Иоанну». Христос открыл нечто Иоанну Богослову, и начинается это Откровение с посланий первым семи Церквям Малой Азии.

2.JPG
Апостол Иоанн Богослов

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 1: 9–10). Христос отправляет послания через апостола Иоанна семи епископам семи Церквей Малой Азии – в Ефес, в Смирну, в Пергам, в Фиатиру, в Сардис, в Филадельфию, в Лаодикию. Это не требуется толковать пророчески. Это были семь епископов, исторические личности. Святой Антипа, епископ Пергама, свидетель верный Господа нашего Иисуса Христа, был предшественником того епископа, которому адресовано послание. В этих первых главах Откровения есть замечательные слова. В них видно, как Христос смотрит на разные вещи, на все то, что мы имеем внутри себя, на все то, что нас занимает, – как Бог это видит, а не как мы это воспринимаем. И мы понимаем, что у Бога очень тонкое рассуждение, Он смотрит в глубину вещей, простирая взор до необозримых глубин.

Конечно, смысл Откровения не в том, чтобы нас напугать, не в том, чтобы утолить наше любопытство, но в том, чтобы сказать нам, что весь мир должен будет пройти через множество сложностей, которые потом перейдут и на Церковь. Она претерпит множество гонений и испытаний, и чем ближе будут последние дни, тем сильнее станут испытания, гонения и искушения. Главная же мысль Откровения заключается в том, что Христос победит в конце. Апокалипсис – это книга, исполненная энтузиазма, надежды, любви, радости, она говорит о победе Христа над силами тьмы и особенно над антихристом, который придет в последние дни. В этой книге много загадочного: говорится об ангелах, о печатях, о трубах, о других загадочных вещах. Но во всем слышится оптимизм, чающий победы Христа над силами тьмы, сатаной и антихристом. Мы не будем долго на этом останавливаться, а перейдем сразу к 15-й главе, на которую не сохранилось толкование.

Главная мысль Откровения в том, что Христос победит

В этой главе Господь наш Иисус Христос является как Агнец. Через образ агнца открывается жертва Христа за мир: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1: 29). Таким образом, Бог и Агнец одно и то же лицо чаще всего. В этой главе говорится: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» (Откр. 15: 1). Апостол Иоанн говорит, что увидел иное знамение.

Когда в Писании говорится о знамении, это означает какой-то знак или какое-то особое событие. Знамения Божия – от Бога, это не человеческие знаки (как, например, когда мы видим облако на небе, какое-то необычное природное явление, которое вызывает особый интерес). Знамение Божие – это энергия Божия. Апостол Иоанн увидел знамение на небе, великое и чудное. Он видел множество знамений, но это было великим и чудным. Он увидел семь ангелов, имеющих в своих руках семь язв, которыми окончится ярость Божия. На них завершится гнев Божий. В руках ангелов были мучения, язвы для людей.

Кто-то спросит: «Неужели Бог желает язв и зла людям?» Конечно нет. Бог не посылает этого, и Бог не содействует злу. Однако мы, люди, своим отступлением, своими грехами, своим восстанием вызываем к действию духовный закон: насколько мы удаляемся от Божественного покрова, настолько мы приближаемся к месту распространения диавольских энергий, куда попечение Божие практически не проникает. Но все же сам человек привлекает эти язвы (или наказание, как мы выражаемся), а не Бог.

3 (1).JPG
Икона апостола Иоанна Богослова

Когда в Священном Писании говорится о гневе Божием, это не означает, что Бог гневается, как гневаемся мы, имеющие страсти и слабости, когда мы начинаем нервничать, раздражаться, делаем что-то разгоряченно, что очень некрасиво, что не приносит пользы, что нас порочит и ранит, приводит к проблемам и дурным последствиям. В состоянии ярости, что бы мы ни сделали, что бы ни сказали, все выйдет плохо. Выражение «гнев Божий» используется святыми отцами, апостолами не совсем в строгом его значении, а чтобы показать нам, что некое событие неумолимо обрушилось на нас, как гроза, и нам ничего не остается, как только переждать, пока оно пройдет. Оно страшное, пугающее, вселяющее ужас в наши сердца. Вот что означает выражение «гнев Божий». Но и Бог скорбит, сталкиваясь с проявлением духовного закона, действующего подобно грозе. Чем больше ты удаляешься от Бога, тем ближе оказываешься к диаволу. Святые отцы очень ясно говорят об этом.В этом присутствует математическая точность: когда ты удаляешься от Бога, тогда ты теряешь чувство Божественного присутствия, Божественного утешения, Божественной энергии, оказываешься словно выставленным наружу и доступным действию диавола.

Человечество на всем своем пути постоянно отдалялось (и отдаляется) от Бога через данную ему свободу, и потому оно вызвало на себя те язвы, о которых пойдет речь далее. Все это знамения, загадки. Вряд ли перед нами появятся семь ангелов, держащих по одной язве, как описано в Откровении. По существу, все будет происходить не в точности так, как описано в Апокалипсисе, но эти события произойдут.

«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр. 15: 2). Апостол Иоанн видит перед собой нечто, похожее на стеклянное море, нечто, похожее на огромный каток, как я понимаю, внизу которого был огонь. Толща моря была из стекла, а внутри этого стекла полыхал огонь. Пугающее зрелище. И этот огонь был под теми, кто победил зверя, кто не подчинился зверю, антихристу, его образу и начертанию.

Помните, в 12-й и 13-й главах апостол Иоанн говорит нам о числе, о котором очень много всего говорят, каждый толкует это, как сам понимает, и о женщине, которая родила младенца мужского пола и убежала в пустыню. А эта женщина символизирует Церковь. И показана вся война диавола против Церкви. Потом появляется еще один зверь, который выходит из бездны и напоминает Агнца. Это антихрист. Он хочет, чтобы все поклонились первому зверю. И был у этого зверя образ и число – шестьсот шестьдесят шесть, как говорится в 13-й главе, стихе 18-м.

Все это очень загадочно, и нам очень опасно это толковать при помощи наших аргументов. Оставим это так, как написано в Писании. В те же времена, когда все это будет происходить, Бог даст людям разум и мудрость понять, что это такое. Сколько попыток было уже сделано, чтобы истолковать эти образы – и число антихриста, и образ зверя, лжепророка, но ни одна из них не может считаться абсолютно верной. Невозможно сказать: «Это будет так». Мы знаем, что будет существовать число имени антихриста и без этого числа ты не сможешь ни продавать, ни покупать, если не будет его начертания, как говорится в 13-й главе. На правой руке и на лбу будет положено это начертание.

Все очень загадочно, и нам опасно это толковать при помощи наших аргументов

Я скажу вам честно, когда я впервые читал Откровение, то не поверил этим словам о том, что антихрист поставит на нас печать. Неужели у него будет такая булла? И неужели он будет бегать за нами и ставить печать на наши руки? Я не мог этого понять. Лет пятьдесят назад это было невозможно помыслить. Однако сегодня я могу это понять и представить очень легко. Я не говорю, что будет так, но говорю, что сейчас, в современных условиях, это легко представить себе – какую-то печать, которая будет стоять на всем. Желаем, чтобы так не случилось, конечно.

Христиане тогда будут стоять поверх этого стеклянного моря как победители антихриста и зверя и лжепророка, держа гусли Божии. Не буквально будут держать гусли в руках, но так говорит Иоанн Богослов, чтобы показать нам, что люди Божии будут иметь единственное духовное делание – славословие Божие, поскольку они будут жить в непрестанном изумлении, будут славословить и благодарить Бога, жить в присутствии Божием, не склоняясь под грузом скорбных обстоятельств. И не от того, что они станут бесчувственными, не от того, что будут говорить: «Мы, слава Богу, никак не пострадали», но поскольку такое состояние будет плодом дарованной им благодати Божией, укрепляющей человека оставаться мирным и исполненным молитвы и славословия Божия во всех сложных обстоятельствах жизни.

И они «поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 5: 3). Помните, как пророк Моисей провел еврейский народ через Чермное море? Это был великий пророк и великий святой, хотя Церковь не празднует его память очень уж торжественно. Когда Моисей силою Божией рассек Чермное море, народ прошел через него на другой берег, и таким образом был спасен народ израильский. После этого народ израильский воспел прекрасную песнь. Впереди шла пророчица Мариам, которая пела славословие, чудную песнь Богу, проведшему их через Чермное море. Это первая из библейских песен, которую мы поем каждый день на утрене[2].

5.JPG
И. Крамской. «Молитва Моисея после
перехода израильтян через Чермное море»

Первая песнь посвящена чудесному переходу израильского народа через Чермное море. «Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда…», и все ирмосы говорят об этом[1]. Итак, люди Божии, эти рабы Господни поют песнь Моисееву. Таким великим благословением будет прохождение верных людей Божиих через демоническую бурю антихриста, зверя, лжепророка, что они станут воспевать великую песнь Моисея и песнь Агнца.

Существует и песнь Агнца. Есть еще и песнь Христу нашему, Который победил во веки: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15: 3–4). Я воспеваю великое славословие Господу за то, что Он избавил меня от невзгод, в которых я обретался. В Священном Писании говорится о имени Божием. О имени Божием, вокруг которого такая огромная путаница. Свидетели Иеговы утверждают, что имя Божие – Яхве, или Иегова, как они говорят.

Но, к сожалению для них, это вовсе не так. Поскольку в Священном Писании, в Послании апостола Павла к Филиппийцам во второй главе говорится: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 10). Об этом говорится и в Ветхом Завете, что имени Божию поклонятся все люди. Имени Христову поклонятся все народы земли, ему воздадут божественное поклонение и ему послужат, возблагодарят за то, что Он избавил нас именем Своим от этого страдания.

Вслед за этим апостол Иоанн увидел другое видение. Он непрерывно что-то видел: это было видение, которое он созерцал и записывал для людей.

«И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (Откр. 15: 5). На небесах открылся храм скинии свидетельства. Апостол видит все то, что было описано в Ветхом Завете. Помните, как пророк Моисей в видении наблюдал все то, что потом записал евреям, – и храм Соломонов, и все остальное? Бог говорил ему: «Будь очень внимателен, сделай все именно так, как ты видел на святой горе». И мы часто говорим о том, что Божественная литургия – это список (копия), отображение небесной Божественной литургии. Святые видели в созерцании и записали то, что совершается на Литургии. Они не просто это придумали, но это был список видения. Так и здесь, апостол Иоанн увидел, как открылся храм скинии свидетельства на небесах.

Божественная литургия – это список (копия), отображение небесной Божественной литургии

«И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 6). Это были семь светлых ангелов, одетые в льняные одежды – чистейшие, сверкающие и незапятнанные. Они были препоясаны золотыми поясами. Евреи и древние греки, и мы, киприоты, всегда носили пояса. Помните, когда привозили пояс Богородицы, мы говорили о том, почему Богородица передала Свой пояс апостолу Фоме. Она дала ему пояс как знамение. Пояс имел очень важное значение для людей. Он символизировал целомудрие, чистоту, непорочность, силу Духа Святого, бодрствование человека. Когда человек был препоясан, это означало, что он пребывает в непрестанном бодрствовании, поэтому у нас на Кипре есть такое выражение: «поясом препоясался». Помните, как я рассказывал вам, что наши бабушки раньше всегда носили тоненький пояс, сшитый из той же ткани, что платье или юбка? И у Богородицы такой тонкий поясок был, сотканный из верблюжьей шерсти. Как нам рассказывали отцы из Ватопедского монастыря, археологи подтвердили своими исследованиями, что это была работа первого века из верблюжьей шерсти, как сохранилось и в предании. Семь ангелов были препоясаны золотыми поясами, которые знаменовали собой высокую миссию, возложенную на них, великое дело, на которое они посланы, непрестанное бодрствование, чистоту и послушание Богу.

«И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков» (Откр. 15: 7). Апостол говорит о четырех животных, которые держали жертвенник Божий. Помните, в храмах под куполом изображен Господь Вседержитель, вокруг – четыре пророка, а на четырех сводах обычно изображаются четыре евангелиста, которые держат Церковь на четырех Евангелиях. Этих евангелистов пророки предвидели как четырех животных – тельца, льва, орла и человека. А эти четыре животных изображаются вокруг Престола Божия. Ангелы держат золотые чаши, которые им дало одно из четырех животных.

6.JPG

Очевидно, что это был евангелист Иоанн, который показан в образе одного из животных, написавший одно из Евангелий (самое богословское Евангелие, «наибогословское»), который сейчас передает нам Откровение. Он дал семи ангелам золотые чаши, которые были наполнены гневом Бога, живущего во веки веков. Бог живет вечно. Настолько сильно здесь говорится об этом, чтобы показать, что Бог не боится ничего, не подвергается никакой опасности. Нас не должно охватывать беспокойство, что мы должны защитить Бога. Мы с вами подвергаемся опасности – люди рискуют впасть в прелесть, согрешить, отпасть от призвания Божия и оставить любовь к Богу, а Бог не подвергается никаким опасностям.

«И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15: 8). Храм наполнился дымом. Это напоминает нам гору Синай и другие явления Бога, которые происходили в дыме, во мраке, сопровождались сверхъестественными событиями, которые указывают нам на присутствие Бога на том месте, вызывая страх и трепет. Никто не мог войти в храм, пока не окончились эти семь язв семи ангелов.

Мы прочитали 15-ю главу Откровения. Она небольшая, но наполненная загадками, которые вызывают страх в нашей душе, как бы нам ни хотелось их понять. Но мы не должны испытывать страх, нам лучше задуматься о том, что мы находимся в этом мире, чтобы стяжать спасение, чтобы сподобиться Царствия Божия. Будем ради этого подвизаться.

Мы не знаем, что с нами случится в следующий миг. Все мы – и большие, и маленькие – на своем жизненном пути встречаем такие моменты, когда наше спасение зависит от того, что мы скажем: «да» или «нет». Святые мученики. Сабля над их головой: «Отрекаешься от Христа?» «Нет». И голова с плеч, а он – мученик Христов. «Отрекаешься от Христа?» «Да». Дают тебе пожить еще 5–6 лет, но ты потерян для вечности. Спасение – в этих «да» или «нет». И в нашей жизни возникают такие моменты, когда от того, что мы скажем – «да» или «нет», зависит наше спасение в вечности.

Мы видим, что очень много всего происходит, много вызовов и провокаций. Возможно, это не будет прямое предложение отречься Христа, у нас могут не спрашивать: «Отрекаешься ли ты от Христа?» Но, как говорил наш старец: «И наш праотец Адам не отрекался от Бога. Диавол не сказал ему: "Отрекись от Бога, скажи, что Бога нет". Такого он не говорил. Предложил: "Отрекись от заповеди Божией", а значит – разорви связь с Богом». Адам отрекся от заповеди Божией. Это было не простое неверие, непризнание Бога. Даже диавол не отрицается Бога, не говорит, что Бога нет. Диавол верит в Бога, и бесы веруют и трепещут, как говорится в Писании (Иак. 2: 19). Но чего им не хватает? Они не любят Бога. И человек, когда преступает заповедь, по существу, отвергается любви Бога. Нарушение заповедей Божиих – это практически отречение от Бога. Поэтому мы призваны соблюдать заповеди со всей точностью и исповеданием, чтобы и нам иметь место в любви Божией и Его Царствии. В нашей жизни много таких обстоятельств, которые могут быть простыми, а могут быть и весьма запутанными, выглядеть очень неопределенно в глазах человеческих. Но это не имеет значения. Имеет значение, что мы имеем чистую совесть перед Богом, нашу любовь к Нему и то, как мы с Ним будем связаны в вечности.

Нарушение заповедей Божиих – это практически отречение от Бога

– Владыка, некоторые современные отцы говорят о том, что одним из знамений конца этого мира будет Третья мировая война. Некоторые говорят, что после этой войны на какой-то срок наступит мир (например, так говорит старец Ефрем Аризонский) и миром будет править святой Иоанн III Дука Ватац. Некоторые другие отцы говорят, что после Третьей мировой войны явится антихрист. А те, кто говорит, что будет править святой Иоанн III Дука Ватац, пророчат, что после его правления придет время антихриста. А что говорит об этом Церковь? И наше сегодняшнее время – это время Апокалипсиса?

– Наша эпоха, как и все другие эпохи с того времени, как апостол Иоанн увидел все эти вещи, это время Апокалипсиса. Все то, что описано в Откровении, будет происходить на протяжении всех веков, а не в один момент. Что-то уже произошло, что-то происходит, что-то еще решается. Мы не можем знать таких вещей. Отцы Церкви избегали давать временные определения событиям. Конечно, каждый из отцов может сказать, как он чувствует, что для него истинно и близко.

Но то, о чем нам необходимо знать, – это не время Второго Пришествия, не то, когда начнется мировая война. Бог сокрыл это от нас. Сам Христос сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36). Знает только Отец, даже Сын по человечеству не знает. Никакой пророк не может точно знать, когда случится Второе Пришествие. Когда оно произойдет, мы увидим и поймем, а заранее – нет, мы не сможем сказать: «Через неделю, через год, через день настанет Второе Пришествие». А почему мы не знаем об этом? Потому что это не то, что Бог предопределил для нас. Бог знает, но не Он определяет. Бог не задумал, что 25 марта три тысячи такого-то года наступит Второе Пришествие. Бог такого не говорил. Человек определяет. Если человек возделывает покаяние, если люди пребывают в Церкви и стремятся к спасению, освящаются, спасаются, существует Церковь – тогда время существования этого мира будет продлевается. А если люди не стремятся к спасению, тогда нет и причины существовать этому миру.

7.JPG
И. Симонов. «Второе пришествие»

Помните, как пророк Иона в Ветхом Завете был послан Богом в Ниневию, чтобы сказать ниневитянам, что через три дня их город будет разрушен? Поскольку Иона был пророком и знал, что должно произойти, он сказал Богу: «Я не пойду туда! Знаю, что Ты хороший, щедрый и многомилостивый! Только я скажу им, что город будет разрушен, они начнут поститься, рыдать, раскаются, а я окажусь обманщиком. Кто потом поверит мне? Сейчас Ты говоришь мне правду. Но Ты их простишь, а ко мне будут претензии». Но Иона все-таки пошел к ним, потому что Бог послал его на это. И все случилось, как он предполагал. Пришел к ниневитянам, сказал им, что через три дня их город будет разрушен. Они запаниковали, бросились поститься, молиться, бодрствовать. Бог увидел их покаяние и продлил им жизнь, а бедный Иона оказался обманщиком. Но он ведь не был обманщиком, правду сказал, но так все взаимодействовало.

Это человек определяет ход вещей. Но и Бог оставляет человека в абсолютном неведении о некоторых вещах. Если Он скажет, что такого-то числа такого-то месяца все закончится, наступит Второе Пришествие, тогда получится, что Бог все определили, независимо от того, покаемся мы или нет. Мы определяем ход вещей. Поэтому Бог сказал, что никто не знает о дне и часе. Раз Бог так сказал, то наши рассуждения о том, когда наступит Второе Пришествие, – это напрасный труд, никто об этом не знает. Но мы не знаем и о том, когда произойдет все то, что будет предшествовать сему. В какой-то момент произойдет, и если нас Бог просветит и мы поймем это, тогда хорошо. Но заранее никто не знает сроков.

То, о чем мы знаем наверняка, это наша кончина, наша личная кончина. Все мы умрем, у всех нас есть «срок годности». Мы с вами не навсегда, как некоторые товары, на которых написано, что они могут храниться вечно. Мы заканчиваемся, поэтому мы должны внимательно размышлять о нашем уходе из этого мира, а потом уже о том, когда будет Второе Пришествие. Те, кто будут жить тогда, поймут, подготовятся. А мы должны подумать о себе, об этом нам хочет сказать Писание – чтобы мы были в непрестанном бодрствовании, непрестанно на связи с нашим Богом Отцом.

То, о чем мы знаем наверняка, это наша личная кончина, и лучше нам размышлять о ней

Помню, как несколько лет назад в Греции подняли шум относительно числа шестьсот шестьдесят шесть. Я был на монашеском заседании в одной из митрополий. Встала одна старушка-монахиня и стала говорить владыке: «Вы не противостоите этому, позволяете, чтобы на нас начертали это число шестьсот шестьдесят шесть! Скажите, что с нами будет?» Бедный владыка не знал, какие слова подобрать, чтобы успокоить бабушку. Она очень много всего говорила: «Придет антихрист. Наступает Второе Пришествие! Нам ставят печати». Я предложил владыке: «Позвольте мне сказать». Он разрешил. Говорю: «Бабушка, сколько тебе лет?» Все заулыбались. «Восемьдесят шесть лет». «Восемьдесят шесть лет, и ты все переживаешь, когда придет антихрист? Тебе же пора уже петь: "Аллилуйя!" Неужели ты не понимаешь, что скоро уйдешь из этого мира? Думаешь, что появилось число 666 и тебе надо паспорт получать, и в банк ходить класть деньги, чтобы жить? Если бы об этом говорили ребята 25 лет, понятно. Но нам, уже на закате лет, об этом ли переживать? Эти вещи нас дезориентируют и делают смешными».

8.JPG

В 16-й главе говорится об Армагеддоне и о страшной войне, которая начнется до этого. Но это не значит, что нам надо начинать переживать о том, когда это будет. Это нас не касается. Нас касается то, что мы должны в тот момент, когда все это начнется, остаться верными Богу, быть готовыми исповедовать свою веру и любовь к Нему. Об этом нам надо заботиться. Верим мы или нет, ждем того или нет, все произойдет с математической точностью, как описал апостол Иоанн. Как и когда именно – об этом известно только Богу.

– Геронда, хотел бы спросить относительно того, о чем говорили в начале. В прологе апостол Иоанн пишет: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1: 3). А Вы говорите, что не надо думать о том, когда все это наступит…

– Конечно, мы должны заботиться о том, чтобы соблюдать слово Писания. И время близко было еще во времена Иоанна Богослова. Прошло уже две тысячи лет, и время все еще приближается. Вопрос не в нашем времени, у Бога все в настоящем.

Перевела с греческого Мария Орехова
Архив записей, монастырь Махера. 04.09.2024 г.


[1] Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя.

[2] Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить