Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 16

И услышал я громкий глас

Часть 15.

Несколько лет назад мы беседовали об Откровении, прочли всю книгу, записывали цикл бесед, но не сохранились записи бесед на 15-ю и 16-ю главы. Меня попросили еще раз побеседовать, чтобы были и эти главы. Но это и очень важно. Как говорится, аппетит приходит во время еды, поэтому думаю, что мы побеседуем и о других главах. Не имеет значения, что мы уже говорили о них. Ведь это то, что нас всех интересует и заставляет задуматься. Когда я готовился к нашей встрече, читал текст Откровения, я почувствовал страх от того, что должно случится в будущем с человечеством. С другой стороны, Христос открыл нам это, чтобы показать конец. А в конце нас ждет победа Христа, вечное Царствие Христа нашего. И тот, кто останется верным Ему, будет царствовать вместе со Христом во веки вечные. Поэтому Откровение несет в себе оптимистичное послание, исполненное радости, благодати, надежды, и, конечно, придает сил вести духовную борьбу, чтобы остаться верными Христу.

1.JPG
Митрополит Афанасий Лимасольский

В прошлый раз мы читали 15-ю главу, в которой говорится о семи ангелах и семи язвах. В Апокалипсисе описываются таинственные события: ангелы с семью трубами трубят, и происходят разные беды во всем мире. Мы говорили, что это сказано не буквально: не обязательно спустятся ангелы, а потом станут происходить беды. Это события, которые происходят на протяжении времени. Что-то уже произошло, что-то происходит, что-то еще грядет. В основном о семи трубах говорится в 8-й главе, а теперь в 16-й главе снова повторяется о семи ангелах, у которых было семь язв, которые называют последними, последними бедами на земле. Это тяжелые язвы, сложные вещи, болезненные и лукавые.

Итак, евангелист говорит: «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16: 1). Чаши – это некие сосуды, в которых сокрыты эти события. Евангелист Иоанн Богослов услышал громкий голос из храма. Конечно, это голос Божий, поскольку только Бог говорит из храма. Он сказал ангелам: «Идите и вылейте чаши гнева Божия на землю». Когда Церковь говорит о гневе Божием, это не значит, что Бог гневается подобно нам, людям, когда мы нервничаем, кричим, раздражаемся, хотим, чтобы нас как-то утешили, чтобы это прошло. Бог не имеет страстей, Бог бесстрастен. Бог – это совершенный мир и совершенная любовь. Бог не обладает кротостью, Он – сама кротость. Бог не обладает любовью, Он есть сама любовь.

Но почему здесь говорится о гневе Божием? Потому что мы, люди, превращаем благословение Божие в трудности. Чем больше мы удаляемся от Бога, тем больше мы приближаемся к врагу нашего спасения диаволу. А чем дальше мы обретаемся от Бога, тем дальше уходим от Божия Промысла о нас. Тогда с нами и вокруг нас происходят разные неприятности или на личном уровне, или на общественном, или во всем мире. Наше отступление от Бога приносит плохие последствия, а не Бог. Бог не гневается, не волнуется, не раздражается, но мы говорим, применяя это к человеческим чувствованиям. То есть этот гнев Божий есть результат нашего отступления. Мы удаляемся. Как тот человек, который удаляется от света, оказывается во тьме, а когда приближается к свету – начинает видеть. Когда удаляется от огня – замерзает, поскольку оказался далеко от источника тепла. Так и человек, уходя в сторону от Бога, постепенно предается во власть диавола, который, конечно, желает нам зла. Он не желает нам добра, не любит нас, не жалеет. Он не сочувствует нам, говоря: «Ладно, хватит уже. Жалко этого человека, столько я ему уже всего сделал». Диавол хочет нас полностью погубить, поскольку ненавидит нас.

Чем дальше мы от Бога, тем дальше уходим от Божия Промысла о нас. Тогда с нами и вокруг нас происходят разные неприятности

Бог говорит ангелам: «Идите и опустошите семь чаш». Пророк увидел это. Когда говорится, что он видел и слышал, имеется в виду, что он это видел и слышал не этими глазами и этими ушами, поскольку и слепой может видеть, а глухой – слышать. Он видел это всем своим существом. Когда Церковь говорит, что такой-то святой получил извещение, тогда слово «извещение» означает не то, что мы обычно подразумеваем, когда говорим, к примеру: «Я получил извещение, что Израиль напал на Ливан». Да, это извещение, которое мы услышали. Но в духовной терминологии оно означает именно то, что заключено в этом слове: πληροφορία – φέρω πλήρως (несу полноту, имею в себе полноту). Человек научается совершенно, всем своим существом, до последней частички своего существа – он видит и слышит то, что ему говорит Бог. Слышит весь человек, все его существо, не существует ничего такого, о чем человек не знает. Все его существо получает извещение и научается тому, о чем Бог желает его научить. И слепые видят видения Божии, и глухие слышат слово Божие, поскольку у людей есть органы чувств, сильнейшие телесных органов, которые могут заболеть, которые нуждаются в очках, чтобы лучше видеть, в слуховом аппарате, чтобы лучше слышать и так далее.

Итак, он слышал и видел, получил полное извещение об этих событиях от Духа Святого. «Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16: 2). Пришла страшная болезнь, жестокая и отвратительная, кожное заболевание. Открылись гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся его образу. До этого в Откровении говорилось о трех существах: первое – это дракон, о котором сказано в 10-й главе, восстающий на Церковь, и два зверя (о них будет говориться далее). Один зверь – выходящий из моря, он имел десять рогов и семь глав. Другой – выходящий из земли, он заставлял остальных поклоняться образу первого зверя и его служителю.

Превью 2.JPG
Я. Сваненбург. «Страшный суд и семь смертных грехов»

В Откровении представлены эти три зверя, которых уничтожит и истребит Бог. Пришли страшные язвы, болезни на людей, которые имели начертание зверя. Помните, в 13-й главе в стихах 17–18 говорилось, что существует некая печать, в которой заключено имя зверя или число его имени. Ее поставят на правой руке и на лбу людей, которые согласятся принять начертание. Мы не знаем в точности, что это за печать. Многие толковали это по-разному, но нам хорошо быть внимательными, поскольку Откровение нелегко толковать, непросто сказать: это означает вот это, а это – вот то, что значат все эти числа и так далее. Мы будем заботиться о том, чтобы быть запечатленными печатью Святого Крещения и Миропомазания в нашей Церкви. Те же, кто будет иметь начертание зверя и поклонятся его образу, заболеют страшной болезнью, злокачественной язвой, которая будет очень мучительной. Когда и как это произойдет, мы не знаем, будет ли это происходить постепенно или резко обрушится – в одно мгновение обнаружится как данность? Будет понятно по ходу событий.

Первый ангел опустошает свою чашу, и приходит искушение. «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр. 16: 2). Море становится словно кровь мертвеца, и все движущееся в море умирает. Давайте вспомним, что нечто подобное, но меньшего масштаба, случилось и с фараоном в Ветхом Завете. Моисей послал десять язв народу египетскому, чтобы вынудить их отпустить народ Божий из Египта.

«Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь» (Откр. 16: 4). В море вода стала мертвой, чтобы показать, что больше в море не осталось возможности для жизни. А потом приходит третий ангел, опустошает чашу, и реки и источники превращаются в кровь. Мы говорили, что все это образы, мы не знаем точно, каким образом все это сбудется. И, по существу, нас не так уж и интересует, что все это значит. Нас интересует то, что все это произойдет, а мы должны остаться верными Богу, остаться целыми и не повредиться, когда наступит время пришествия Христова.

По существу, нас не так уж и интересует, что все это значит. Нас интересует то, что все это произойдет, а мы должны остаться верными Богу

После того, как третий ангел вылил свою чашу, апостол Иоанн услышал «Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который есть и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16: 5–7). Бог никогда не поступает несправедливо, в присутствии Божием не найдется ничего, связанного с несправедливостью. 

Прочтем дальше: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16: 8–9). Четвертый ангел вылил свою чашу на солнце так, что солнце начало обжигать людей, а они стали хулить Бога за то, что Он обладает такой властью, и не покаялись перед Богом. Несмотря на все эти язвы, которые обрушились на людей, они не обратились к Богу. А если бы они вразумились, то, вероятно, остановились бы и язвы.

«Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10–11). Пятый ангел выливает свою чашу на престол зверя. Мы уже сказали, что есть три существа: дракон, зверь и лжепророк. Дракон – это диавол, лжепророк – не стану говорить, кто это. Думаю, вы сами понимаете, кто он – тот, кто называет себя пророком. Не стану говорить, потому что мои беседы слушают, и какой-нибудь его последователь начнет устраивать потом разные истории. Потом, если хотите, скажу вам, а сейчас не буду. Вы понимаете, что кто-то называет себя пророком, но он не таков, хотя и верит в то, что он истинный пророк. Ведь и Писание называет его лжепророком, который явится в последние времена. Вы видите, как сегодня распространилось лжепророчество.

Пятый ангел опустошает свою чашу на престол зверя. Зверь – это лжец от начала, обманщик, еретик. Тот, кто учит людей и проповедует ереси, уводя людей Божиих от Церкви. Он принял на себя содержание пятой чаши, и его царство помрачилось, люди кусали языки и хулили Бога от своих страданий и язв, и не раскаивались в своих делах. Мы должны быть внимательными в этом: покаяние – это то, в чем мы нуждаемся, именно покаяние изменяет наше состояние.

«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр. 16: 6). Шестой ангел вылил свою чашу в реку Ефрат, и в ней высохла вода, чтобы по ней смогли пройти цари от востока и войти в место, где будет происходит огромная битва, последняя битва перед Вторым Пришествием. Мы не можем с точностью сказать, идет ли здесь речь о реке Евфрат или это сказано в аллегорическом значении. Это будет видно в продолжении.

3.JPG
Ангел у реки Евфрат. Французский манускрипт XIV в.

«И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16: 13–14). Три существа – дракон, зверь и лжепророк. В устах их было три нечистых духа, которые были как жабы. Жаба – это не плохое животное, но человек испытывает определенное отвращение, когда видит ее, так просто не возьмешь ее в рот. А у них в устах были жабы, бесовские духи, творящие знамения. Они совершали чудеса. Диавол будет совершать чудеса (псевдочудеса, конечно). Он будет изумлять и ослеплять людей, вводить в заблуждение. И эти бесовские духи будут исходить из уст лжепророка, зверя и пророка. Они будут словно отвратительные жабы (нечистые духи), которые будут выходить к царям всей вселенной, чтобы собрать их на войну в великий день Бога Вседержителя. Они соберут всю вселенную на войну. Мы должны помнить, что диавол устраивает войны, а не Бог. Диавол обманывает людей, помрачает их ум так, что они уже не понимают того, что война не приносит пользы никому на свете и что они сами погибнут на войне. Мы видим, как люди воюют, один убивает другого, используют ядерное оружие, как будто оно уничтожит только врага. Нет, мы все погибнем от него.

Бог говорит: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16: 15). Бог говорит здесь, что блажен тот человек, который блюдет себя, свою веру, свои отношения с Богом и Церковью, чтобы не остаться ему нагим, когда другие увидели бы его наготу, а он стыдился бы. Человек Божий – благоразумный, сознательный. Он обладает рассудительностью и хранит мир, что бы ни случилось. Конечно, он сопереживает тому, что происходит вокруг него, но он не теряет мира, поскольку чувствует присутствие Божие.

Человек Божий – благоразумный, сознательный. Он обладает рассудительностью и хранит мир, что бы ни случилось

«И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16: 16). Сатана собирает всех царей земли в одном месте, которое по-еврейски называется Армагеддон. Армагеддон – это плоскогорье в Палестине (оно до сих пор есть), рядом с горой Кармил. Там произойдет огромная битва. Хотя наверняка мы не знаем, не обязательно она будет именно на этом месте. Произойдет последняя битва, очень сильная и огромная по охвату битва, разрушительная. Последняя война перед пришествием нашего Христа.

«Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16: 17). Все, что должно было совершиться, совершилось.

«И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!» (Откр. 16: 18). После того, как раздался голос, говорящий, что все совершилось, произошли молнии, громы, голоса, огромное землетрясение, каких не было никогда прежде.

«И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16: 19). Здесь говорится о великом городе. Некоторые считают, что это Рим, столица Римской империи, который пал и разрушился (как и империя, само собой). Иные считают, что это Иерусалим, и разные другие города. Но кажется, что это символический город, который будет разрушен от огромного землетрясения.

4.JPG
Д. Гюстав. «Падение Вавилона»

«И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (Откр. 16: 20–21). Люди хулили Бога за язвы от града, который был размером с талант (это была обменная монета, значительная по размеру). Они не покаялись, но хулили Бога. То, что нас должно волновать, это не время, когда все это произойдет (оно случится, как бы то ни было). Времени никто не может знать, поскольку Бог попускает происходить различным вещам в зависимости от покаяния или нераскаянности людей.

Помните, как было с Ниневией, древним городом, о котором упоминается в Ветхом Завете? Бог сказал пророку Ионе: «Иди, скажи ниневитянам, жителям Ниневии, что их город будет разрушен через три дня по причине грехов, совершающихся в этом городе». Иона, будучи пророком Божиим, знал Бога и не хотел идти, зная, что они покаются и Бог не станет разрушать их город, и тогда Иона окажется обманщиком. Они будут жить дальше долгие годы, а ему станут говорить: «Зачем ты нас обманывал? Бог не стал разрушать наш город!»

Помните перипетии с Ионой? Когда его съел кит, а потом через три дня отпустил его? Он пришел в Ниневию, сказал людям: «Через три дня Ниневия будет разрушена!» Люди плакали, постились, скорбели, молились, и город остался цел. Он был разрушен позднее, через 100 лет. Получилось, что бедный Иона сказал неправду, от чего у него родилось множество помыслов против Бога: «Видишь, я теперь оказался обманщиком! Как меня примут в этом городе?» Произошла эта прекрасная история с Ниневией.

Бог, смотря на покаяние людей, попускает разные вещи, происходящие в этом мире. Потому никто не знает последнего часа, кроме Всеведущего Бога. Но Бог не планирует: «В такой-то час наступит Второе Пришествие!» Это определят сами люди согласно их покаянию. Если нет покаяния в мире, тогда люди не спасаются, тогда теряется сам смысл существования этого мира и всей вселенной. Пока существует Церковь, пока совершается Божественная литургия, пока спасаются люди, существует смысл существования мира, существует цель жизни. А если не существует смысла, то не будет и самого мира. То, что должно нас заботить, – это то, как мы сможем пройти через все те трудности, которые либо будут происходить в течение долгих лет, либо произойдут внезапно, как говорится в Писании, либо постепенно, потихонечку. То, что нас спасает, и то, за чем мы должны следить, – это чтобы мы оставались соединены со Христом и Церковью.

Бог не планирует: «В такой-то час наступит Второе Пришествие!» Это определят сами люди согласно их покаянию

Многие люди задаются вопросом, что же мы будем делать в эти страшные времена, какой будет критерий того, что мы спасаемся? К ним приходят помыслы: «Нас прельстят, мы потеряемся, нас обманут!» – и они начинают противостоять. Однако когда человек начинает борьбу, имея такие помыслы, нехорошую борьбу, рождающую беспокойство, неверие, волнение, – это не от Бога. Духовные вещи не производят в душе человека беспокойство, страх и беспорядок. Для нас ответ на этот вопрос – простой и очевидный: оставаться вместе с Церковью. Тот, кто остается с Церковью, пребывает в спасительном ковчеге. Церковь никогда не исчезнет и никогда не прельстится. Многие приводят слова Евангелия о том, что прельстятся даже избранные. Избранные могут прельститься, но Церковь – никогда.

5.JPG
Корабль веры. Русская икона рубеж XVII–XVIII вв.

Мы сейчас пережили небольшое испытание в период коронавируса. Действительно, в этот период многие переживали огромное разочарование, видя людей Церкви, которые поступали не так, как бы нам хотелось. Но ведь каждый человек имеет свое мнение и свободу поступать так, как он считает нужным. Свобода человека никогда не отвергается. Но до сих пор есть такие люди, которые считают, например, что священник, сделавший прививку, теперь должен быть повторно рукоположен или миропомазан, что он лишился благодати, что он теперь бесноватый; что не должны причащаться те люди, которые сделали прививку. Но это хула. Хочешь сделать прививку – делай, не хочешь – не делай. Не надо это связывать с вопросами веры. Я не хочу своими словами поддержать одно или другое, но хочу сказать, что тот, кто остается с Церковью, – тот спасается.

Помню, когда мы были на Святой Горе, тогда уже появились товары со штрихкодами. Поднялся шум и беспокойство, что вполне естественно и оправдано и для мирян, и даже для афонских монахов, которые находятся далеко от мира и не знают, что происходит. И нас всех какой-то период времени занимала тема о штрихкодах, о числе 666, об антихристе, об одном, о другом. К старцу Паисию приехал один человек, немного странный. Я был тогда у него. Старец угостил его лукумом с орешками, очень вкусным лукумом. Говорит: «Возьми!» «Нет, я не ем такое». «Почему?» «Он прельщенный». «Лукум прельщенный?» «Да! Он с орехами. Они из Индии, они в прелести!» Старец Паисий начал рвать на себе волосы. Разное говорили…

Я пошел к старцу Ефрему в Катунаки, к святому Ефрему, спросил его: «Геронда, что будем делать со всем тем, что происходит?» «Отче, почему ты беспокоишься? Ведь у нас есть Церковь – ковчег спасения. Мы внутри Церкви и пойдем вместе с ней. Нам не нужно ни о чем беспокоиться, ни задаваться вопросами, ни говорить, что мы будем выбирать. Ты будешь выбирать? Церковь скажет тебе, от Бога это или от антихриста. Это Церковь примет решение о том, что будет происходить. Нас же должно заботить то, как нам остаться соединенными с Церковью. Это искомое. Кто отделяется от Церкви – теряется, а кто остается соединенным с Церковью – спасается».

Кто отделяется от Церкви – теряется, а кто остается соединенным с Церковью – спасается

Приведу вам один простой пример. В этом году, в 2024-м, прошло сто лет со времени, когда возникла проблема с календарем. В 1924 году перешли на другой календарь (новый стиль). Не во всех церквах, а в Греческой, Кипрской, Александрийской, Антиохийской. Тогда началось движение среди простых благочестивых людей, они считали, что вопрос календаря – это вопрос веры и что ни в коем случае нельзя переходить на другой календарь, считали, что было ошибкой переходить на другой календарь. Они отделились от Церкви и боролись за то, чтобы жить по старому стилю, чтобы сохранить истинное православие. Что же произошло в итоге? Они ушли в раскол, образовалось несколько групп, разных ответвлений (сейчас есть 10–12 разных групп, отделенных друг от друга), все они совершенно отделились от Церкви. Церковь остается и продолжает идти своим путем, а они, к сожалению, отпали. Возможно, они в чем-то и были правы по логике вещей, внешне так могло показаться. Но последствия показали, что тот, кто остался вместе с Церковью, тот остался на спасительном пути.

6.JPG
Ш. Лохнер. «Страшный суд»

Догматически, идеологически, теоретически мы имеем все необходимое для спасения в Церкви. Если человек будет жить внимательно, подвизаться, опытно проживать Христа – он обязательно спасется. Если будет нерадеть, его не спасет одно то, что он является членом Церкви. Он должен подвизаться, чтобы сохранить себя в чистоте покаянием. Прелесть входит там, где мы отходим от Церкви. У нас нет повода беспокоиться, повода говорить: «Что же мы будем делать, как мы поймем, как сумеем различить?» Если мы обладаем простотой сердечной и взыскуем Христа, то для нас видимое знамение спасения – это Церковь. Без Церкви нет спасения. Ты можешь быть суперправославным в своем мышлении, но, если ты остаешься вне Церкви, для тебя не существует спасения. Поэтому мы можем продолжать нашу жизнь без всякого беспокойства. Мы читаем пророчества, читаем все то, что говорили отцы (а они говорили все это не ради того, чтобы нас запугать, они не были террористами), и видим, что они говорят: «Христос победит сатану и его орудия. Он победит и будет Женихом Церкви, Женихом наших душ».

– Геронда, Вы говорили сегодня в конце беседы, что важно оставаться верным Церкви. Но тема последних времен и непростых испытаний мучает многих людей. Вы сами знаете об этом, поскольку Вам очень часто задают подобные вопросы и из Греции, и отовсюду, звонят на радио. Позвольте задать один конкретный вопрос, о котором важно было бы услышать Ваше мнение. Сейчас существует враждебное настроение в отношении некоторых епископов и патриарха Варфоломея. О них очень отрицательно высказываются в разных кругах, называют их еретиками, по сути призывают народ отделяться от них. Пишут в интернете, в разных группах, приводят слова святых отцов, достойных иерархов, например, митрополита Августина (Кандиотиса), святых Косьмы Этолийского, Марка Эфесского. Они говорят об одном понятии – αποτοίχιση (отделение стеной), которое я не очень понимаю, может быть, Вы объясните. В общих чертах оно обозначает, что люди не поминают некоторых епископов, но не уходят в раскол. Лично я опираюсь на Ваши слова и постоянно говорю другим, что мы должны держаться Церкви. Может быть, Вы можете пояснить некоторые вещи, которые происходят, – глобализация, общение с римо-католиками и так далее?

– Хорошо, я скажу. Это феномен нашей эпохи, нездоровый и губительный. Они говорят о патриархе Варфоломее. Но Церковь – это не Варфоломей, не Афанасий, не Георгий, не какой-либо из патриархов. Патриарх может впасть в ересь. Церковь – это целое. Допустим, ты отделяешься от какого-то епископа-еретика. Мне здесь в Лимасоле присылали письма, что они хотят отделиться от меня, епископа-еретика. Я ответил одному из них (он был к тому же псалтом, певцом церковным): «Хорошо, отделяйся от меня. Но кому ты принадлежишь? Никому. Ты отделился от Церкви». Он два с половиной года не причащался, два с половиной года не исповедовался. Что делают эти люди? Отделяются стеной от Церкви и остаются сами по себе. Отделяюсь – это значит, что я говорю, что такой-то епископ – еретик. Действительно, существует правило Поместного Двукратного Собора, гласящее: «Если епископ говорит ересь, отделяйся». Хорошо, отделился от одного епископа, но не от Церкви. Ушел от Афанасия Лимасольского, иди к Кириллу Московскому или Порфирию Сербскому. Иди к какому-то епископу, чтобы принадлежать Церкви. А если ты не причащаешься, не исповедуешься, отдаляешься от таинств, такое отделение отдает тебя в руки демонам. Ты отрекаешься от своего Крещения. Может случиться, что какой-то епископ говорит ересь, и ты можешь уйти от него. Но не отделяться от Церкви. А эти люди оставляют всю Церковь и остаются нагими, теряя благодать. Уходят, а куда они идут?

Если ты не причащаешься, не исповедуешься, отдаляешься от таинств, такое отделение отдает тебя в руки демонам

Здесь у нас в митрополии был один священник, молодой. Какой-то бывший святогорец сказал ему, что он должен отделиться. Пришел он на Синод и говорит: «Я отделяюсь от вас, епископов-еретиков». Спрашиваю его: «Отче, а когда тебя рукоположили?» «Пять лет назад». «Кто тебя рукополагал?» «Георгий Пафосский». «Когда он тебя рукополагал, он был хорошим епископом, имел благодать, и ты стал пресвитером. А теперь, через пять лет, ты, священник, отрекаешься от епископа, который тебя рукополагал? Если он еретик, его осудит Церковь». Он, бедный, был настолько неграмотным, что даже молитву «Царю Небесный» не мог произнести.

Что тут скажешь? Конечно, у него есть право отделиться, уйти от епископа. Уходи от епископа-еретика, но иди к другому епископу. Бог установил иерархию в Церкви. Церковь это не что-то неопределенное, не облако, витающее в небесах, которое не имеет тела и не имеет ипостаси. Церковь имеет устроение, структуру. Существуют епископы, священники, диаконы, народ Божий, составляющие Церковь. Она не есть нечто облачное и неопределенное. Они не понимают, что своим уходом они делают то же, что делают протестанты, – делятся на тысячу кусков.

Сейчас они очень сильно разделены, каждый принадлежит своему течению, и в итоге переходят от одной хулы к другой хуле, от одного заблуждения к другому, сейчас уже дошли до того, что говорят, что не существует священства. Теперь у них нет епископа, нет священников. Помню одного старчика на Святой Горе, который был зилотом, был прельщенным. Он повесил чашу для Причастия на Царские врата и сказал: «Конец! Не существует больше священников в мире!» Но это великое заблуждение. А пока человек поймет свое заблуждение, оно заведет его очень далеко, оно не знает границ. И очень сложно вернуться назад прельщенному.

Наш приснопоминаемый старец говорил: «Дух немой и глухой». Не слышит и не понимает ничего. Чудеса увидят, воскрешение мертвых увидят и скажут: «Это диавол делает». Они никого и ничего не слушают. Спасутся те, кто имеет смирение и простоту, если смирятся и покаются. Но, к сожалению, это огромное заблуждение. Многие молодые ребята по ревности и неопытности попадают в такие сети.

Ко мне недавно пришел один парень, принес мне Пидалион, захотел меня научить. Я сказал ему: «Послушай, год назад ты бегал туда-сюда, я помню твою жизнь, поскольку ты исповедуешься у меня. А сейчас, через год, ты пришел, чтобы меня поучить канонам? Хотя бы постеснялся. Ты ведь еще даже лицей не окончил. Постыдился бы, ведь мы хотя бы в школах отучились, знакомы были со святыми людьми. А ты, 23-летний парень, пришел учить меня, будучи еще погружен в свои страсти и грехи? Прочел кое-что из канонов и начинаешь учить? Думаешь, что наши души уже только на выброс? У нас не осталось надежды на спасение, а ты спасаешься, который вчера еще не ходил в храм?» Это показывает, что такие заблуждения – порождения эгоизма, люди не слышат и не понимают ничего.

Перевела с греческого Мария Орехова
Источник: архив записей, монастырь Махера. 18.09.2024

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить