Дивное Успение Божией Матери

Каждый раз, когда мы празднуем Успение Владычицы нашей Богородицы, мы словно празднуем Пасху, летнюю Пасху. Матерь Божия приготовляет ее для нас. Успение – это дивный переход от смерти к жизни, это вторая Пасха, святая, непорочная и животворящая для человеческого рода, ибо сегодня препобеждаются законы природы. «Источник Жизни направляется к жизни, проходя через смерть», – говорит об Успении преподобный Иоанн Дамаскин. Кончина Той, Которая рождает Жизнь, превосходит наше земное понимание смерти, так что это называется даже не смертью, но «успением», «Божественным переходом» и переселением ко Господу. Святая кончина Божией Матери отверзает двери в небесную и бессмертную жизнь.

Фото 1 (54).JPG
Ф. Боттичини. «Успение Богородицы», 1475 г.

Успение Божией Матери – это неоспоримый факт, сохраненный Священным Преданием и включенный в учение Православной Церкви. Богородица была особым творением Божиим, превыше всех людей и ангелов – честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Она была единственной из человеческого рода, прожившей безупречно чистую жизнь. Господь благоволил Ей стать Его Матерью, и это находится за пределами понимания всех разумных существ. Поскольку Она никогда не грешила и никогда не поддавалась чувственным помыслам, Она жила на земле без телесных болезней. И хотя Она была сосудом, давшим Жизнь миру, Она подверглась, по сути, смерти земной. Но даже в этом Ее тело и душа не были отделены от Бога.

После Ее кончины Ее душа тотчас соединилась со Христом. В момент Успения Своей Матери, в присутствии Небесных Сил бесплотных и Своих святых, Христос Бог взял Ее святую душу на Небо. Как говорит нам преподобный Иоанн Дамаскин, Он взял Ее «к Своему Царскому Престолу, во Святая Святых». И по прошествии трех дней животворящее и жизнедающее тело Пресвятой Владычицы нашей Богородицы было перенесено к Ее Единородному и возлюбленному Сыну на Небо нетленным. Другими словами, здесь мы можем говорить о воскресении Богоматери во плоти. Но это воскресение было совершено не Ею Самой, а Ее Сыном и Богом.

Даже в смерти Ее тело и душа не были отделены от Бога

Одним из свидетелей этого воскресения Богоматери был апостол Фома, который не присутствовал при Ее погребении. Он прибыл туда поздно, фактически на три дня позже, чем остальные, и попросил других апостолов открыть Ее гробницу. И они увидели, как Матерь Божия вознеслась на Небеса, протянув апостолу Фоме Свой драгоценный и пречестный пояс. Чудо сие произошло подобно тому, как Христос Бог позволил этому же ученику прикоснуться к Своим ранам после Воскресения. Тело Матери Божией, как и тело Ее Сына, не подверглось во гробе ни малейшему тлению. После Воскресения Христова тела многих Его святых стали нетленными, так же и Богоприемное тело Богородицы. Преподобный Андрей Критский говорит, что поскольку Богоматерь осталась Приснодевой при рождении Христа, естественным сопутствующим фактором этого была нетленность Ее тела после Ее блаженной кончины: «Рождение избежало расхищения, а могила не приняла тления».

После Своего Успения Матерь Божия стала матерью нового творения, Церкви Христовой. У Нее – центральное положение в домостроительстве спасения человеков, так как именно от Нее Глава Церкви, Господь, принял Свою человеческую плоть: «И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). Ныне в Церкви Небесной Богородица имеет полноту благодати, будучи преисполнена боголепной славы и дерзновения пред Богом. Она стала Заступницей всей природы и всей твари, поэтому все творение почитает Ее как Госпожу и Деву, Царицу Небесную и Матерь Бога нашего.

После Своего Успения Матерь Божия стала матерью нового творения, Церкви Христовой

Через Богородицу и из-за Нее история всего мира вышла на другую орбиту, несравненно более величественную и превосходящую то, что существовало до Нее. Ни одно существо в мире не могло и не может быть совершеннее Ее. Согласно святым отцам, существует три вещи, которые Всемогущий Бог сотворил предельными в своем совершенстве: Воплощение Божественного Слова, Пресвятую Богородицу и ту райскую благодать, в которой будут пребывать те, кто спасется. 

После Воскресения Христова Матерь Божия была помощницей апостолов и всей Церкви. Она научала первых христиан вере в Бога, направляла их на пути к Нему, утешая их в скорбях. В апокрифах мы читаем, что Архангел Гавриил посетил Ее за три дня до Ее Успения, так же как он явился Ей во время Благовещения, и возвестил о предстоящем дивном переходе Ее от жизни земной к жизни небесной. Дух Святой чудесным образом собрал всех апостолов в Ее доме в Гефсимании, чтобы они могли получить Ее благословение и присутствовать при Ее погребении. 

После того, как они почтили Богоматерь, они попросили Ее преподать им последнее духовное научение. И Всесвятая рассказала им притчу, в которой мир сей сравнивался с ярмаркой, где наибольшую прибыль получает тот, кто лучше торгует. Она объяснила им, что так же дело обстоит и в духовных вопросах: тот, кто соблюдает заповеди Христовы с усердием и вниманием, получит большую прибыль в Царствии Небесном и будет в нем прославлен. Посему Она призвала их терпеливо подвизаться «добрым подвигом веры» (1 Тим. 6: 12). Воистину, радуется Богородица, когда видит, как мы боремся за свое спасение. Какую отраду это приносит Ей! И сама Она, когда жила на земле, вела духовную борьбу в Своей смиренной жизни. Будучи безгрешной, Она в этом не нуждалась. Но подвизалась Она, чтобы оставить для нас совершенный аскетический пример. После Ее Успения в Гефсимании, где Она жила, нашли плиты, на которых Она совершала поклоны, с глубокими следами от Ее молитвенных бдений. 

Фото 2 (62).JPG
Гробница Богородицы в Гефсимании

Давайте же будем стараться подражать Ее беспрекословному послушанию, Ее кротчайшему смирению, Ее внутреннему, духовному подвигу, Ее чистой пламенеющей молитве, непрестанному трезвению, которые Она являла; Ее неземной любви ко Господу и духовной боли, которую Она испытывала у подножия Голгофского Креста. Для тех, кто пребывает в брани телесной, Она становится Помощницей, Избавительницей и Наставницей целомудрия, даже если ранее те вели блудную жизнь. Давайте вспомним, что Матерь Божия сугубо помогала Марии Египетской в ее покаянии. И когда преподобная Мария удалилась в пустыню, чтобы принять на себя суровый аскетический подвиг, Богоматерь являлась ей, дабы утешить ее. 

Как главная Наставница монахов, Матерь Божия также является Подательницей им Божественных даров, особенно тем, кто подвизается на Святой Горе Афон. Именно через Нее был ниспослан дар сердечной молитвы святому Максиму Кавсокаливиту, святителю Григорию Паламе, преподобному Силуану ​​Афонскому, а также покойному старцу и отцу нашему Иосифу Исихасту, который напрямую связан с нашим братством. Еще одна причина, по которой сегодняшний день имеет особое значение для нас, духовных внуков старца Иосифа Исихаста, заключается в том, что именно в этот день в 1959 году он почил в Бозе. Он очень любил Матерь Божию и называл Ее «наша любимая кроткая Мати». От Нее он получил множество духовных прозрений, видений и даров. Действительно, одной из отличительных черт блаженных афонских отцов является их благоговейная любовь к Богоматери. Лишь при упоминании Ее имени некоторые из них не могли сдержать умилительных слез, источником которых была их чистая к Ней любовь. И лишь услышав Ее имя, боголюбивая душа исполняется радостью и благодарностью. Поэтому даже мысль о Богоматери, то есть памятование о Ее личности, освящает человека.

Воистину, радуется Богородица, когда видит, как мы боремся за свое спасение

Покойный отец наш Афанасий из монастыря Иверон говорил, что одна только любовь к Матери Божией приносила людям спасение, даже если кроме этой любви у них не было ничего из дел. В наши дни верующие должны всенепременно обращаться к заступничеству Божией Матери, и это поспособствует их спасению. В любой, даже малейшей нашей скорби и проблеме мы не должны забывать обращаться за помощью к нашей Покровительнице, Защитнице и Утешительнице всех малодушных. К Ней мы можем прибегнуть всегда и найти облегчение в скорби. Давайте же помолимся, чтобы Пресвятая Дева всегда ниспосылала всем нам Свое благословение, чтобы мы могли вести жизнь настоящую как можно более безопасно и невредимо, чтобы козни лукавого не касались нас, и чтобы Она соделала нас достойными Небесного Царства Своего Сына. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская 
Сайт Full-of-grace-and-truth.blogspot.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить