Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Клязьме

Уютное милое Подмосковье. Сколько приятных моментов жизни связано с ним у каждого москвича. Сколько здесь дивных мест, открытых и еще неизведанных. Одно из них – поселок Клязьма, в котором находится церковь Спаса Нерукотворного Образа. Без ложного пафоса можно сказать, что этот храм – сердце поселка и гордость русского церковного зодчества.

1.jpg

Поселок Клязьма. Воспоминания

От Москвы до Клязьмы всего 27 км. Как говорят на просторах огромной страны – рукой подать. У поселка Клязьма, расположившегося среди соснового леса, своя интересная история. В ней можно выделить несколько событий, чтобы понять, почему в этих местах был построен прекрасный храм Спаса Нерукотворного Образа.

1843 год стал особенным: в Клязьме возникла Образцовая земледельческая усадьба. Здесь на 37 десятинах земли поселились молодые выпускники (выходцы из крестьянских семей) земледельческой школы, открытой по Указу императора Николая I под Петербургом. В этом живописном месте им предстояло заниматься проблемами организации образцовых хозяйств. Это поселение назвали очень лаконично – Хутор. Железная дорога внесла свои коррективы в сельскохозяйственную жизнь: появилась возможность ездить в Москву на заработки и обслуживать новых поселенцев – богатых дачников. Так прогрессивные идеи императора не получили ожидаемого развития.

В 1862 году был открыт первый участок железной дороги Москва – Сергиев Посад. Поезд делал остановку на станции Перловская, потом в Мытищах, Тарасовке и Мамонтовке. В 1898 году появился полустанок «Хутор», платформу построили в 1900 году. Причина была весьма уважительная: сюда уже давно приезжали многочисленные дачники, многие из них – весьма уважаемые люди.

Дело в том, что в 1902 году эти земли стали продаваться. Указ Столыпина от 1906 года давал право переводить участки земли в частную собственность, что противоречило общинному владению землей. Земледельческий «Хутор» уходил в прошлое. Его сменила буржуазная «Клязьма». В лесу рубились просеки и строились дачи – одна другой красивее. Это был ни с чем не сравнимый московский дачный стиль. В поселке имелось все, что нужно для отдыха: купальня на реке Клязьма, лодочная станция, кегельбаны, площадки для тенниса, лавки, аптека и парфюмерный магазин Руссковых, общественный круг. Приезжали выступать и артисты. Среди знаменитостей, не раз посещавших поселок Клязьма, – Федор Шаляпин. Стоит сказать, что поселок считался элитным. Одним из его обитателей был владелец знаменитой кондитерской фабрики А. И. Абрикосов со своей огромной семьей и водочный магнат П. А. Смирнов.

Была в дачном поселке и деревянная церковь Гребневской иконы Божией Матери, которая завораживала своей красотой и легкостью. В начале ХХ века к ней вела дорога, проложенная в лесу. Гребневский храм строился по проекту московского архитектора П. А. Виноградова, творившего в стиле неоклассицизма и модерна. Освятили храм в 1904 году. Через два года появилась 20-метровая колокольня с семью колоколами и ризницей. Этот проект принадлежал архитектору А. У. Белевичу. Средства на строительство собирали сами дачники. Местным жителям пришлась по душе изящная шатровая церковь, выполненная в традициях русского деревянного зодчества XVI–XVII веков. В 2007 году храм сгорел.

Деревянная церковь Гребневской иконы Божией Матери завораживала своей красотой и легкостью

Шло время, поселок разрастался: на 150 дачах обитало две тысячи жителей, не считая 100 крестьянских дворов. Во время службы церковь уже не могла вместить всех прихожан. Стало ясно, что нужен новый храм. Вопросом его возведения занялся один из дачников – Иван Афанасьевич Александренко. Для этого был и еще один повод – 300-летие Дома Романовых.

Иван Афанасьевич Александренко – меценат и благотворитель

Часто имена людей, стараниями и средствами которых строились храмы, остаются в тени. И это не совсем справедливо. Стоит чтить их память и благодарить. Иван Афанасьевич Александренко (1840–1921) был купцом первой гильдии и меценатом. Принадлежавшая ему текстильная фабрика в Малом Дровяном переулке Москвы выпускала не только различные ткани, но и церковную утварь по заказу Товарищества Оловянишниковых. Вспомним, что это были крупнейшие производители церковных колоколов в России.

2.jpg
Источник: сайт «Пушкино сегодня»

Для отдыха своей семьи Иван Афанасьевич выбрал село Клязьма. Его финансовые вклады и пожертвования способствовали развитию поселения. Усадьба Александренко на улице Пушкинской выделялась своим необычным сказочным видом и занимала целый квартал. В ее строительстве принимал участие художник, архитектор, дизайнер, преподаватель, мастер московского модерна, ученик В. М. Васнецова – Сергей Иванович Вашков, служивший на фабрике Ивана Афанасьевича. Строительство дачи шло в 1908–1909 годах, в период празднования 110-й годовщины со дня рождения А. С. Пушкина. Ее назвали «Усадьба сказки». Дача напоминала нарядный древнерусский терем, расписной и резной, а росписи – сюжеты добрых русских народных сказок. В 1989 году дача как образец русского модерна была признана памятником архитектуры федерального значения. Жаль, что ее судьба стала такой же, как у многих шедевров деревянного зодчества дореволюционного периода, а она сама – еще одной значительной потерей русской культуры. В 2003 году дача сгорела. Осталась лишь калитка – единственный фрагмент утраченной красоты.

Иван Александренко был верующим человеком, прихожанином Гребневского храма, председателем Попечительского совета этой церкви и ктитором, то есть лицом, выделявшим деньги на возведение, ремонт, украшение церкви или монастыря. В 1910–1911 годах на его средства построили церковно-приходскую школу Ивана и Пелагеи Александренко с четырьмя классами. Автором проекта был Сергей Иванович Вашков. В 1918 году Александренко доверили управление помещением церкви и ее имуществом. Но память об этом умном и душевном человеке все-таки больше связана с уникальным храмом Спаса Нерукотворного Образа.

Храм-памятник в честь 300-летия Дома Романовых, Николая Мирликийского и митрополита Алексия

Судьба этой церкви отразила многие моменты жизни нашей страны, в которых проявились и высота человеческой души, и трагедия времени. Первоначальное название – храм во имя святителя Николая Чудотворца – сегодня забылось. Хотя новое появилось только в 1989 году. Дело в том, что церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного Образа только через 73 года после возведения. В это время местные жители занялись восстановлением статуса прихода и реставрацией храма.

Иван Афанасьевич Александренко возводил храм на свои личные средства. Местом стала земля к югу от церковно-приходской школы. Рисунок будущей церкви представил С.И. Вашков, архитектором стал В. И. Мотылев. Шел 1913 год.

Выбранный стиль – неорусский с оттенком модерна – и удивлял и восхищал, что не ушло и по сей день. Храм кубической формы завершается увенчанной крестом шлемовидной главкой, к которой ведет сужающаяся горка кокошников. Этот декоративный элемент придает храму сказочность, парение и нежность. На ленте барабана, выполненной из изразцов, сохранилась надпись о годе основания храма. Завораживает и внешний декор: фасады покрыты майоликой и изразцами. На фасаде можно разглядеть изображения Николая Чудотворца и Святителя Алексия, митрополита Московского. Сегодня утраченные фрагменты изразцов заменены росписью. К сожалению, секреты создания специальной глазури утеряны.

Выбранный стиль – неорусский с оттенком модерна – удивлял и восхищал, что не ушло и по сей день

Пристроенная с запада звонница имела 15 колоколов. Сегодня они вновь на своем месте, но это новые колокола. Под звонницей – вход в храм. Дверь портала обита чеканным железом. Ручки – массивные кольца. Стоит представить зеленую черепицу, которая покрывала крышу храма, да изразцовый арочный проем, да яркие краски керамических панно. Но и после всех потерь храм предстает как чудо.

Храм возводился три года, с 1913-го по 1916-й. Однако его внутренняя отделка не была завершена: стены просто побелили. Помешали печальные события: сначала Первая мировая война, затем революция 1917 года, Гражданская война и годы наступившего безбожия.

Интересен один факт. Мастерская архитектора Василия Ивановича Мотылева находилась по адресу Большая Дмитровка, 9. В ней располагался отдел, занимавшийся отоплением и вентиляцией, а также применением железобетона – строительного материала из бетона и стали, запатентованного в 1867 году Жозефом Монье. Церковь в поселке Клязьма стала первым храмом из железобетона. Но, кажется, выстоять ей помогло не это, а вера в Бога и молитвы жителей поселка.

3.jpg
Фотография 1986 года. Источник: sobory.ru

История страны: жестокие страницы

В советское время жизнь поселка Клязьма изменилась. Ушла атмосфера легкости и веселья, общности и понимания при совершении дел на благо поселка. В 1920 году началась конфискация дач. В некоторых из них размещали приюты и школы для сирот и беспризорных детей. Часть была передана в ведение Московского Союза писателей. В этом было что-то грустно-символическое: ведь по традиции улицы поселка называли в честь русских писателей. Теперь здесь отдыхали и работали советские писатели. В 1930 годах в бывших дачах стали жить рабочие с предприятий, находившихся в Мытищах. Им было явно не до молитв.

В неосвященной церкви святителя Николая Чудотворца шла жизнь, далекая от служения Богу. Это было просто здание, в котором размещались общежитие, коммунальные квартиры, пионерский лагерь, склад декораций и инвентаря Московского драматического театра им. А. Н. Островского, открытого в 1935 году. Но сначала церковь разорили: снесли колокольню и маковки.

В неосвященной церкви святителя Николая шла жизнь, далекая от служения Богу

Деревянный Гребневский храм, такой любимый жителями поселка, закрыли в 1939 году. И отдали под среднюю школу, а потом – спортивной группе общества «Спартак».

Жилья в поселке не хватало. К тому же для москвичей вновь стал актуален дачный отдых. Под сруб пошел лес за каменной церковью. Древесина была очень нужна: строились дачи Моссовета. Да и река Клязьма обмелела после строительства Клязьминского и Учинского водохранилищ.

Современность

Времена меняются. В 1989 году с Божией помощью в храме Спаса Нерукотворного Образа было совершено первое богослужение – водосвятный молебен. В 1990 – на праздник Воскресения Господня – состоялась первая Божественная литургия. В 1992 году в храме возобновились службы.

К сожалению, в 2007 году деревянный Гребневский храм сгорел. Осталась только спасенная Гребневская икона Божией матери да закладная доска 1902 года. Но Божией милостью был найден колокол, сброшенный с шатровой колокольни в 1938 году. В 1903 году этот колокол подарила Ф. П. Кондрашова.

Сегодня церковь Гребневской иконы Божией Матери, восстановленная в камне, и храм Спаса Нерукотворного образа объединены в один приход. При нем работает воскресная школа. Не отделено от церквей и здание бывшей церковно-приходской школы.

А поселок Клязьма стал памятником истории и культуры, в котором еще можно увидеть редкие образцы дачного строительства конца XIX – начала XX века. Храм Спаса Нерукотворного Образа получил статус объекта культурного наследия России.

4.jpg
Источник: sobory.ru

Память

В декабре 2021 года были найдены могилы Ивана Афанасьевича и его супруги Пелагеи Сергеевны Александренко. Доброта этих людей не забылась. Тихая молитва о них всегда будет звучать на благодарных устах, соединяясь с мелодией колокольного звона. Потому что стоят эти два храма. И к ним идут и идут люди.

Ольга Сокиркина 26 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить