Границы толерантности православного христианина

«Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий». Таково определение толерантности в точки зрения социологии. Каждый человек свои границы толерантности определяет сам: что он готов принимать, а быть может, и терпеть, а какие людские качества и поступки невозможно выносить и нельзя оправдывать. Что говорит о вопросах терпимости Евангелие? В рубрике «Ответ священника» на вопрос, что есть толерантность для христианина, отвечают клирики Русской Православной Церкви. 

Иерей Леонид Кудрячов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы города Оренбурга:

Если понимать толерантность как базовое умение спокойного взаимного сосуществования людей в эпоху глобализации, то она, конечно же, нужна. Если же от нас начинают требовать только положительного отношения ко всему на свете, отказ от критики и нравственной оценки, то, извините, это уже совсем другая история. Иногда такую толерантность объясняют словами Евангелия: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Но разве Христос учит безрассудству и потворству злу? В Евангелии от Матфея несколькими стихами ниже мы читаем о «псах» и «свиньях», на которых не стоит растрачивать силы и время благовестия. Но, чтобы определить, кто есть кто, необходимо произвести – не суд! – но суждение, а затем скорректировать свои действия. И заповедь о любви к врагам только в том случае обретает смысл, когда есть понимание, кто мой друг, а кто и почему – враг. Мы будем молиться за наших врагов, благословлять их, а не проклинать, однако не станем им поддакивать и уподобляться.

Протоиерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Почтовое Бахчисарайского района Республики Крым: 

– Во-первых, нам, православным, необходимо бережно относиться к языку, к традиционным понятиям и терминологии церковной культуры. Итак, назовем толерантность терпимостью. Что мы находим об этом у святых отцов? Первое и самое распространенное определение: ненавидь грех, но люби самого человека. И прежде всего это относится к каждому из нас. Мы должны быть абсолютно нетерпимы к собственным страстям и бороться с ними, не оправдывая себя, в то же время любя свою душу, призванную к единству с Богом. Если же говорить о других людях, то внутрицерковная терпимость именуется у нас икономией, то есть снисхождением к чужой немощи. Но это каноническое право предполагает осознание человеком своей греховности и покаянное чувство, так что святые отцы единогласно говорят, что и степень наказания, строгость епитимьи за совершенный грех находится в прямом соответствии со степенью покаяния человека. Но наше отношение к самому греху, особенно к тяжким грехам, в том числе в «общественном пространстве», должно быть абсолютно непримиримым. То есть невозможно оправдание греха. Напротив, наша задача – обличать страсти и грехи как проявления зла, прямо и ясно говорить о гибельном последствии страстей для человеческой жизни, о том, что бесстрастие – это одна из целей христианской жизни. 

Границы же терпимости определяются канонами и, конечно, в конкретных случаях, – христианской совестью, которая, по слову святых отцов, должна быть обучена опытному различению добра и зла. Мы все должны быть водимы Единым Духом, Который в каждом конкретном случае обязательно подскажет и научит, как поступать в отношении того или иного человека, совершившего грех или беззаконие, свидетелем которого мы являемся. Здесь прописать все невозможно. Как в Священном Писании сказано: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3: 8). Дай Бог нам жить так, чтобы Дух Святой «дышал» в нас и наставлял нас, руководил нами, учил на всякое время и на всякий час «что нам подобает творить и глаголати».

Сергей Карамышев, настоятель храма Святой Троицы поселка Каменники, Рыбинского сельского благочиния Рыбинской и Романов-Борисоглебской епархии: 

– Границы толерантности для христианина, если кратко, определяются законом Божиим и совестью. Вообще, по моему мнению, следует поменьше употреблять это ставшее в последние десятилетия модным слово, потому что происходит подмена понятий. Две главные христианские заповеди сформулированы совершенно определенно: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею и возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк. 12: 30–31). Опять же, не сказано «будьте терпимы», но «любите врагов ваших». Любовь – самое пламенное чувство, любовь всегда подвиг. А для всего лишь терпимости подвига не требуется, и она в конечном счете ведет к равнодушию, к притуплению нравственного чувства. Так что не стоит выставлять толерантность в качестве универсальной добродетели. Это лишь инструмент, которым мы пользуемся, живя в человеческом обществе. Иногда им нужно пользоваться, а иногда – откладывать в сторону. Следует быть в известной мере терпимым к чужим недостаткам – до тех пор, пока они не перерастают в преступления. А вот к личным грехам толерантным быть не стоит, потому что это будет началом духовной смерти. Когда организм становится толерантным к вирусам, дела его плохи. Так и душа: когда она становится равнодушной к возникающим в ней греховным мыслям и чувствованиям, начинает идти путем саморазрушения. Так что лучше бодрствовать над собственной душой и стремиться не столько к толерантности, сколько к любви, которая, по апостолу Павлу, есть совокупность совершенства (Кол. 3: 14).

Протоиерей Алексий Лисняк, настоятель Богоявленского храма села Орлово Воронежской области: 

Мы – россияне, мы живем в прекрасной многонациональной и многокультурной стране. Для нас терпимость к окружающим вполне нормальна. Но сейчас в нашу жизнь настойчиво внедряется то, что нормой быть не может, и делается это как раз посредством вот таких искусственных повесток о якобы толерантности. А технологии здесь просты: обратите как-нибудь внимание на способ расширения границ нашей терпимости, как это делается, например, при помощи обычной торговой рекламы: вначале звучит неоспоримый постулат о том, что все мы разные, мол, кто-то любит чай, а кто-то кофе, кто-то любит кошек, а кто-то собак, кто-то лыжи, а кто-то сноуборд – вот, уже прослеживается логическая цепочка, можно бы закончить и предложить наконец свой товар, но ряд искусственно продолжается: кто-то выходит замуж за парней, а кто-то за свою лучшую подругу... Стоп! Логическая цепочка давно закончилась, вы заметили, где она закончилась? Вот тут-то на авансцену и выходит искусственный вопрос о толерантности, мол, надо быть терпимым, ведь кто-то любит кошек, а кто-то собак, все мы разные… Граница толерантности очевидна: там, где начинается пропаганда греха, где начинается легализация греха, где грех начинают преподносить как норму, там и заканчивается территория нашей христианской терпимости. По-моему, граница толерантности отчетливо видна невооруженным взглядом, просто надо быть повнимательнее! Время такое.

Там, где начинается легализация греха, там и заканчивается территория нашей христианской терпимости

Иерей Василий Куценко, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины города Саратова: 

– Есть очень простой принцип: люби грешника и ненавидь грех. Христианин осуждает грех, здесь не может быть речи о толерантности. Но при этом любит и с терпением относится к человеку, этот грех совершающему. Ведь и сама идея толерантности христианская. Вспомним поведение апостола Павла в афинском ареопаге. Апостол «возмутился духом», увидев идолов, но при этом сказал афинянам: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17: 16, 22). Не за идолопоклонство апостол хвалит афинян, а за стремление к познанию Бога, и говорит им о Едином истинном Боге. Так нужно поступать и нам. К сожалению, сейчас толерантность понимается как признание любых взглядов, образа жизни, поведения, при этом отрицается само понятие греха.

Записала Алина Темнова


Ответ священника 16 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить