«Пасху хваляще вечную»

Свет и Радость в Праздник не отъять,
Хоть любой далек от совершенства,
И душа, вбирая Благодать,
Прикоснется к Вечному Блаженству!

*
Уста без сердца – праздные реченья,
Как без огня легконосимый дым.
Да возвестим, исполнив назначенье,
Христос Воскресе! – житием своим. 


Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

В день отдания праздника Пасхи насельники монастыря отвечают на вопрос о том, как сохранить Пасхальную радость.

3.jpeg

Иеромонах Ириней (Пиковский):

Пасхальная радость может сопровождать человека всю жизнь, если у него есть крепкая вера в Воскресшего Господа Иисуса Христа. Потому что это та вера, которая победила мир, вернее, все земное, что человека делает частью земной системы взаимоотношений, вместе с ее страстностью, тленностью, увлеченностью разными кумирами. И вот когда человек понимает, что за этими ценностям, которые останутся на земле, есть вечные ценности, ради которых стоить жить и дорожить жизнью, он саму жизнь преображает, ее перестраивает.

Пасхальная радость может сопровождать человека всю жизнь, если у него есть крепкая вера в Воскресшего Господа Иисуса Христа

В некоторых случаях речь идет не только о прибавлении утренних и вечерних молитв к повседневной жизни, а именно о перестройке самой жизни. Кто-то меняет работу, кто-то меняет увлечения, круг друзей, свой отдых, свою неделю в плане приоритетов, долгосрочных ожидаемых результатов.

Итак, когда у человека есть эта вера в Воскресшего Спасителя, Который всегда, вчера и ныне, Тот же, Который встречается со мной не только в храме раз в году при праздновании Пасхи Христовой, Который слышит мои молитвы, разделяет со мной иго, бремя повседневной жизни, то у такого человека пасхальная радость может быть каждый день, всегда. И особенно тогда, когда становится плохо, когда он понимает, что это пройдет и есть нечто более важное, более ценное, что стоит за любой скорбью и за любым недоразумением. Поэтому пасхальную радость сохранить можно. Но здесь нет простого ответа.

Чтобы дать ответ, что конкретно мне нужно сделать, чтобы эту радость продлить, нужен глубокий взгляд ищущего ответ на данный вопрос. И нужна работа над собой. Если в какой-то момент я чувствую, что теряю эту радость, то нужно сразу же проанализировать, в какой момент и по какой причине это происходит.

Если я смог или смогла ее приобрести, то в том, как ее удержать, помогает и духовный совет, прежде всего, с духовником, с опытными христианами. Иногда даже, бывает, враги помогают это понять. Они наши лучшие учителя, потому что они честно и нелицеприятно скажут нам все, что они о нас думают. И, следовательно, они помогут нам скорректировать поведение или образ мышления. Итак, нужна внимательность, это раз. Это то, что святые отцы называют трезвением, бодрствованием над своей душой или размышлением.

Второе – нужна чувствительность. Особенно когда мы видим тот или иной знак, ответ Божий или Божие чудо. Многие люди так или иначе, хотя об этом не принято говорить, переживают в своей жизни чудеса, но очень быстро об этом забывают. Они похожи на тех самых девять прокаженных, которые, пережив чудо, ушли, убежали и не вернулись прославить Господа Иисуса.

3.jpeg

И поэтому мы обращаем как раз внимание на того самаритянина, который вернулся воздать хвалу Богу, и пытаемся этот момент посредством своей чувствительности удержать и продлить, прежде всего через слова благодарности Творцу за то, что Он нам дал такое счастье пережить это чудо. Итак, второе – чувствительность.

И третий фактор – это настойчивость. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. И что же мы хотим, чтобы в духовной жизни все давалось легко и просто? В той самой духовной жизни, которая имеет ценою Жизнь! И что же мы хотим, чтобы мы легко и просто пришли в церковь, освятили вербу, и после этого верба должна нас защищать целый год?.. Нет. Нужна настойчивость и упорство работы над собой, над тем, чтобы себя сделать лучше. Как? Посредством очищения своего сердца. Куда, в чистое сердце, конечно, приходит Дух Святой, наставляя на всякую истину, сподобляя Божией благодати и вдохновения на добрые дела.

Нужна настойчивость и упорство работы над собой, чтобы себя сделать лучше. Как? Посредством очищения своего сердца

Иеромонах Платон (Кудласевич):

Светлое Христово Воскресение – это самый радостный праздник для всех верующих людей. Это торжество жизни над смертью, торжество добра над злом. Господь Иисус Христос через страдания, Крестную смерть и Воскресение открыл двери Рая и подарил возможность войти в Царствие Небесное каждому желающему.

Чтобы сохранить радость Светлого Христова Воскресения, святая Церковь предлагает участвовать в богослужениях Пасхальной недели. Они особенные, торжественные. Поются пасхальные гимны (канон, стихиры, Часы), после Литургии ежедневно совершается крестный ход, в пятницу освящается святая вода, в субботу раздается особая пасхальная просфора – артос. Всю неделю во всех храмах открыты Царские врата. Есть возможность еженедельно причащаться Святых Христовых Таин.

Верующие друг друга приветствуют словами «Христос воскресе!» Все это является свидетельством соучастия в радости о Воскресшем Спасителе.

На вопрос, как сохранить Пасхальную радость, хочется ответить просто: вместе с Церковью участвуй в Евхаристии и в богослужениях.

Сохранить Пасхальную радость просто: вместе с Церковью участвуй в Евхаристии и в богослужениях

Но как же сохранить Пасхальную радость хотя бы до отдания праздника Пасхи, а лучше – на целый год, до следующей Пасхи? Это прежде всего зависит от наших отношений с Богом, от нашего восприятия жизни и смысла жизни.

Любое благодарение Богу (не только за возможность проснуться утром, прожить еще один день, общаться с людьми, помогать им, делать необходимые для жизни дела, но также за возможность покаяния, исправления, участия в церковных Таинствах, за возможность обо́живания) является своего рода благодарением за Его благодеяния, к которым мы стали причастны благодаря Воплощению, страданию, Крестной смерти и Воскресению Иисуса Христа.

3.jpeg

Всё, что мы делаем в своей жизни ежедневно, постараемся наполнить благодарность Богу за Его любовь ко всем нам и к каждому в отдельности. Постараемся исполнять Евангелие, постараемся не только иногда вспоминать о Боге, но быть уверенными, что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20).

Напомню слова святителя Иоанна Златоуста в «Огласительном слове на Святую Пасху»:

«Щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит.

Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;

Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;

Воздержные и нерадивые, почтите этот день;

Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.

Трапеза обильна, – насыщайтесь все;

Телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.

Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.

Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.

Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя».

Иеродиакон Серафим (Чернышук):

Мне кажется, для грешных людей сохранить Пасхальную радость невозможно, к сожалению. Это – удел святых. Преподобный Серафим сподобился такого благодатного состояния, пройдя тяжелейшие искушения и скорби. Вот в будущей жизни, если Господь спасет по Своей неизреченной милости, и пойдем к Свету «веселыми ногами, Пасху хваляще вечную»…

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить