Абхазия православная. Храм священномученика Ипатия Гангрского

У самого въезда в Гагры всех приезжающих в теплую и гостеприимную Абхазию встречает храм VI века священномученика Ипатия Гангрского. Приблизительно 15 веков назад христиане в крепости Абаата, древнейшем оборонительном сооружении тех мест, построили церковь Покрова Божией Матери. Позже ее освятили во имя святого Ипатия Гангрского, епископа города Гангры, что в Пафлагонии, малоазиатской области. Храм, увы, не избежал разорения и запустения, но восстановленный в 1902 году на средства принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки Николая I, собирал на молитву сотни верующих. В 1917 году церковь вновь закрыли, теперь уже большевики, и открыли лишь как музей в конце 50-х годов ХХ века.

1.jpg

Несмотря на то, что в настоящий момент в первозданном виде крепость Абаата не сохранилась, храм, который является древнейшим образцом трехцерковных базилик, остался нетронутым.

В 2009 году была подписана декларация о создании Абхазской Православной Церкви. Ей были переданы все православные храмы и монастырские комплексы, действующие на территории республики. В 2012 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был совершен чин освящения храма, и в нем стали регулярно совершаться богослужения.

Если обратиться к историческим источникам, то можно увидеть, что существуют разночтения, в честь кого же освящен храм: священномученика Ипатия Гангрского, епископа, участвовавшего в I Вселенском Соборе, на котором была осуждена ересь Ария, или же в честь Ипатия Гагрского, жившего в пещере у горы Мамзышьха.

– У нас в храме есть икона Ипатия Гагрского, монаха, подвижника, который жил здесь, – поясняет настоятель храма игумен Афанасий (Ковальчук), – мы почитаем обоих святых, но храм освящен в честь священномученика Ипатия Гангрского. Где-то лет десять назад абхазы стали массово принимать Крещение. Я служу здесь около 20 лет и помню, как однажды крестил на реке одновременно сто взрослых. Почти четыре часа я был по колено в воде и не заболел, милостью Божией. Другой священник в это время крестил в храме сто детей. Ко Христу здесь многие пришли после грузино-абхазской войны 1992–93 годов. Сейчас уже меньше людей крестится, потому что многие уже приняли веру, и более половины абхазов – это христиане. В республике при этом какая-то часть мусульман и часть – язычников. Но здесь люди стараются уживаться мирно. В Чечне, в Дагестане более взрывоопасная обстановка. В Абхазии относительно мирно.

Вторит отцу настоятелю и его верная помощница монахиня Евфросиния (Гордиюк). 

– Надо сказать, что нам, русским и украинцам, а я родом с Украины, нужно у них поучиться вере. Если человек принимает православие, он боится обидеть, оскорбить Бога даже в мелочах. Конечно, здесь много язычников, много атеистов, но радует, что в воскресный день к Чаше подходит около 30 человек, и это в самый разгар летнего сезона, когда большинство местных занято приемом туристов, своими садами и огородами, а гости Абхазии отдыхают у моря.

Если человек здесь принимает православие, он боится обидеть, оскорбить Бога даже в мелочах

Мать Евфросиния – человек в этом храме незаменимый, хоть и говорят, что таких не существует. Она и чтец, и певчая, и регент, и успевает за свечным ящиком потрудиться. Матушка еще личный водитель игумена Афанасия. Его частенько вызывают на требы, а добираться общественным транспортом долго и жарко, поэтому на помощь приходит монахиня Евфросиния. Сейчас просфоры привозят из сухумского кафедрального собора, а раньше, закончив все другие послушания, она ночью пекла дома просфоры. А труд этот физически очень тяжелый. Живет она в другом районе Абхазии, потому иногда приходится ночевать в келейке при храме.

– Монаху всё равно, где служить, лишь бы служить Богу и людям. И раз Он поставил меня сюда, значит я здесь нужна. Но, думаю, что в монастыре легче, чем здесь, потому что у монаха есть определенное послушание и он его исполняет. Просфоры печь или за скотом ухаживать, а я здесь все сразу послушания несу, но не ропщу, дает Господь на всё силы, хоть их и немного, мне уже 63 года…

Монахиня Евфросиния (Гордиюк)

Матушка – человек удивительной судьбы. Она мечтала стать монахиней с юности, но постриг приняла в Почаевской лавре только после смерти матери. Та 20 лет провела в ГУЛАГе, веры и правды не предав.

– Это мамины зерна во мне проросли, – говорит монахиня Евфросиния. – Это она мне про Господа и Божию Матерь рассказывала. Хотела я в монашки давно, но духовник не благословил в первый раз, я тогда девочку взяла на воспитание, ей было 4 месяца. Надя… Я с ней такую духовную школу проходила и прохожу до сих пор. Поняла, как много значат гены… Дочери моей уже 18, помогает мне сейчас в храме.

Почаев, Украина, – глаза монахини мгновенно краснеют и наполняются слезами, она просит минуту, прежде чем продолжить свой рассказ, – я не могу спокойно об этом говорить… Господь меня оттуда увел еще до Майдана, а я всё недоумевала, почему, зачем, ведь всё вроде было хорошо. Теперь уже поняла, что был то Промысл Божий. Лавра – особое для меня место, и я всегда молюсь, чтобы Господь прекратил кровопролитие.

Отец Афанасий больше 30 лет подвизался в Свято-Успенской Почаевской лавре, потом – в Вильнюсе, в Свято-Духовом монастыре, в московском Даниловом монастыре. Потом было еще несколько обителей и приходов, и вот уже больше 20 лет батюшка живет в Абхазии. Когда Новоафонский монастырь ушел в раскол, игумен Афанасий немедленно его покинул. Теперь настоятельствует в старинном храме в Гаграх.

Игумен Афанасий (Ковальчук)

– Абхазский язык – весьма сложный, я им не владею, но сюда ходят молиться местные жители, а значит, мы должны служить и на их родном языке. Читаем часы на абхазском, Символ веры на Литургии и «Отче наш» всегда на двух языках, а также некоторые тропари и кондаки праздников. Наша регент – абхазка и язык знает, так что с этим проблем нет.

Храм в Гаграх совсем небольшой, едва ли в него вместится и полсотни человек. Он не выделяется особенными художественными достоинствами, но слышавший столько молитвенных обращений, столько слов покаяния, видевший столько любви и чудесных исцелений, не отпускает. Переступая порог храма, ты попадаешь в другой мир. На улице шумное лето, музыка, звуки проносящихся мимо автомобилей, море, а здесь – тишина, покой и неспешный разговор с Богом.

Переступая порог храма, ты попадаешь в другой мир. На улице шумное лето, музыка, море, а здесь – тишина, покой и неспешный разговор с Богом

– У нас тут чудо настоящее случилось пару лет назад на Пасху, – рассказывает монахиня Евфросиния. – Когда все ждали схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу, мы увидели будто огненный всполох, такой, какой бывает в Кувуклии. А еще на фото, сделанном одной из прихожанок, запечатлен после праздника Троицы… Ангел, расправивший крылья.

Когда люди в наш храм заходят, они потом часто говорят, как им тут хорошо. Конечно, это же Дом Божий, да и от людей всё зависит, мы тут с любовью каждого встречаем, каждому рады. После Литургии обязательно кормим всех обедом, неважно, приехал ты на иномарке или можешь себе позволить внести пожертвование только на самую небольшую свечку.

В наш храм уже дважды приезжал президент Абхазии Аслан Бжания, он человек глубоко верующий и неравнодушный, обещал помочь в решении некоторых наших проблем.

Проблем у храма, увы, немало, и прежде всего это отсутствие помещения для воскресной школы. Еще несколько лет назад здесь учили детей Закону Божию, ставили спектакли на духовные темы, проводили уроки лепки. Сейчас, увы, такой возможности нет.


Еще одна проблема – финансирование. Приход живет на пожертвования, ктиторов и благотворителей нет. Приходится зарабатывать самим и на содержание храма, и на его украшение, на приобретение утвари. Но приход старается помогать всем, кто просит о помощи. Продуктами, вещами, деньгами. В Абхазии очень маленькая пенсия, и как людям выживать, непонятно.

– Мы не жалуемся, упаси Господи, – говорит монахиня Евфросиния. – Господь и Божия Матерь нас не оставляют, и, конечно, наш святой – священномученик Ипатий. За два года удалось накопить на колокола, стоят вот перед храмом. Сама выучилась на них звонить, эх, был бы кто, кто мог мне в этом помочь. У меня есть музыкальное образование, я и на клиросе пела, но колокольный звон – это отдельное искусство.

В монашеской традиции принято за трапезой кому-то из братьев читать жития святых, и здесь, в приходском храме, по благословению настоятеля никаких праздных разговоров во время обеда не ведется, все слушают душеполезные чтения. Раньше других завершив скромную трапезу, отца диакона, который начинает чтение, сменяет сам отец Афанасий.

У него болит сердце за нынешнее поколение, для которого «богом» стал интернет и телевизор.

– Порой приходят очень странные люди, – сокрушается отец настоятель. – Как-то группу женщин я попросил надеть платки. А они говорят в ответ: «Ты что нас гонишь? Мы пришли покаяться, а ты нас гонишь». Я тогда тоже открыл рот и сказал: «Дорогие, а вы читали Библию? Там написано, что если женщина одевается в мужскую одежду, то будет она проклята. Так говорит Господь. А если мужчина наденет женскую, то тоже будет проклят». И женщины замолчали. Я их не ругал, просто по-хорошему сказал, а они возмутились. Многие приходят и говорят, что не надо их учить, не надо им указывать. Вот до чего люди дошли. Раньше была культура, и даже безбожник бы себе такого не позволил. Помню, как при Брежневе еще в ресторан не пускали без костюма с галстуком. А они дерзают полуголыми идти в храм и даже не чувствуют стыда! Потеряна честь, совесть, всё потеряно. Они идут в храм, как в музей, в магазин. Раньше даже атеисты имели страх и благоговение перед Церковью.

1.jpg

Людям надо говорить о мире. Сейчас нет мира среди христиан, разваливаются семьи. Телевизор и интернет работают везде и действуют разрушительно. Архимандрит Рафаил (Карелин) говорит об этих вещах как о разрушителях, которые всё превращают в безжизненную пустыню. Старцу Косме Этолийскому Бог показал, что в каждом доме в святом углу будет диавол, а рога его будут на крыше дома. Святые отцы говорят, что раньше диавол искушал людей на расстоянии. А сейчас он берет душу человека и играет с ней, как с куклой, в любом возрасте: от младенчества до старости. Через интернет, через игры нечистый взял умы и сердца и пленил их. И сколько сейчас становится бесноватых, одержимых, зомби. Я видел однажды, как два мальчика приехали отдыхать и даже не пошли на море, сидели в гаджетах, и им ничего не было интересно вокруг.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что в последние времена придут все соблазны мира, которых не было и больше не будет. Всё придет, и спастись будет практически невозможно. Но Господь будет спасать через скорби, страдания и болезни монахов и мирских людей. Другого пути не будет. Господь всем пошлет скорби и болезни, потому что это будет единственный путь к спасению. Первые христиане несли огромный подвиг: посты, молитвы. Сейчас этого уже нет. Да и люди всё слабее и слабее. Но людям, которые хотят спастись, Господь посылает страдания, скорби, болезни, неудачи. Нужно всё претерпевать и принимать с благодарностью к Богу, да поможет всем нам Господь!

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить