«Благая весть о мире всему миру»

Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

1.jpg

«Благая весть о мире всему миру». Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Литургии, 7 апреля 2022 г. (Продолжительность 0:09:43 мин, размер 8,9 Мб)

Первые четыре книги Нового Завета обозначаются словом Евангелие. Евангелие с греческого языка означает «Благая Весть». В терминологии апостолов возвещение радостной вести о воскресшем Христе Спасителе называлось благовествованием (см.: 1 Кор. 9: 18). «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10: 15) – писал Павел Римлянам. Следовательно, именование сегодняшнего праздника Благовещением говорит нам о взаимосвязи Воскресения Христова с Его рождением, с самим зачатием и даже, более того, с самой встречей архангела Гавриила с Марией Девой. Благовещение служит преддверием и началом самой евангельской истории.

Именование праздника Благовещением говорит о взаимосвязи Воскресения Христова с Его рождением и с самим зачатием

Воплощение явило не только силу Отца и присутствие Его Духа, но и утверждение веры Пресвятой Девы. Приветствие архангела «Радуйся, Благодатная» открыло новую страницу в жизни человечества после грехопадения. Ева была проклята за непослушание, Мария, принимая волю Божию, услышала: «Благословенна Ты среди жен». Она, смиреннейшая среди жен, покорившись воли Божией, открыла дверь для явления Славы Божией и божественного кенозиса, умаления Логоса, Который, «будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2: 6–7). Возвещаемая пророками весть о рождении Мессии исполнилась не в царских палатах, а в пещере, незаметно для мира, тихо, словно легкое дуновение ветра. 

Однажды вдали от городов и деревень, на севере земли обетованной, на склоне горы Хермон Христос наедине спросил учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16: 13). Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16: 14). Не такое мнение о Себе хотел услышать Господь от Своих ближайших последователей, отмечает священномученик Иларион (Троицкий), «Вы за кого Меня почитаете? Ваше мнение должно быть иное, высшее». «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16), – прежде других ответил Петр. Он исповедал воплощение Сына Божия, сказал то же, что после написал в своем духовном Евангелии Иоанн, когда его ум, как орел, возлетел превыше видимой твари: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14). Великая тайна благочестия, прежде чем стала общепризнанной, сначала была исповедана в тайне от других устами апостола Петра.

Процесс преображения естества человеческого начался с Воплощения Сына Божия, а оно началось с Благовещения

Многие великие богословы во всей глубине раскрывали христологическое учение. Однако кратко и совершенно определенно эта истина была выражена намного раньше Халкидонского Собора: когда апостолы собрались около Иисуса Христа в пределах Кесарии Филипповой и Петр исповедал воплощение Сына Божия. Исповедание Петра, по замечанию святителя Илариона, может быть названо основанием Церкви по своему объективному значению, по своему содержанию, потому что в нем исповедан факт воплощения Бога… Процесс постепенного преображения естества человеческого и начался с воплощения Сына Божия, а продолжение и совершение этого процесса – в жизни церковной. Так неразрывно связаны воплощение и Церковь. Воплощение началось с Благовещения. Отметим, что дед, отец, а впоследствии и брат священномученика Илариона служили в храме Благовещения Пресвятой Богородицы деревни Липицы Московской губернии. 

2.jpg

Как Бог явился во плоти – великая тайна (см.: 1 Тим. 3: 16). Пророки возвещали, что придет некто «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9: 6), но одновременно называли Его Младенцем. В Евангелиях мы видим постоянное сокрытие Божества. Христос просит молчать о чудесах, избегает народного почитания, не говорит о Себе: «Я – Бог». Рождение Богомладенца воспевали ангелы на небесах и прославляли звезды, но то событие, которое теперь празднует весь христианский мир, прошло весьма незаметно для многих живущих на земле. От нас сокрыто то, как Иисус возрастал и укреплялся духом, постепенно телесно из младенца становился взрослым (см.: Лк. 2: 40). И даже само событие воплощения, которое было преддверием отсчета новой эры, описано в виде краткого диалога Марии с Архангелом Гавриилом только у Луки (см.: Лк. 1: 26–38).

Евангелие в мире древних греков сообщало о чьем-то рождении, об интронизации нового правителя или о заключении мира после войны. В Новом Завете также описывается рождение Царя, но царство Иисуса не от мира сего. Хотя Евангелие в писаниях апостолов называется Евангелием Царства (см.: Мф. 4: 23; 9: 35; 24: 14), но это не царство победителей в земных сражениях, а Царство побед над духами злобы поднебесной, «Евангелие благодати Божией» (Деян. 20: 24), «благовествование вашего спасения» (Еф. 1: 13) и «благовествование мира» (Еф. 6: 15).

В Нагорной проповеди внимающие словам Иисуса призываются быть солью земли. Иметь в себе соль означает иметь между собою мир (см.: Мк. 9: 50). Что имеет человек в мире от рождения? Скорбь. Что приобретает человек по вере в Воскресшего? Мир во Христе (см.: Ин. 16: 33). Верой мы получаем прощение своих грехов, оправдание, если «имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5: 1). Поэтому автор Послания к Евреям увещает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12: 14). Мир является качественной характеристикой проповеди Спасителя, миролюбивость – нравственным состоянием апостолов, призвание к миру во всем мире – одной из важнейших составляющих той Благой Вести, которую мы называем Евангелием. 

В одном из высказываний Иисуса есть провокационные для светских людей слова: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34). Призывает ли Христос в этих словах буквально взять в руки меч, оружие для устрашения и смерти? Когда Петр в Гефсиманском саду обнажил меч и отрезал ухо у слуги первосвященника, Учитель остановил его: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18: 11). Меч, который разделяет «человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее», – это исповедание веры, несение креста, любовь ко Господу, превышающая любовь к самым близким родственникам (см.: Мф. 10: 35–38). Это – личная Голгофа, распинающаяся на кресте любовь, когда человек за жизнь друзей полагает свою душу, а не забирает жизнь у друзей, чтобы сберечь что-то ценное для себя.

3.jpeg

Меч духовный – это слово Божие, которым братья и сестры во Христе призваны противостоять козням диавольским, духам злобы поднебесным, мироправителям тьмы века сего (см.: Еф. 6: 12).

Сын Человеческий приносит в мир сей мир не от мира сего. Это – мир в душе, крылья радости от примирения с Отцом Небесным. Этот мир приходит вместе с Утешителем, Духом Святым, посылаемым от Отца и напоминающим обо всем, чему учил Христос (см.: Ин. 14: 27). Это та тишина и невечерний покой, который несет свет, освобождает от сетей диавола и возносит горе к небесам. 

«Бог во Христе примирил с Собою мир… и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: "Примиритесь с Богом"», – увещает апостол Павел (2 Кор. 5: 19–20). Ибо по словам пророка Исайи, благовествующего на страницах Ветхого Завета о рождении Эммануила от Девы (см.: Ис. 7: 14), «прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "Воцарился Бог твой!"» (Ис. 52: 7). Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить