Богородица – самый лучший плод Богу от человечества

Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Картинка.png

Богородица – самый лучший плод Богу от человечества. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. (MP3 файл. Продолжительность 14:00 мин. Размер 6.40 Mb)

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Только что, дорогие братья и сестры, мы слышали евангельскую историю о Марфе и Марии. Господь находится в путешествии из Галилеи в Иерусалим и на этом пути беседует со своими учениками об истинном ученичестве Богу. Мы слышали, как Иисус Христос входит в дом Марфы в Вифании, где ее сестра, Мария, садится у ног Господа и слушает Его учение, вникает и размышляет. А Марфа суетится, считая, что делает самое важное в данный момент дело – готовит угощение для великого Гостя. Марфа просит Господа сказать Марии, чтобы та помогла ей. На что Господь отвечает: Марфа, ты беспокоишься о многом, а Мария избрала одно действительно необходимое. И оно уже не отнимется от нее.

Мария сидит у ног Господа Иисуса. Такая ситуация была типичной для взаимоотношений учителя и ученика. Но в то время невозможно было даже предположить, что учеником может быть женщина. Эту возможность принесло время Нового Завета. С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире поставлена на совершенно иной пьедестал – именно этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина. И несмотря на то, что и сегодня мы можем слышать голоса отдельных людей о некоем несовершенстве или умаленности женщины по сравнению с мужчиной, Господь наш Иисус Христос это ветхозаветное мнение не раз опровергает в Евангелии. В том числе – сегодняшним указанием на сидение Марии у ног Христа.

Родилась Мария и началась история мира Нового Завета
Рождество Пресвятой Богородицы – это праздник венца многовекового приготовления Богом человечества к тому моменту, когда Он сможет стать одним из нас. Наконец, веками возделываемое, подобно нежному цветку, человечество смогло дать свой самый лучший плод Богу – рожденную Отроковицу, которая сможет стать Его Матерью. Это праздник сокровенного роста человечества, руководимого Богом. Роста в любви, добре и духовной свободе. И неслучайно именно с этого праздника начинается церковный новый год: родилась Мария и началась история мира Нового Завета.

Итак, Господь говорит, что Мария избрала что-то такое, что единственно необходимо человеку. Из евангельского чтения мы понимаем, что речь идет о способности слушать Слово Божие, способности вникать и понимать то, чему учит Божественный Учитель. Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие, соблюдающие Его – завершается это евангельское повествование. И тут еще раз мы слышим о важности сначала услышать слово Господа, для того, чтобы потом его исполнить.

Деятельная Марфа заботится о большом угощении, о том, как бы побольше и получше послужить Учителю. Созерцательная Мария старается сесть поближе, чтобы услышать слова Учителя. Марфу раздражает, что она должна делать работу одна. Мария умиротворена. Марфа пытается угодить и создает суету, а Господь уже готовится к испытаниям и смерти. Господь уже видит ожидающий Его впереди, в Иерусалиме, крест.

Традиционно образы Марфы и Марии рассматриваются, как метафоры двух путей служения Богу. Путь Марфы – это путь деятельной любви, того, что сейчас мы называем социальным служением, а путь Марии – это путь любви созерцательной, или молитвенного служения. И часто нам кажется, что это два пути если не противоположны друг другу, то по крайней мере сложно поддаются сочетанию, они как будто параллельны и редко пересекаются.

В образе Пресвятой Девы Марии сочетаются два пути: слушания Слова Божия и исполнения его в жизни
И именно в образе Пресвятой Девы Марии, мы имеем прекрасный пример сочетания двух этих путей. Кто может возразить, что Она созерцательна и молитвенна, что она скромна и молчалива и всецело погружена в служение Богу своим сердцем, в мыслях обращена всегда к Нему? Но можно ли сказать, что Она бездеятельна, что Она совершенно оторвана от служения ближним, от помощи простым людям. Не Она ли замечает недостаток вина на браке в Кане Галилейской, куда Она была приглашена вместе со Своим Сыном? Не Она ли обращается к Нему с просьбой помочь этим бедным людям?

Да, до своего брака с Иосифом Обручником Она пребывала в Храме, что можно было бы назвать своего рода монашеским житием, путем Марии, но после рождения Своего Сына Она была погружена в житейские заботы, в простую бытовую жизнь, не менее чем Марфа. Да и многие великие святые отшельники по призванию Бога возвращались в мир, чтобы разделить с людьми радость встреченного ими Господа, обретенного Мира, осенившей их Любви.

Таким образом, мы можем понять выбор такого евангельского отрывка и его расширения концовкой из другой евангельской главы. И выбор этот отнюдь не случаен, но напротив такое его помещение в контекст Богородичного праздника расширяет и углубляет его понимание, указывая нам не только на то, что в Пресвятой Богородице мы видим удивительное и прекрасное сочетание двух путей – путей слушания Слова Божия и исполнения его в жизни, но и на то, каким образом должна быть устроена жизнь христианина.

Невозможно подлинное служение людям без молитвы и созерцания, без обращения к Богу, но и отвлеченное созерцание, погружение в мир Божественного и пренебрежение человеком, не может быть подлинно христианским. Даже если у аскета нет возможности служения людям напрямую, ему всегда остается молитва за мир, глубокое и искреннее печалование о людях. Как пишет архимандрит Софроний (Сахаров), поясняя слова преподобного Силуана Афонского о молитве за весь мир, «Молитва за весь мир, за всего Адама, приводит во многих случаях к удалению от частного служения людям. Быть может, кто-нибудь спросит: не есть ли такое удаление от частного служения отказ от чего-то конкретного ради чего-то абстрактного? Конечно, нет, так как весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия».

Православная вера старается избавить человека от крайностей. От ухода в совершенное созерцание, с одной стороны, и от ухода только в делание – с другой. Мы сотворены для гармоничного сочетания духовного и физического, мы созданы быть одновременно нематериальной душой и материальным телом. Именно об этом, о здравом сочетании в себе без потерь духовного и физического, напоминает нам сегодняшний праздник и сегодняшнее Евангелие. И оно же указывает на приоритет: сначала слушание слова Божия, а лишь потом делание. Сначала вера и молитва, а затем – дела милосердия.

Будем хранить память об этом важном напоминании, которое всякий раз возглашает Церковь в Богородичные праздники, напоминая нам о Той, которая засвидетельствовала возможность такого образа жизни и стала выше всех людей. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить