Большая, чем Ковчег Завета + Аудио

Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Большая, чем Ковчег Завета. Проповедь архимандрита Иова (Гумерова) на Божественной литургии 4 декабря 2009 г. (Продолжительность 0:12:50 мин, размер 6.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святага Духа!

С праздником, возлюбленные! Сегодня двунадесятый праздник, и как все великие праздники, посвященные Матери Божией, они имеют особую радость. В них какое-то особое благоухание этой радости. И мы это сегодня почувствовали. День еще продолжается, и будем жить этой радостью. Чтобы нам глубже пережить это событие, нам нужно попытаться проникнуть в духовный смысл того, что мы празднуем.

Праздник называется Введение, потому что именно в этот день Матерь Божия, трехлетняя Отроковица, была введена в храм Иерусалимский и имела даже возможность бывать во Святая святых. Об этом не повествуется в Священном Писании. Но Священное Предание бережно и точно хранит все подробности этого великого события. У Иоакима и Анны – благочестивейших людей – не было долгое время детей. И по принятому обычаю люди, которые усиленно молились, чтобы получить помощь и просимое, давали обет. И вот родители Матери Божией дали обет: если ребенок родится, мужского или женского пола – всё равно, посвятить его Господу. В Ветхом Завете мы имеем прообраз такой молитвы, когда Анна – мать пророка Самуила – также, чтобы Господь отверз чрево ее и дал ей чадо, обещала посвятить ребенка Богу. И действительно, ребенок, который родился по этой горячей, усиленной молитве Анны, явился величайшим пророком Самуилом, который как раз тоже жил с малых лет в храме, зажигал светильники, помогал первосвященнику. И это прообраз того события, которое мы сегодня празднуем.

Родители Матери Божией дали обет: если ребенок родится, мужского или женского пола – всё равно, посвятить его Господу

Что еще мы знаем из Священного Предания? Мы знаем, что, когда исполнилось три года, родители Отроковицы, которые жили в Назарете, собрали всех родственников, особенно, конечно, усиленно приглашали всех благочестивых людей. И целомудренные девицы, девственницы окружили ее и со свечами в сопровождении песен, псалмов двинулись из Назарета в Иерусалим. Путь продолжался три дня. Обычный путь, кто бывал на Святой Земле, представляет это расстояние, они прошли за три дня. И когда подошли к храму, то там уже на самой верхней ступени у входа в храм стоял пророк Захария, который, по Преданию, был отцом святого пророка Иоанна Предтечи. Матерь Божия, тогда еще трехлетняя Отроковица, только поднялась на первую ступень и поспешно, почти бегом, взбежала на эти 15 ступеней. И Захария ввел ее даже в Святая святых. Это и есть вершина этого события – она вошла в Святая святых.

Чтобы понять величие праздника, нужно постигнуть духовный смысл. Его постигнуть мы можем только тогда, когда обратимся к Священному Писанию, Ветхому Завету и увидим прообразы и указания. После грехопадения мы знаем, что врата, вход в рай, были затворены, сами прародители были изгнаны и был поставлен Архангел и вращающийся меч. И вот с этого времени не прекращаются обетования Божии о нашем спасении. Господь явил милосердие, любовь и дал обетование: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3: 15). Многие ученые, которые пишут о Ветхом Завете, говорят, что это первое Евангелие, первая благая весть о нашем спасении. И вот прошли века и уже приблизилось это время, когда Матерь Божия, трехлетняя Отроковица, начала Себя приготовлять к этому таинству. К тому, чтобы через Нее совершилось событие, которое мы крошечным нашим человеческим умом даже и постигнуть не можем. Произошло Боговоплощение. Она приняла Бога. Женщина, Святая, Чистейшая, но всё-таки имеющая человеческую природу, вдруг приняла в Себя, в Свое лоно Бога. Этого мы постигнуть не можем, но непоколебимо в это верим.

Женщина, Святая, Чистейшая, но всё-таки имеющая человеческую природу, вдруг приняла в Себя, в Свое лоно Бога

И чтобы к этому величайшему непостижимому событию себя приготовить духовно, и нужно было ввести Ее в храм. Отделить от мира, отделить от всего того, что может осквернить, что может просто даже повлиять или быть диссонансом тому, что ожидало Ее. Поэтому Она и отделяется от мира и в три года вводится в Святая святых.

По Преданию, Она жила в особом помещении, которое ей было приготовлено, но имела вход в Святая святых. Обратите внимание, насколько Матерь Божия в три года уже была возвышена над всеми людьми. Потому что даже первосвященник, великий архиерей Коэн а-Гадоль, как его называли евреи, не мог больше, чем раз в год, войти в это святейшее место, чтобы с кровью окропить всё и произнести очистительную молитву. А Матерь Божия могла в любое время войти туда. Она жила в особом помещении, но в Святая святых входила.

Что она делала? По Преданию, Она читала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием. Это запечатлелось и в иконографии. Матерь Божия на одних иконах держит Священное Писание, на других – молитвенно складывает руки. А еще есть икона, где Она изображается с рукоделием. Это всё соответствует истине и реальности. И вот Матерь Божия была в Святая святых, приуготовляла Себя и, по Преданию, была там 12 лет. И когда уже Ей исполнилось 15 лет, нужно было вновь принять попечение о Ней, чтобы никакая скверна, ничто не прикоснулось к этому Святейшему Киоту, и Она была приготовлена к рождению Спасителя. А именно, Ей был выбран обручник – восьмидесятилетний старец, вдовец, который был благочестивейшим человеком, и он принял Ее, чтобы хранить девство и целомудрие от мира.

Почему же нам так важно это событие? Потому что Матерь Божия воспитывалась в храме. Она вбирала ту благодать, которая присутствовала в храме, напитывалась ею. Но что же послужило тому, что это важное и значимое событие явилось основанием для двунадесятого праздника? И вот тут мы должны вновь вернуться к Ветхому Завету, увидеть здесь особый глубочайший смысл, который часто ускользает от нас. А именно, увидеть, что вхождение в Святая святых было началом приуготовления Нового Завета. В Ветхом Завете в Святая святых находился Ковчег Завета. Это была главная святыня Израиля. Но эта святыня была утрачена. Она исчезла, погибла в пожаре, который охватил Иерусалим в 586 году до н. э., когда Навуходоносор после 18 месяцев долгой затяжной осады сломил сопротивление жителей, и город был разрушен до основания. Разрушен был храм и Ковчег Завета – главная святыня, которая свидетельствовала о том, что Господь, избравший этот народ, присутствует в этом народе и хранит его. Было уныние, печаль и когда уже в 515 году до н. э. Зоровавель воздвиг новый храм, в котором было много старых сосудов, которые Кир вернул, и другие святыни, но не было главной святыни – не было Ковчега Завета. И это было промыслительно. Многие унывали, печалились, не могли воспринять второй храм во всей полноте и радости. А оказывается, в этом было особое смотрение. Для чего исчез Ковчег Завета? Для того, чтоб в Святая святых была внесена, Сама вошла больше, чем Ковчег Завета, а именно – Матерь Божия, которая явилась величайшей святыней.

И храм, конечно, наполнился тем, что даже и вообразить мы не можем. И так мы поняли, постигли смысл этого события. Матерь Божия заменила Ковчег Завета, заменила величайшую святыню Израиля и Сама стала этим ковчегом, который способен был вместить не только скрижали. В Ветхом Завете в Ковчеге Завета были скрижали – это десятисловия, на камне начертанные самим Господом заповеди. Но Матерь Божия оказалась еще более великой святыней. Она способна была вместить, приняла в себя не скрижали Завета, а самого Господа Спасителя.

Матерь Божия заменила Ковчег Завета, заменила величайшую святыню Израиля и Сама стала этим ковчегом

Каждый праздник – это не только радость, не только переживания этого события, но и назидание. Давайте посмотрим, какое назидание мы должны принять и извлечь из этого события. А именно то, что Матерь Божия воспитывалась в храме, и мы должны воспитываться в храме. Матерь Божия освящалась для этого события, чтобы родить Спасителя, и мы должны освящаться. Мы должны вслед за Матерью Божией так же приводить своих детей, внуков, правнуков и заботиться только о том, чтобы они воспитывались, как Матерь Божия, в этих духовных оазисах. Чтобы они впитывали эту благодать. И вот как эти чистые отроки и отроковицы и другие, которые сейчас еще вне храма, родители которых еще не дозрели, тоже пришли к этому и привели своих детей в храм.

Будем благодарить Господа, Матерь Божию и верить, и радоваться. И нам предстоит войти тоже в храм, в храм нерукотворный, который на небесах, когда закончится наша жизнь, наши труды. И верим, что там, на небесах, мы тоже сможем быть в той радости, которая начинается уже здесь.

Храни вас Господь! Мира! Радости!

Проповедь произнесена 4 декабря 2009 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ирина   13 декабря 2021, 16:12
Прекрасная проповедь, все сказано!
Блестяще! Спаси Господи и многие лета о. Иову!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить