«Чтобы мы деятельным путем исправили свою жизнь» +АУДИО

Проповедь в Неделю о Закхее

1.jpg

«Чтобы мы деятельным путем исправили свою жизнь». Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова). (Продолжительность 00:18:22 мин, размер 25,2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали замечательную историю в изложении апостола и евангелиста Луки о том, как Господь проходил город под названием Иерихон. В этом городе жил один человек, которого все знали и которого, по всей видимости, все ненавидели, по крайней мере очень многие люди, потому что он им создавал проблемы, как сейчас говорят. Человек этот был начальником мытарей, то есть начальником сборщиков податей, был облечен огромной властью в финансовой и правовой сфере, и, судя по тому, как его описывает евангелист Лука, это был такой типичный чиновник, взяточник, алчный человек.

Этот человек хотел видеть Иисуса. Он слышал о Нем, ему было интересно увидеть этого Учителя и пообщаться с Ним. И он, будучи человеком маленького роста, не мог пробиться через толпу и залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа. И Господь обратил именно на него внимание, возможно потому, что ревность и желание пообщаться с Сыном Божиим этого человека даже в какое-то смешное положение поставили, что он залез на дерево. И Господь ему сказал: «Закхей, слезь, сегодня Мне нужно быть в твоем доме». И он, как говорит евангелист Лука, этот злой и ненавистный многим людям алчный человек очень маленького роста, радушно принял Христа. Он принял Его в доме, угощал Его чем мог, и когда другие люди стали осуждать Христа за то, что Он оказался в гостях у такого грешного человека, Закхей заговорил в покаянном искреннем чувстве, обещал Господу, что он исправит свою жизнь, что он станет совсем другим человеком, половину имения своего отдаст нищим, а если кого чем обидел, воздаст четверицею.

Сребролюбие – это очень страшная страсть, грех, казалось бы, такой неочевидный, не сразу заметный, но это корень всех зол, и именно из-за своего сребролюбия пал Иуда и, будучи учеником Христа, стал учеником и рабом диавола. Мы сами видим, что эта болезнь, как раковая опухоль, охватила все наше общество, даже в христианских странах. Чиновники вместо того, чтобы исполнять порученные им послушания, занимаются тем, что ищут, как бы стяжать огромное богатство за счет своей должности. И эти люди, они во всех, к сожалению, сферах: людям поручают защищать страну, а они воруют; людям поручают искать тех, кто ворует, и они воруют.

Сребролюбие – очень страшная страсть. Это болезнь, которая охватила все наше общество

И действительно, эта болезнь кажется порой неизлечимой. Сребролюбцы уже ничего не боятся, то есть у них нет ни совести, ни страха, как у наркоманов. Наркоман, он в определенной стадии своей болезни может, например, прийти в монастырь к своим знакомым и сказать: «У меня умерла мать, мне сейчас нужны деньги», и братия может сказать: «Понятно, такое дело», а на самом деле ничего этого не произошло… Получается, что человек уже ничего не стыдится, ничего не боится. Так и эти люди, они больны, как наркоманы, они уже ничего не боятся, они знают, что за ними могут завтра прийти, и они все равно это делают. Это страшная болезнь, которая терзает наше общество и которой, к сожалению, подвержены и православные христиане, и те люди, которые строят храмы, которые помогают даже вполне искренне, но тем не менее эта болезнь их не отпускает, и они часто потом оказываются в местах не столь отдаленных.

2, ПРЕВЬЮ.jpg

Святитель Иоанн Златоуст, в тропаре которому говорится: «Не сребролюбия мирови сокровища сниска», и пострадал за это, потому что очень много говорил о сребролюбии. И его даже уже начинали обвинять, говоря: «Что ты все время ругаешь богатых? Ну оставь их в покое, они же не такие плохие люди». Про сребролюбцев святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сребролюбец ни о чем не хочет ни слышать, ни говорить, как только о прибыли и росте на прибыль, о бесстыдных барышах, о ненавистных торговых заведениях, о делах, приличных рабам, а не свободному человеку; как собака, он на всех лает, всех ненавидит, от всех отвращается, против всех враждует без всякой к тому причины, восстает на бедных, завидует богатым, ни с кем не водит дружбы». И еще один важный момент: «Если он имеет жену, детей и друзей и если из всего этого нельзя извлечь ему для себя выгоды, то они являются ему врагами более злыми, чем враги действительные».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сребролюбец лает на всех. Из этого можно сделать вывод, что сквернословие, которое тоже захватило в буквальном смысле, как эпидемия, наш ум и наш язык, находится в прямой связи не только с блудом, развратом, пьянством, развлечениями совершенно безумными и вульгарными, которые из каждого угла, из каждого утюга, как говорят, сейчас обрушиваются на нас и которые стали для нас нормой, но и со сребролюбием.

И действительно, когда иногда общаешься с людьми, причастными к каким-то большим корпорациям и делам, видишь, что там постоянно, не везде, конечно, но слишком много где, стоит сплошной мат. Приходит начальник и начинает поливать всех подчиненных, подчиненные начинают поливать своих подчиненных… Чиновники совершенно спокойно смотрят на то, что снимают кино со сквернословием и показывают по телевидению, и все это видят дети наши... И вроде все нормально, ничего страшного…

Вот такие страшные последствия имеет эта болезнь, и это всего лишь одно из последствий! И думать, что если ты сегодня украдешь, то от этого никто не пострадает, – это безумие полное. Как раз и святой Иоанн Златоуст говорит, что этот грех уничтожает целые народы, потому что не может быть так, что ты украл где-то и никто не пострадал. Нет, ты украл, и ты убил! Ты убил в этот момент очень много людей: ты убил стариков, которые лишились помощи, ты убил солдат, которым нечем воевать, ты убил детей целое поколение, которым негде учиться, и ты убил матерей, которым негде рожать этих детей, и лечиться и так далее. И человек, который в своей жизни совершил этот грех, должен сегодня, именно в этот день, посмотреть на то, с каким покаянием ко Христу обратился этот маленький человек Закхей, который жил больше двух тысяч лет назад. Он не стал говорить никаких красивых слов, да он их и не знал, возможно. Язык его простой, грубый и довольно конкретный, он просто сказал: «Я половину имения своего отдам нищим».

Мы можем себе представить сейчас человека, который становится христианином, будучи очень богатым человеком, и, что он скажет: «Я половину имения отдаю! У меня пять миллиардов, я два с половиной миллиарда отдаю нищим, больным, убогим, беженцам, брошенным людям несчастным, страдающим и тем, кто им помогает, я просто отдаю половину всего, что у меня есть. И кого чем обидел, возвращу четверицею». Кто сейчас из людей, которым есть в чем каяться, так быстро и естественно может подобное сказать? Наверное, все-таки немногие, и эти люди, которые есть среди нас, они же это знают.

3.jpg

Человек так устроен, к сожалению, что мы всегда даем меньше, чем можем дать. Если сейчас у нас кто-то попросит без возврата небольшую сумму, то мы еще от этой небольшой суммы дадим чуть меньше и подумаем: «Ну ладно, ему как бы хватит, я вроде бы дал». И даже не важно, какой-нибудь миллиардер ты долларовый или просто у тебя есть лишнее, у тебя есть что-то, в общем-то, тебе и не нужное. Готовность избавиться от этого – это то, чему мы можем поучиться у Закхея мытаря. Господь сказал, что этот человек – сын Авраама, сын праведника. По крови иудей, который обижал таких же, как он, близких ему по крови и по вере людей, наживался на них, которого ненавидел весь город. У него, скорее всего, как и у тех людей, о которых пишет Иоанн Златоуст, и друзей-то толком не было, были только те, кто ласкательствами подлизывались к нему, но такие люди потом тебя могут легко предать, они тебя ненавидят.

Вот такой человек грешный проявил такую любовь, во-первых, конечно, ко Христу. Невзирая на общественное мнение, забрался на дерево только для того, чтобы увидеть Христа. Но он же, наверное, надеялся, что, может быть, и пообщается с Ним. Потом он принял Его, радуясь. А ведь были такие люди, как, например, в истории с гадаринскими бесноватыми, которые выходили и говорили: «Ты, Господи, не заходи в наш город, не надо», потому что они лишились какого-то материального блага из-за Христа. Закхей же Его принял, радуясь, и встал, и сказал, что сделает так, и так сделал. И Господь сказал: «Это сын Авраамов, он ожил, он воскрес, он был потерян и нашелся».

Не так много осталось до начала Великого поста, и, собственно, Евангелие о Закхее мытаре уже предвосхищает начало этих дней. Но главное, чтобы мы не только очистили свою душу исповедью, молитвой, но чтобы мы деятельным путем исправили свою жизнь. И если у кого-то на совести есть какие-то горькие долги, нужно сделать все, чтобы исправиться, чтобы вернуть их, вернуть Господу в первую очередь.

Если у кого-то на совести есть горькие долги, нужно сделать все, чтобы вернуть их Господу в первую очередь

В книге «О должностях пресвитеров церковных» есть такое интересное замечание, что когда пресвитер, священник не помогает кому-то материально из тех средств, которые у него есть, даже небольших, он крадет. Так жестко и так сурово воспринимали люди прошлого отношение к материальным благам. Тот человек, у которого есть средства и который не делится, он крадет у Господа. А что говорить о людях, у которых очень много средств и которые не только таинственным образом крадут у Господа, сами того не понимая, но еще и напрямую крадут у своего ближнего.

Будем всегда помнить об этом страшном грехе, об этом заболевании, чтобы оно не коснулось нашего сердца, чтобы мы не забывали о том, что такие небольшие, казалось бы, уступки своей совести могут привести к большому краху, как это стало с Иудой. И будем стараться каждый на своем месте подражать этому человеку – Закхею мытарю, который половину имения раздал нищим и тем, кого обидел, вернул четверицею, и стал истинным сыном и учеником Господа нашего Иисуса Христа, чего и всем нам желаю. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить