Дружба с миром есть вражда на Бога +АУДИО

Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

1.jpg

Дружба с миром есть вражда на Бога. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва). (Продолжительность 00:12:08 мин, размер 16,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь празднует Неделю по Рождестве. Мы продолжаем празднование Рождества, каждый день поем песнопения этому празднику. В чем же причина этой радости? Что является центром, средоточием той радости на земле, которую Церковь сегодня разделяет со всеми нами? А радость эта заключается в том, что человек обрел благоволение в очах Божиих. Бог сошел на землю для того, чтобы человека сделать богом, приял плоть, умалил Себя до предела для того, чтобы нам открыть беспредельные горизонты совершенствования в Божественной силе.

Мы слышали замечательную стихиру, которая пелась на вечерне перед рождественским праздником о том, что мы можем принести в благодарность Богу за этот Его великий дар: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же (род человеческий) – Матерь Деву (Которая явилась чистейшим Вместилищем Божества, как бы Венцом всех тех добродетелей, которые род человеческий взращивал через пророков, через святых провозвестников пришествия Христова)».

И мы сегодня отмечаем память пророка Божия Давида, изрекшего многие пророчества о пришествии Спасителя; память Иосифа Обручника, разделившего все тяготы земного странствования и тех трагических событий, о которых говорилось сегодня в Евангелии; Иакова, брата Господня, сына Иосифа от прежнего брака.

Но сегодня мы вспоминали то, что идет вразрез с духом радости, с духом торжества, – страшное злодеяние, которое совершил царь Ирод, избив 14000 Вифлеемских младенцев. Что же произошло? Ирод узнал от первосвященников и книжников о том, что должно было родиться Христу и что должно было родиться Ему в Вифлееме, и узнал приблизительно о времени рождения Его от волхвов, выпытав его у них.

Почему же он интересовался этим? Он боялся за свое царство, за свое земное царство от мира сего. А мы помним, что говорил Христос: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). Здесь столкнулись как бы два царства: царство тьмы и царство света. Ирод был по отцу идумеянин, а по матери (мать его была аравийка) – аравитянином и, конечно же, знал, что придет Мессия, знал, что придет Тот, Кто будет нести на Себе свет Божества.

Здесь столкнулись два царства: царство тьмы и царство света

И каждый из нас в какой-то степени думает, что мы можем быть и друзьями мира и быть вместе с тем с Богом, быть такой, знаете, многоступенчатой гаммой – вот мы немножко будем любить мир, а немножко будем любить Бога, и все у нас будет хорошо: будем жить, как все живем, будем проводить время, как все проводят. Оказывается, так не получается. «Кто хочет быть другом миру, – читаем мы в Послании апостола Иакова Богослова, – тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). И царь Ирод стал врагом Богу.

Как на войне, человек либо идет совершать подвиг, принимает решение: «Я жертвую жизнью, но так надо», либо он становится дезертиром и преступником, и его в земной жизни, как правило, постигает за это наказание.

А что касается того, что совершил Ирод, – это нечто иное: он простер свою нечестивую длань на Помазанника Божия, и те младенцы, которые пострадали в Вифлееме, по словам святых отцов, «цвет мучеников», приняли страдание за Христа. Но Бог никогда не оставляет без наказания тех, кто идет против Него.

2.jpg
Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные

Вспомним тех, кто после Ирода простирал меч на помазанников Божиих. Да и сам Ирод, по свидетельству святителя Афанасия Великого, умирал страшно: его тело пылало, как раскаленная печь, тайные части его тела гнили, он не мог находиться в согнутом состоянии, должен был быть растянут все время, и в таких страшных мучениях скончался.

А вспомним помазанника Божия императора Павла. Это происходило не так давно, всего чуть больше двухсот лет назад. Тех, кто совершил его злодейское убийство, тоже постигла страшная казнь: граф Пален впал в такое страшное безумие, что поглощал свои испражнения, трое участников заговора сошли с ума, один объелся устриц и умер мучительной смертью.

Сейчас у нас работает церковно-общественная комиссия по изучению обстоятельств гибели Царской семьи, здесь даже среди молящихся есть те люди, которые работают в этой комиссии. Какая страшная участь постигла цареубийц! Один из них умер от чумы, у другого был рак горла, из-за которого он сгнил заживо, третьего убили за границей, у четвертого дети умерли загадочной и страшной смертью – все пятеро детей, которых постигла карающая десница Божия. Так не бывает, чтобы те преступления, которые совершаются уже на грани человеческого и Божественного, оказались без последствий.

Почему же друг миру не может быть другом Божиим? Что об этом говорят святые отцы? Преподобный Марк Подвижник, мудрейший богослов и философ, говорит нам, что, как Адам, вкусив от древа познания, изгоняется, так мудрствующий земное не может пребывать в слове Христовом по написанному «дружба с миром есть вражда на Бога».

Что же такое мир? Как мы можем его определить? Можем ли мы составить какое-то представление, очертить границы этого понятия? Обратим свой взор к писаниям святых отцов, которые называют мир совокупностью страстей – всем тем, что идет вразрез с заповедями Божиими, всем тем, что восстает на Бога, как Ирод восстал на Бога в Вифлееме.

Чтобы убедиться в Божественной силе слова Божия, недостанет никаких аргументов, никаких философских доказательство. Есть простой способ доказать, что это такое: постараться жить в соответствии с заповедями, которые нам преподаны в слове Божием. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21) – это есть постулат более крепкий и более надежный, чем всякие постулаты физики, постулаты Бора и другие правила, на которых зиждутся целые теории, целые мировоззрения: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин. 14: 23).

3.jpg

И каждый из нас может испытать, где же эта граница той брани между миром и следованием Божественным заповедям в той войне. А жизнь у каждого из нас – это длинная, непрекращающаяся война, в которой мы принимаем участие. Мы можем либо отойти в сторонку, пройти где-то боком-боком, поближе к кухне, а можем выйти вперед, смело подняв забрало, идя навстречу врагу.

Каково же обетование для таких героев, которыми мы можем стать? Обетование таково, что кто имеет к Нему, ко Христу, любовь, тому Он обещает исполнять их молитвы, обещает излить в души их Свою Божественную радость. И мало этого, Он обещает явиться к ним в сердце и вселиться со Отцем и Святым Духом, сделать таких людей обителью Святой Троицы.

Пусть для каждого из нас этот выбор всегда будет находиться в центре внимания. И будем стараться никогда не идти на компромиссы. Будем всегда помнить, что блажен муж, который поучается в законе Господнем день и ночь (см.: Пс. 1: 1–2), а не растрачивает свою жизнь на безумные суетные развлечения и пустоту. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить