Ежедневный подвиг

Смиренный человек – это тот, кто предает свою жизнь в руки Божии. Мы нуждаемся в том, чтобы ежедневно подвизаться и даже в самых маленьких начинаниях предавать себя в руки Божии.

В «Патерике» есть рассказ об авве Агафоне, который как-то сказал себе:

– Сегодня я буду исполнять Божию волю.

Он встал и попросил у Бога:

– Господи, удостой меня сегодня исполнять Твою волю, чтобы я мог сказать, что хотя бы один раз в своей жизни это сделал.

И что же он сделал? Я подумал бы своим скудным умом, что он закроется в своей келье и будет молиться или весь день читать духовные книги.

Но он ничего такого в тот день не сделал, не закрылся в келье, чтобы молиться или читать духовные книги, а делал свою работу. А точнее он пошел на водяную мельницу, чтобы смолоть свою пшеницу в муку и весь год иметь муку, а вечером вернулся в пустыню. Он взвалил себе на спину мешок с пшеницей и пошел на сельскую водяную мельницу. Но в это время на мельницу пришел человек и сказал ему:

– Авва, ты не уступишь мне, чтобы я первый смолол муку, а то я тороплюсь?

Монах с радостью уступил ему свою очередь. Как только крестьянин ушел, он собирался насыпать свою пшеницу на мельничный жернов, но пришел другой человек. И повторилась та же сцена:

– Авва, прошу тебя, ты монах, тебе так и так нечего делать, позволь сначала мне смолоть зерно.

Авва Агафон смиренно ответил:

– Хорошо.

Он не только уступал им место, но даже помог им обоим смолоть их пшеницу. Вы знаете, как тогда мололи пшеницу? Я застал, как это делалось на Афоне в те времена: мы или животные вращали мельничные жернова…

И так с утра и до вечера повторялась одна и та же картина. Как только монах хотел было насыпать свое зерно на жернов, приходили люди, и наш монах уступал им место. Настал вечер, а он все еще не смолол свою пшеницу. Авва Агафон уже собирался вернуться в свою каливу, думая, что он в этот день не только ничего духовного не сделал, но даже не смог смолоть пшеницу на мельнице, но тут Господь сообщил ему, что монах исполнил Его волю.

Потом пришел еще человек, и еще, и авва уступал свою очередь. Настал вечер, а он все еще не смолол свою пшеницу

Вот видите, как простым случаем из повседневной монашеской жизни можно исполнять Божию волю. Авва Агафон взвалил на спину мешок с пшеницей, пошел на мельницу, чтобы смолоть ее, и столкнулся с трудностями. Но он не вознегодовал, не разозлился и не сказал:

– Хватит! Я же не дурак. Пришел один, второй, третий, четвертый… И что, я должен всем уступать? Сначала я должен смолоть свою пшеницу. Другие подождут. Я далеко живу, принес на спине мешок с пшеницей, и я должен сделать свое дело.

Нет, он ничего такого не сказал.

Об авве Макарии рассказывают: как-то он плыл по реке Нил, чтобы вернуться в скит, но паром сломался. Он сидел на берегу и ждал вместе с другими людьми, пока отремонтируют паром. К нему подошли несколько человек и сказали ему:

– Авва, неподалеку есть другие паромы, давайте сядем на них, чтобы здесь не ждать.

– Нет, я сяду только на этот общественный паром.

Почему? Потому что он хотел упражняться в пресечении своей воли. Упражняться в том, чтобы ничего не делать по своему собственному желанию. И с огромной невозмутимостью и спокойствием принимал то, что должно было произойти.

Мы тоже должны пресекать свои желания в нашей повседневной жизни. У каждого человека достаточно поводов для аскезы – даже если ты должен приехать в центр Афин, это уже великий подвиг и серьезный вызов. И ничего не говори и не нервничай. Будь терпелив и скажи:

– Ничего страшного, просто все происходит так, как должно произойти.

Ты едешь на машине, и тебя подрезает другой автомобиль, а его водитель начинает ругать тебя, но ты сохраняй спокойствие. Как говорит авва Дорофей: «Начни с малого, чтобы постичь нечто большое». Таким образом ты превозможешь самого себя – свой индивидуализм и эгоизм, свое желание все контролировать, чтобы все происходило так, как ты хочешь и по составленному тобой плану… Мы должны быть готовы и к тому, что даже наши мечты и благочестивые стремления, даже то, что мы считаем значительным и богоугодным, может не осуществиться. Но вопреки всему мы должны сохранять спокойствие.

Постоянно имейте в душе чувство, что Господь все видит и за всем наблюдает и не произойдет ничего больше или меньше того, что позволит Господь. Это выражение часто нам повторял наш старец Иосиф Ватопедский. Когда нас окружали разнообразные искушения и мы спрашивали его, что теперь будет с нами, он отвечал нам:

– Не произойдет ничего больше или меньше того, что позволил Бог. Где Бог, дитя мое? Разве Он не видит тебя? Оставь все в Божиих руках и успокойся.

Старец Иосиф Ватопедский повторял: «Не произойдет ничего больше или меньше того, что позволил Бог»

То есть мы должны быть готовы принять то, что позволит Бог. Мы будем делать то, что в наших силах, то, что в наших руках, и то, что зависит от нас, все остальное – это Божие дело. Господь никого не оставит.

Каков результат этой аскезы? А результат такой: когда человек чувствует облегчение и спокойствие от того, что предал себя в Божии руки, он становится похожим на беззаботного ребенка в материнских объятиях. Человек становится ребенком, входящим в Царство Божие. Человек чувствует мир в своей душе, за все благодарит Бога и радуется. У него нет врагов, хотя никто не хочет общаться с ним, он не испытывает негативных чувств к людям, не боится людей, ни в чем плохом не подозревает их, не чувствует, что ему угрожает опасность, хотя и видит перед собой людей, которые готовы его убить. Он чувствует себя в безопасности.

Неуверенность, которая сегодня правит миром, исчезает из-за уверенности в присутствии Бога. Стресс и агония, которые разъедают нас, будут исцелены этим младенчеством во Христе, которое ознаменовывает дело людей, доверивших свою жизнь Богу. Тот, кто этого хочет, может этим жить. Это для героев, и, как говорит старец Паисий, для этого необходимо быть героем. Для того, чтобы так сделать, надо быть очень дерзновенным. Но «испытайте» Бога, и вы увидите, что ничего не потеряете. Тот, кто надеется на Бога, никогда не будет посрамлен. Эта послание Церкви – предать всю свою жизнь Христу Богу, и я считаю, что это самое важное дело нашего времени. Это относится к каждому человеку: к родителям, к молодежи, к пожилым, к священникам. Ко всем тем, кто задумывается и беспокоится о том, что с нами будет. Господь держит все в Своих руках. Когда мы это поймем, то будем иметь душевное спокойствие.

Я молюсь, чтобы у всех нас было это спокойствие, как у святого великомученика Димитрия, который хотя и чувствовал «дыхание» смерти, жил, словно в царском дворце. Потому что Господь жил в его душе и он полностью предал себя в руки Божии.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить