Марк Подвижник о Кресте

Текст, который я бы хотел сейчас рассмотреть, представляет собой небольшое изречение, приписываемое святому Марку Подвижнику, иногда известному как святой Марк Монах или Марк Отшельник. Он был великим аскетом V века и учеником Иоанна Златоуста.

Фото 1.jpeg
Преподобный Марк Подвижник

Святой Марк, ставший монахом в свои 40 лет и постриженный, как гласит предание, святителем Иоанном, провел остаток своей жизни, около 60 лет или около того, в Нитрийской пустыне в Нижнем Египте. Известный среди современников, он назывался святым Марком Монахом, потому что его подвиг воспринимался как парадигма настоящей монашеской жизни.

В одном из его высказываний мы находим следующее: «До тех пор, пока человек не отдаст всего себя Кресту в духе смирения и самоуничижения; до тех пор, пока не отдаст себя на попрание всеми, принимая несправедливость, презрение и насмешку; до тех пор, пока он не претерпит все это с радостью ради Господа, не претендуя ни на какую человеческую награду, ни на славу, ни на честь, ни на удовольствие земное, он не может стать истинным христианином».

Братья и сестры, это замечательно, когда изречение святого отца так кратко и прямо говорит о том, что нам нужно услышать. Мы – христиане по благодати Божией, крестившиеся в Его жизнь, получившие Святого Духа через миропомазание. Мы причащаемся Тела и Крови Господа и соединяемся с Ним через Таинства Церкви.

Фото 2.jpg

Мы беседуем с Богом в молитве, открываем Ему свое сердце, и наши грехи прощаются через таинство Исповеди. Мы участвуем в богослужении самого Неба, находясь одной ногой на земле, а другой – на Небе, каждый раз, когда приходим в храм. По благодати Божией мы имеем невообразимое, преславное, неописуемое призвание соединяться со всеми святыми в поклонении единому истинному Богу – Святой Троице.

Мы – христиане по благодати Божией, крестившиеся в Его жизнь, получившие Святого Духа через миропомазание

И все же, несмотря на все это, живем ли мы жизнью, достойной звания христианина? Делаем ли мы хотя бы элементарные шаги, чтобы стать теми, кого святой Марк Подвижник называет истинными христианами? Бог сотворил для нас такие чудеса! Подумайте обо всем, от чего мы спасены, обо всей тьме нашего греха и обо всем зле мира. Посмотрите, какие шаги предпринимает Бог, чтобы приблизить нас к Себе через чудесные Таинства и через пастырский совет Своей Церкви. И все же предлагаем ли мы свою жизнь в ответ?

Святой Марк отмечает главный критерий для того, чтобы быть истинным христианином. И он заключается в следующем: принять и отдать всего себя полностью Кресту. Если мы не хотим всецело отдать себя Кресту Христову, то какое право мы имеем, спрашивает отшельник, называть себя христианами перед лицом всего, что сделал для нас Бог? Он открыл Себя для нас, и уничижил, и умер на Кресте за мои и за ваши грехи. Но желаю ли я взять на себя Крест в тех случаях, которые требуют этого от меня в повседневной жизни?

Фото 3.jpg

Вполне вероятно, что большинство из нас никогда не будут призваны к мученичеству, как многие великие святые. И все же хотим ли мы взять на себя Крест нашего повседневного самоуничижения? «Человек должен предать самого себя Кресту, – говорит святой Марк, –в духе смирения и самоуничижения». Если человек хочет быть настоящим христианином, он должен отдать себя на то, чтобы быть попранным и презираемым всеми.

Делаем ли мы это в нашей духовной жизни? Смиряем ли себя, ищем ли менее почетные места? Соглашаемся ли на то, чтобы быть приниженными в глазах ближних, окружающих нас? Осознаем ли, что в смирении человеческое сердце возвеличивается в Боге? Или же мы ищем почетные места, как когда-то святые апостолы, пока не были вразумлены Христом?

В смирении человеческое сердце возвеличивается в Боге

Стремимся ли мы к тому, чтобы сесть справа и слева, чтобы наши добрые дела были замечены? Разве мы забыли слова Христа, что первые будут последними? «Кто хочет быть настоящим христианином, – пишет святой Марк, – должен принимать несправедливость, презрение и насмешки». Совершаем ли мы все это в повседневной жизни? Здесь отшельник говорит о несправедливости в отношении нашего брата. Если эта несправедливость произойдет, мы должны поспешить на помощь ему.

Но когда несправедливость будет направлена против нас, когда нас презирают и насмехаются над нами, принимаем ли мы это как дар или бежим от этого, как дети, посрамленные перед своими друзьями, которые должны восстановить свое достоинство и честь? Стремимся ли мы ответить на несправедливость, направленную против нас? Когда нас высмеивают, желаем ли мы вместо этого показать, что достойны внимания и принятия?

Преподобный Марк говорит нам, что признак истинного христианина – терпеть несправедливость, насмешки или презрение, принять это как дар и лелеять его, ибо это есть жизнь Креста. Вот к чему взывает христианское сердце, близкое к сердцу Христа. Он нес Свой Крест по улицам Иерусалима, был оскорблен, осмеян и оплеван, но не поносил в ответ. Он не стремился восстановить Свою славу, кроме как через Свою жертву, которую Он принесет на Голгофе…

Фото 4.jpg

И дальше отшельник говорит, что истинный христианин претерпевает все это с радостью ради Господа. Признак настоящего христианина не только в том, что он приемлет презрение и насмешки и повергает себя ниц на то, чтобы его растоптали, но и в том, что он делает это с радостью. И он не злопамятствует на обидчиков, не сетует на трудности, но обнимает их и радуется им. И делает он это ради Христа как приношение любви к Нему.

Пустынник поясняет: «Ни за какую человеческую награду, ни за славу, ни за честь, ни за какие-либо удовольствия земные». Все, что мы делаем как христиане, должно быть сделано только для Христа, а не для признания в этом мире. Вот что значит быть последователем Креста: жить жизнью Христа, прославленного на Древе.

«И до тех пор, пока человек всецело не отдаст себя Кресту, он не может быть истинным христианином», – продолжает отшельник. Братья и сестры, давайте с радостью услышим и примем это слово отца нашего преподобного Марка, великого подвижника Египетской пустыни. И ободримся, чтобы, приняв Крест, мы могли найти в нем радость: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30).

Это совсем не значит, что Крест не сокрушает. Крест – орудие смерти. Но что соделывает его легким, так это то, что через него приходит жизнь, мир, духовная и вечная радость. И перед лицом этой радости нет бремени, нет даже самой смерти, способной отнять у нас любовь и мир нашего сердца: «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22). Поэтому, братья и сестры, давайте возьмем свой Крест, отдадим себя ему всецело и тогда будем называть себя, и Бог нас назовет настоящими христианами. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить