«Миром правит только Бог»

«Мой неведомый друг, неприкаянность міра земного
Уврачует навек постоянство Небес».
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Как восстановить душевный мир, если человек его потерял? Как его сохранить в обстановке неопределенности, если обуревают разного рода страхи? На эти вопросы отвечают насельники Сретенского монастыря.

Игумен Киприан (Партс):

Если смиримся и доверимся Богу, то будем жить мирно. Все дело в том, чтобы смириться под крепкую руку Божию. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал не торопиться умом простираться в завтрашний день и не забывать, что миром правит только Бог: «Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим».   

2.jpeg

И еще он говорил: «Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

Надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться жить по заповедям Божиим

Иеромонах Ириней (Пиковский):

Мышление русского человека испокон веков характеризуется абстрагированностью, абстрактностью. Порой бывает неопределенность. Как можно точно ответить человеку, делай то или другое для приобретения душевного мира, если непонятно, по какой причине именно этот конкретный человек, личность, этот душевный мир потерял.

Когда мы задаем вопрос, например, как починить дом, любой эксперт попросит показать, как выглядит трещина, спросит, как давно она прогрессирует. Точно так же, когда мы идем к врачу, он начинает задавать миллион уточняющих вопросов. Поэтому на общий вопрос, конечно, невозможно ответить точно.

3.jpeg

Но, что интересно, в египетском патерике зафиксировано много случаев, когда тот или иной брат приходит к старцу и задает совершенно абстрактный, неопределенный вопрос: «Авва, что мне делать, чтобы спастись?» Мы не знаем, насколько продолжительным был этот разговор и о чем беседовали эти двое, но в коротких изречениях египетских отцов часто встречаем ответы примерно такого типа: «Бегай греха и спасешься», или: «Сиди в твоей келье, и она тебя всему научит», или: «Молчание – залог спасения». Отсюда напрашивается вывод, что это был разговор не чужих людей, которые сталкиваются нос к носу раз в жизни, а разговор людей, которые очень хорошо знают повседневные условия друг друга, а может быть, живут годами по соседству. И в этом случае нужна не беседа в три часа, которая излагает основы спасения, а нужна какая-то короткая корректировка.

И на такие вопросы легче отвечать, когда человек обращается к своему духовнику, который знает человека продолжительное время, который имеет возможность вникнуть, разобраться, и тогда ответ будет ясен, что конкретно делать.

1.jpeg

Иеромонах Афанасий (Дерюгин):

Действительно, мир душевный – это то, что необходимо каждому христианину. Но порой находиться в мирном состоянии очень сложно. Что может этому помочь?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. И, наверное, многое зависит и от характера, и от обстоятельств жизни каждого конкретного человека. Можно предложить некоторые способы, которые советуют нам святые отцы.

Первое, и, наверное, самое главное, – это молитва. Причем способствует миру душевному не столько продолжительное чтение молитв, сколько краткая, часто повторяемая молитва, например Иисусова, или молитва своими словами.

Душевному миру способствует не столько продолжительное чтение молитв, сколько краткая, часто повторяемая молитва

Второе – нахождение в храме. Мы все знаем, насколько легче бывает приобрести мир душевный в храме, на богослужении, где всё настраивает на беседу с Богом. Чем чаще по возможности мы бываем в храме, тем проще приобрести душевный мир.

И третье, что может показаться несколько жестоким, но о чем святые отцы также много пишут, – это память о смерти. Когда мы в смятении, заняты множеством дел или переживаем о чем-то, полезно бывает вспомнить, что мы в этот момент можем умереть и предстать перед Богом. От этой мысли сразу все встает на свои места, и сразу понимаешь, что на самом деле ценно, а что совсем нет.

Думаю, все наши неопределенности и страхи можно и нужно превращать в молитву. Мы переживаем, что случится завтра, как будет устраиваться наша жизнь. Можно как раз встать перед иконами и все эти переживания излить перед Богом. Тогда они будут совсем не бесполезны, потому что только молитва может принести пользу в тех случаях, где мы физически ничего сделать не можем. И сами эти переживания, ставшие молитвой, будут приносить нам душевный мир.


Иеромонах Кирилл (Попов):

Мне кажется, что человек теряет свой внутренний душевный мир именно тогда, когда он не полностью вверяется в руки Божии, когда его отношения с Богом выстраиваются не на любви, не на верности Ему, а именно на искании какого-то чуда. Когда Бог воспринимается человеком как некая «магическая палочка», как некий инструмент, который помогает человеку во всем. И вот когда человек сталкивается с определенными трудностями, он сразу начинает опускать руки, начинает искать помощь на стороне, уповать на свои силы, и от этого происходит потеря мира в душе.

Всматриваясь в жизнь мучеников и новомучеников, поражаешься тому, с какой готовностью, с какой легкостью, с какой радостью они шли на свой крест, как искали Бога не только в том прекрасном, что их окружало по жизни, но и в том ужасном, во что они были сами погружены. Те трудности, те обстоятельства, которые выпадали на их долю, на их плечи, закаляли их веру. И только там они по-настоящему ощущали, что есть настоящая молитва, что есть вера в Бога и что свою веру в Бога мы можем по-настоящему оценить, когда мы испытываем трудности.

Человек теряет душевный мир, когда не полностью вверяется в руки Божии

Поэтому мир в душе мы теряем из-за своего маловерия, из-за своего неверия, недоверия Богу. Если бы мы всегда руководствовались жизненным принципом, что все в жизни совершается по Промыслу Божию, если бы мы помнили, что из самого ужасного, как нам кажется, Господь способен взрастить что-то важное, полезное не только для нас самих, но и для наших окружающих, если бы мы постоянно жили в присутствии Божием, ходили бы пред очами Божьими, то тогда в нашей жизни не было бы никаких страхов.

4.jpeg

Если внимательно всмотреться в книгу Бытия, мы увидим, что наши прародители, впервые нарушив заповедь Божию, испытали не что иное, как страх, ощущая себя полностью автономными, независимыми, почувствовав себя брошенными, пустыми. И поэтому этот страх продолжается до сего дня, пока человек не начинает искать Бога, не начинает идти к Нему, не начинает следовать заповедям Божиим.

Был ли страх у Адама и Евы до грехопадения? Нет. У них было благоговение пред Богом. Благоговение. У них был тот страх, который называется спасительным страхом преклонения пред Богом. Это была любовь к Богу самая настоящая. И чтобы сохранить мир душевный в ситуации неопределенности, нужно почаще читать Евангелие, жития святых, о подвигах мучеников, новомучеников, которые всегда укрепляют и наставляют нас в вере.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить