Московская Вратарница

В 1929 году безбожной властью была варварски разрушена Иверская часовня в Кремле, укрывавшая одну из любимейших святынь столицы – Иверский образ Богородицы. Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону. Особенной милости удостоился храм Воскресения Христова в Сокольниках, принявший под свои своды Иверскую из уничтоженной часовни. Во вторник Светлой седмицы по традиции празднуется день обретения Вратарницы на святой горе Афон.

«Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении ею рода человеческого!.. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется “благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею” (из акафиста Иверской иконе Божией Матери). Как бы в знамение того она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду в сердце России – столичный город ее Москву… У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский) накануне гибельных для России событий.

Пройдет совсем немного времени, меньше пяти лет, и оскверненная часовня опустеет, над входом в нее водрузят плакат «Религия – опиум для народа», рядом поставят милиционеров. А народ по-прежнему будет стекаться к закрытым дверям, чтобы хоть перекреститься на пустой, но святой угол. Потом в одну ночь разберут часовню, в 1931 году упразднят Воскресенские ворота Кремля (как мешающие движению колонн на пролетарские демонстрации). Место Царицы Небесной опустеет на долгие шесть десятилетий.

Но милость Божия не оставила наш город, хранимый святым заступничеством Пресвятой Богородицы. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены, и в канун праздника Иверской с Афона прибыла в Москву новая, специально написанная икона Божией Матери.

Иверская, наверное, самый таинственный Ее образ. Ни с какой другой иконой не связано столько преданий, мистических событий, эсхатологических пророчеств и откровений о грядущих страшных знамениях. Известно, что в храме афонского Иверского монастыря над царскими вратами висит большая лампада, которая колеблется вопреки всем законам физики.

В дни особых потрясений, когда на земном шаре случаются бедствия и катастрофы, эта лампада начинает раскачиваться сильнее. По ее амплитуде монахи видят, что приближается бедствие, и усиливают молитвы. А в том месте, где Иверский образ Божией Матери коснулся афонской земли, много веков продолжает бить чудотворный источник, находящийся на берегу ниже уровня моря. Выходя на поверхность земли, вода течет на протяжении одного метра и опять уходит под землю, кромка морской воды всего в нескольких шагах, но вода в источнике пресная и целебная.

А старец Паисий Святогорец рассказывал о чудесном случае, когда во времена турецкого владычества Богородица Иверская – в темном одеянии и с ликом, хорошо всем знакомым по Ее святой иконе, – посетовав, что монахи метут плохо, взяла метлу и навсегда вымела турков-захватчиков со Святой горы.

Предание сохранило многочисленные чудеса по молитвам Иверской Вратарницы: находясь на монастырских вратах, она часто избавляла обитель от нашествия иноплеменников, от напастей, голода и бедствий. Рассказывают, что в 1044 году на Афон напали пираты, один из них пронзил надвратное изображение мечом, и из раненой ланиты истекла теплая живая кровь. Пораженный разбойник принял крещение и до конца дней каялся в своем грехе, а Пресвятая Богородица Иверская с тех пор на всех списках изображается с раной на щеке.

Появление образа в Иверском монастыре на Афоне подробно и возвышенно описывается словами акафиста. Однажды вечером, возвращаясь с вечернего бдения, монахи узрели на море огненный столп; подплыв на лодке, они увидели вертикально стоящую на воде невидимой силой поддерживаемую икону. Но все попытки ее взять не удавались, пока Сама Божия Матерь не явилась во сне иноку Иверского монастыря Гавриилу и не возвестила: «Я имею желание дать вам Мою икону в помощь и покров. Войди в море и иди по волнам с верою». Когда Гавриил ступил на воду и пошел по ней, икона сама устремилась ему навстречу. Произошло это во вторник Пасхальной седмицы 830 года.

Когда Гавриил ступил на воду и пошел по ней, икона сама устремилась ему навстречу

Иноки поместили образ на почетное место, но утром обнаружили, что он переместился на врата обители. Икону вернули на место, но она упорно покидала храм до тех пор, пока Богородица не явилась Гавриилу в тонком сне и не объявила, что намерена Сама охранять монахов, причем не только в сей жизни, но и в будущей. Икону нарекли Портаитиссой (в переводе с греческого – Вратарница), а по названию монастыря – Иверской.

На Руси образ появился в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче. Услышав от иноземных монахов о чудесах Божией Матери от Ее Иверского образа, он и патриарх Никон пожелали иметь в Москве свою Вратарницу для охраны Русского царства. Иверскому архимандриту Пахомию был заказан список с чудотворного образа. Сохранилось письмо с Афона к государю Алексею Михайловичу о том, как происходило написание копии. Собрав братию, отец настоятель совершил молебен с водосвятием. После этого в освященную воду вложили святые мощи и трижды облили икону, прибывшую когда-то на Святую гору в огненном столпе. Затем, собрав воду в чашу, окропили ею новую кипарисовую доску, предназначенную для написания новой иконы, а воду опять собрали в блюдо. Отслужив Божественную литургию, дали иконописцу священноиноку Иамвлиху святую воду и святые мощи, и он, смешав их с красками, приступил к написанию образа. Братия тем временем неусыпно читала акафист Божией Матери. В процессе работы художник вкушал пищу лишь в субботу и воскресенье. И в результате, как писал патриарху архимандрит Пахомий, новосозданная икона ничем не отличается от подлинника – ни длиной, ни шириной, ни ликом, разве словами «старая» и «новая».

Список прибыл в Москву 13 (26 н.ст.) октября 1648 года. Его с почестями встретили и расположили в монастыре «Никола Большая Глава», который царь передал в Афонское подчинение. Монастырь стал называться Никольским Греческим, а улица по его названию – Никольской. По аналогии с местом, выбранным Самой Богородицей в афонской обители, русскую Вратарницу поместили у Воскресенских ворот столицы, а в целях ее сохранности от дождя и снега соорудили укрытие, известное как «чулан». Московский митрополит Платон (Левшин) распорядился пристроить к каменной арке три стены. Так была создана Иверская часовня у Воскресенских ворот, где ежедневно шла служба Иверской Божией Матери, переведенная на славянский язык в 1738 году. Часовня была открыта с раннего утра до позднего вечера для всех желающих поклониться Царице Небесной и попросить о милости и заступничестве.

По древнему обычаю все, кто направлялся в Кремль, включая августейших особ, преклоняли колена перед Иверской.

Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. В самые ответственные дни Российского государства, во время войн и бедствий перед ней служили всенародные молебны, на которые собирались многие тысячи москвичей. Когда Москва перестала быть столицей, молебен Иверской являлся обязательной частью церемоний во время приезда царя. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Икона сделалась символом Москвы и частью быта ее жителей. Многие торговцы и промышленники не начинали рабочего дня без посещения часовни, учащиеся спешили сюда перед экзаменами, а с 1693 года чудотворную икону возили по домам для поддержки и оказания помощи москвичам, и тогда в часовне оставалась ее «заместительница».

Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал:

«Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».

Певец Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы:

«Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

Московская Вратарница прославилась не меньше, чем греческая.

В 1775 году сюда привезли преступника Емельяна Пугачева. Толпы народа сходились к Воскресенским вратам посмотреть на смутьяна, скованного железным обручем. Перед казнью он попросил разрешить помолиться перед иконой Божией Матери, плача, приложился к ее ризе, поклонился на четыре стороны и покаялся перед народом: «Простите, православные».

Иверскую, которая прославилась своими чудесами, называли «Хозяйка Москвы». Купечеством была специально изготовлена карета, которая запрягалась шестериком белых коней, перед каретой был серебряный фонарь, и когда икону просили на молебствие в те или иные дома или храмы по городу, то ее ставили, как царицу, в эту карету и везли с торжеством по Москве. Икону встречали торжественным колокольным звоном, и все знали, что «Хозяйка Москвы» путешествует по улицам города.

В 1894 году московские газеты пестрели описаниями страшного и знаменательного случая. Иверскую икону везли на карете для совершения молебна. В уличной толчее экипаж наехал на сани с кладью, кладь свалилась, и взорам очевидцев предстал спрятанный под ней труп. Увидев, что его обличает Сама Пречистая, убийца признался в злодеянии…

У этой иконы постоянно дежурил чередной иеромонах, служа заказные молебны. Однажды под видом купцов пришли некие злоумышленники и принесли пудовую свечу: у купечества была традиция заказывать свечу в человеческий рост или ставить Божией Матери пудовую восковую свечку. Ничего не подозревающий иеромонах во сне увидел Божию Матерь, Которая сказала: «Встань и потуши свечу». Он проснулся, увидел, что в часовне тихо, спокойно, мерцают лампады, горят свечи, и опять задремал. Божия Матерь явилась ему вторично: «Встань, Я тебе говорю, и потуши свечу». Проснувшись, монах подивился такому назойливому сну и снова задремал. И опять Божия Матерь, уже строго, ему сказала: «Безумец, Я тебе говорю: встань и потуши свечу». И только тогда служитель часовни подошел к свече и заметил возле горящего фитиля нечто подозрительное. Он затушил свечу, а сняв слой воска, увидел запал и взрывчатку внутри свечи – еще чуть-чуть, и запал загорелся бы вместе с фитилем. Неизбежен был страшный взрыв, при котором погиб бы и служитель, и, как рассчитывали злоумышленники, сама святыня. Но Матерь Божия не допустила.

Во сне он увидел Божию Матерь, Которая сказала: «Встань и потуши свечу»

Предание уже наших дней гласит, что после разрушения Иверской часовни в ХХ веке московским духовенством было решено перенести сохраненную Иверскую икону в Преображенский храм на Преображенской площади. Но когда святыню крестным ходом несли по Москве, то она остановилась возле Сокольнического храма, и далее перемещать ее не было возможности. Тогда сопровождавшее святыню священство пришло к мысли, что теперь Матерь Божия должна пребывать именно в храме Воскресения Христова.

Храм Преображения Господня был уничтожен в 1960-е годы при строительстве метро, и многие святыни также попали в соседний Воскресенский храм. Вполне возможно, что такая трактовка – тоже одна из легенд, которые в изобилии хранит этот мистический чудотворный образ. Во всяком случае, известен и такой факт: в 1933 году чтимая Иверская икона из одноименной часовни у Воскресенских ворот находилась в храме святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе, переданная туда властями в знак поддержки обновленческой церкви (обновленцы именовали храм Никольским синодальным кафедральным собором). Уже в 1934 году «собор» был закрыт и практически разрушен, а обновленческая «кафедра» перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, также оказавшийся в руках живоцерковников (об этом пишет протоиерей Валерий Лавринов в книге «Обновленческий раскол в портретах его деятелей»). Вероятно, тогда туда попала и чудотворная Иверская, там и по сей день пребывает на клиросе северного придела. По сохранившимся – к сожалению, лишь в устной форме – воспоминаниям современников, это не основная икона (та, как и многие оригиналы других икон Божией Матери, бесследно пропала, во всяком случае, скрыта от нас до сегодняшнего дня, как и все архивные свидетельства о ее судьбе в ХХ веке). Вероятнее всего, в Воскресенской церкви пребывает «икона-заместительница».

Так или иначе, очевидна истинность народного мнения, что икона сама выбирает, где ей жительствовать, и выбор Матерью Божией прекрасного, уникального по архитектуре «намоленного» Сокольнического храма является Ее милостью к прихожанам и всем верующим столицы.

Интересно отметить еще один момент. Иконостас главного алтаря храма Воскресения Христова был установлен в 1913 году. Слева от царских врат, где принято помещать икону Божией Матери, наиболее почитаемую в данном храме или данной местности, в Сокольническом храме мы видим изображение именно любимой москвичами Иверской. А ведь иконостас выполнялся почти за два десятилетия до того, как чудотворная икона изберет этот храм для своего пребывания!

Иверская икона празднуется три раза в году. Знаменательно (и, конечно же, не случайно), что один из дней ее чествования приходится именно на престольный праздник храма – на третий день Пасхи, вторник Светлой седмицы. В храме Воскресения Христова в Сокольниках, таким образом, двойной праздник. Это так называемая «весенняя Иверская» («осенняя» – 13/26 октября, «зимняя» – 12/25 февраля). Сегодня к пасхальному крестному ходу присоединится и Благая Вратарница: по традиции в этот день, один раз в году, большой переносной образ ненадолго покидает алтарь, где обычно хранится. Пройдя крестным ходом вокруг церкви и освятив окрестности, икона будет поставлена для поклонения в центре храма. Несмотря на то, что обычно день это будний, очередь к обеим Иверским всегда тянется до вечера.

Клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках иерей Феодор Харитошкин знаком с иконой большую часть своей жизни.

– Я в Сокольническом храме с детства, мой папа протоиерей Прокопий Харитошкин много лет был его настоятелем, поэтому я с ранних лет привык ощущать себя под защитой Иверской иконы Божией Матери, – говорит отец Феодор. – Думаю, что-то подобное может сказать любой из тех, кто сюда приходит: каждый чувствует, что Богородица Иверская освящает наш храм, она является как бы его покровом. Конечно, для любого христианина главный праздник – Воскресение Христово, для прихожан Сокольнического Воскресенского храма особенно, но Иверская… Она как родная мама для каждого, кто обрел свое место в храме. Все приходящие в наш храм становятся ее детьми. Что касается меня… Я нашел в этом храме свою судьбу. Для меня здесь и работа, и служение, сюда приходят мои родные, любимые люди. Вся моя жизнь связана с этим храмом и Матерью Божией Иверской. Я и квартиру обменял на этот район. Даже если просто идешь мимо храма рано утром или поздно вечером, всегда обращаешься мысленно к Пресвятой Богородице, чувствуешь Ее невидимый покров, Ее тепло через каменные стены. Когда по парку с детьми гуляем, мимо храма прохожу – всегда прошу: Матерь Божия, помоги, защити благодатным Своим покровом, направь мысли в правильном для христиан русле!

Даже если просто идешь мимо храма в Сокольниках, чувствуешь невидимый покров Божией Матери, Ее тепло

Прихожане нередко делятся чудесными историями, связанными с нашей Иверской. Чаще это не постоянные прихожане, а люди, приезжающие в храм издалека. Делятся такой информацией – очень важной для каждого верующего, – которая подтверждает нашу веру, дает ей силу. Вот совсем недавно пришла женщина – в слезах от радости, – рассказала, что ей ставили страшный диагноз, а кто-то из знакомых подсказал поехать молиться Иверской. Она молилась, молебен заказывала, просила священников, которых встретила, и диагноз не подтвердился. Несколько раз сделала исследования, а потом пришла к иконе уже в радости. Позже узнала обо всех святынях храма – у нас много чудотворных икон, в том числе и Матери Божией. Теперь с благодарностью приезжает к нам, думаю, будет постоянной прихожанкой, храм Воскресения Христова через молитву Божией Матери станет и для нее родным домом… Знаю, бывают случаи рождения детей в семьях, где их долго не было, по молитвам к Иверской, но такой информацией люди редко делятся – слишком она сокровенна и дорога сердцу.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить