«О преблаженное древо, нам нем же распяся Христос – Царь и Господь»

Проповедь в день памяти происхождения Честных и Животворящих Древ Креста Господня

1.jpg

«О преблаженное древо, нам нем же распяся Христос – Царь и Господь». Проповедь иеромонаха Павла (Щербачева), 14 августа 2022 г. (Продолжительность 0:16:36 мин, размер 15,9 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь!

Сегодня мы празднуем изнесение Честных Древ Святаго Креста Господня. Что же это за праздник, который в русском народе именуется Первый, или Медовый, Спас? 

В Константинополе, в Византийский период его истории, в жаркое время, когда весьма часто возникали разного рода болезни, эпидемии, поветрия, в конце лета существовал такой обычай: износить Честное Древо Креста Господня из алтаря храма Святой Софии, где хранилась святыня, и совершать вокруг стен города крестный ход. Из второго Рима – Константинополя – этот благочестивый обычай перешел в третий: Московское княжество, на Святую Русь, где доныне благочестивые христиане, обращая не только очи, но и взор ума и сердца ко Господу, видя Его Голгофский Крест, Честное Древо, насажденное самим Спасителем по слову песнопения: «Им же Крестное Живоносное на земли насадися Древо», – воспоминают Его спасительные страдания и славное Воскресение.

Всякий раз по совершении священного шествия вокруг святого града Константинополя эпидемия ослабевала, а затем и вовсе отходила от греческой земли. Честный Крест не просто износили со Святой Трапезы, шествовали с ним вокруг Царьграда, но со слезами, в смирении и сокрушении сердца молились, чтобы благодать, изливающаяся от орудия спасения рода человеческого, очистила землю от морового поветрия, а души и сердца человеческие – от вредоносного действия болезней греховных, от скверны страстей, пороков, чтобы благодать эта умирила нестроения, волнения и брани, которым столь часто подвергалось Византийское царство. 

Вот и теперь, когда мы пережили совсем недавно годы поветрия загадочного вируса, мы должны были бы задать себе вопрос: «Слава Богу, эпидемия отступила, жизнь внешняя, кажется, входит в свое русло, а отступает ли болезнь от нашей жизни сокровенной, жизни человеческого духа, жизни человеческого сердца?» Ибо не что иное, как болезнь души, греховная скверна является причиной эпидемий, войн, всяких бед и неустройств внешних и внутренних бедного человека. Суетный мир превозносится, кичится своей гордыней, тщеславится своим сомнительным счастьем, столь далеко отстоящим от истинного блаженства, когда Царствие Божие внутрь нас живо. Живо той жизнью, которую Бог пришел дать нам с избытком по слову Евангелия. Той благодатью, которую Бог не мерою нам посылает, а счастье это дает нам Крест Христов. Апостол Павел возглашает: «А мы проповедуем Христа распятого: для Иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1: 23–24).

Болезнь души, греховная скверна является причиной эпидемий, войн, всяких бед и неустройств внешних и внутренних бедного человека

В Кресте Господнем для нас уготовано и блаженство. Вспомним опять же церковное песнопение: «О преблаженное древо, нам нем же распяся Христос – Царь и Господь». И слова апостола Павла, которые мы слышим сегодня: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия и Божественная премудрость» (см.: 1 Кор. 1: 18, 24). Крестом мы противостоим тем, кто разжигает брани. Вспомним опять слова божественных песнопений из канона Честному и Животворящему Кресту Господню: «Хвалитеся победоносным оружием, приемше от Бога Крест Честный, всем бо колена брани и дерзости ищущие рассыпаются во веки».

1.jpg

Отчего же мир своею премудростью не познает Бога в премудрости Божией и в Его силе? Мы ведь видим многие знамения и чудеса. У каждого в жизни есть такие моменты, которые свидетельствуют о том, что какая-то неведомая, внешняя для нас сила вмешивает в канву, в ткань нашей жизни, показывает небывалую, непостижимую для нас силу. Отчего же происходит так, что ничего не меняется для нас? Потому что не может человек познавать Бога и следовать желаниям своих греховных страстей. Христос сказал Своим ученикам: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34), – отвергаясь себя, по слову преподобного Макария Великого, мудрейшего человека. Не имея никакого светского образования, он был исполнен Божией премудрости, которую Сам Бог посылал ему в избытке. Отвергаться той части души, в которой, как говорит преподобный Макарий, свили себе гнездо наши страсти, греховные навыки и пожелания. Он даже называет эту часть души второй душой – такое странное, фигуральное обозначение для темной части нашей души дал преподобный Макарий. Отвергнуться себя – отвергнуться этой второй, темной души. Когда человек совершает такое отвержение, он поистине распинает себя, входит через крест в живое богообщение. Без сораспятия Христу человек не может с Ним соединиться. Те, которые Христовы, – «распяли плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5: 24), – читаем мы у святого апостола Павла.

У каждого человека свой крест. Кресты есть большие и малые, но есть еще и кресты самодельные, когда воля Божия проявляется через обстоятельства жизни человеческой. Святые отцы говорят: «Обстоятельства нашей жизни – суть проводники воли Божией». Бог человека ведет к тому, чтобы он терпел тот крест, который ему дан, а он ищет что-то иное, непосильное для него или неразумное, не вписывающееся в эту заповедь. И получается, как правило, печальный конец. 

Через древо, которое принесло соблазнительный плод, Адам пал. И через Древо Крестное род человеческий был искуплен от рабства греху Сыном Божиим Иисусом Христом, нашим Творцом, Промыслителем и Искупителем. Человек был искуплен, избавлен от рабства греху и диаволу, и перед каждым из нас открыт путь: идти по стопам Адама, прельстившись тем древом, которое приносит сладостный плод, обещает, что мы будем как Боги, как какие-то сверхчеловеки, которым доступно то, что недоступно обычному человеку, или избрать путь Христа, Древо Крестное – для разума человеческого плотское безумие, но приносящее воскресение, блаженство, исполняющее нас силою и премудростью. И каждый человек, как существо, творение, которому дана свобода Богом, должен для себя сделать выбор. Избрать смерть, тьму кромешную, тугу душевную, бессилие и безумие. Помните, как Адам плакал в раю, когда лишился той благодати, той связи с Богом, которая была, как избранному творению, дарована ему туне? Или избрать блаженство в светлом воскресении, отблеск которого мы каждую Пасху ощущаем, силу и премудрость, которую нам может дать Бог.

Через древо, которое принесло соблазнительный плод, Адам пал. И через Древо Крестное род человеческий был искуплен Сыном Божиим

Вы спросите: «Конечно, хорошо здесь, стоя на амвоне, рассуждать об этом. А как же в жизни? Бывают ли такие случаи, когда Бог дает явное свидетельство человеку при выборе креста?» А кресты бывают разные: бывает тяжелый крест, мученический, когда человек восходит на него, и он тоже не может быть самодельным, потому что если человек идет на мученический крест по своей воле, без воли Божией, то это может закончиться катастрофой. Бывают и малые кресты, но которые могут принести человеку великое благо – могут изменить ему всю жизнь, сделать его Богом по благодати.

1.jpg

Вспоминается одна история, которую рассказал ставший впоследствии нашим насельником очень старый монах. Его история отчасти раскрыта, жизнь его описана (в небольшой ее части, ибо в своей большой части она сокровенна) в книге митрополита Тихона «Несвятые святые». Этот человек прошел четыре войны, и во время одной из этих войн он находился на территории нынешнего Китая. Жили они впроголодь, было тяжело: и холод, и голод, армия не была обеспечена должным образом, а задача их состояла в том, чтобы ловить перебежчиков, которые были курьерами. Эти китайцы должны были переносить врагу деньги, и деньги они обычно прятали у себя за спиной, в длинных одеждах. Военные должны были останавливать их, деньги забирать и потом сдавать. Но, учитывая стесненные обстоятельства жизни, часть они оставляли себе на пропитание и на свои нужды. И вот, этот человек, Илья Данилович, увидев китайца, остановил его и попросил его сдать деньги, которые он незаконно переносил. А китаец побежал. Илья Данилович был очень хорошим стрелком. Он вскинул винтовку, прицелился и понял, что сейчас, если выстрелит, попадет ему в самое сердце. И вдруг что-то в его душе всколыхнулось. А он был даже не крещенный в то время, человек весьма далекий от Бога, хотя и родился в семье баптистов. Он вдруг воскликнул внутри себя: «Господи, если Ты есть, вспомни то доброе дело, которое я сейчас совершу», – оно, конечно, по сути и не было добрым, ведь он просто не убил этого китайца, – «и помяни меня, грешного, когда мне будет очень тяжело в этой жизни». Такую простую, незатейливую молитву совершенно далекого от Церкви человека он от сердца произнес, обращаясь к Богу. Китаец благополучно убежал, пуля не достигла его, потому что она не была послана вслед ему, а с ним произошли величайшие, я бы сказал, эпические по своему масштабу события, которые в результате привели его к странничеству, по благословению старца схиархимандрита Агапия Псково-Печерского, монашеству и блаженной кончине. 

Господи, если Ты есть, вспомни то доброе дело, которое я сейчас совершу, и помяни меня, грешного, когда мне будет очень тяжело в этой жизни

Так и у каждого из нас, прихожан Сретенского монастыря, которые находятся здесь, может быть такой выбор Адама и выбор Христа. Сейчас, мне сказали, вышла книга «Моя жизнь – Сретенский монастырь», там очень много разных интересных историй. И я думаю, когда мы будем читать, мы вспомним об этом выборе и проанализируем через призму этого подхода жизни тех людей, которые там описываются. 

1.jpg

Вспомним общую канву и высказывания, которые были единодушны. Немного по-разному звучала эта формула, но суть ее одна: там, где в жизни трудно, – там наше, а где легко – надо крепко подумать. Будем руководствоваться этим правилом в нашей жизни, взирать на Животворящее Древо Креста Господня, которое перед нами сейчас стоит посреди этого святого храма, и просить Бога, чтобы Он дал нам всегда делать правильный выбор, который приведет нас к воскресению и блаженству, дарует нам Божию силу и Божию премудрость. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить