Пастырские встречи. Правила поста

Почему Святая Церковь призывает своих чад во время Великого поста отказываться от скоромной пищи, почему не читаются акафисты в эти дни. Иеромонах Агафангел (Давлатов) на одной из Пастырских встреч помогал разбираться в этих и других вопросах.

1.jpg

– Сейчас говорят, что можно не поститься, главное – друг друга не есть. Чего же хочет от нас Бог во время поста?

– Пост по своей сути состоит из двух составляющих. Первое – это жертва Богу, это составляющее в виде жертвы пришло к нам из Ветхого Завета, когда человек, желая принести жертву Богу, налагал на себя пост. Пост в ветхозаветное время подразумевал невкушение пищи и пития от заката до рассвета. Сейчас такое сохранилось в исламской традиции и в первые века христианства также понималось как истинный пост. И человек, отрекаясь от воды, от пития, таким образом приносил Богу жертву и говорил: «Господи, ничего больше не могу, вот хотя бы не буду есть и пить целый день, чтобы в чем-то себя ограничить и принести жертву». 

Такое понимание называется юридическим, потому что Богу как судье нужно что-то принести, нужна какая-то жертва, чтобы потом тебе что-то дали взамен. В Новом Завете постепенно эта форма жертвы стала уходить на второй план, а на первый стала выходить другая составляющая. Пост как лекарство, как средство для покаяния, исправления, для приближения к Богу.

Пост в ветхозаветное время подразумевал невкушение пищи и пития от заката до рассвета

Нередко, когда мы приходим к врачу, нам предлагают, помимо каких-то лекарственных препаратов, медикаментозного лечения, еще соблюдать некую диету. И говорят, что воздержание от тех или иных продуктов будет способствовать скорейшему выздоровлению. Так же и в духовной жизни. Многие со мной согласятся, что, когда мы едим жирную калорийную пищу, тело наше утучняется, становится дебелым. Поели мы, как люди в народе говорят, «от пуза», и надо поспать. Поспали – нужно поесть. И, соответственно, наша мозговая функция замедляется, острота ума притупляется. А когда мы переходим на пищу более легкую, то тело наше на удивление становится более подвижным: и поклоны легче делать, и стоять на молитве легче, и брать в руки молитвослов и глубже вникать в смысл написанного тоже проще. 

Пост рассматривается как некое средство для достижения цели, для концентрации ума и для облегчения тела, которое становится более способным для молитвы, для праведной жизни. Но здесь надо понимать, что врач никогда не говорит человеку, который страдает язвой желудка, что ему нужно пить только воду и есть сухари, – это человека погубит. Если у кого-то есть какие-то хронические заболевания, можно какие-то послабления делать: кому-то рыбу есть, на пару приготовленную, кому-то молочные продукты, но относиться к этому послаблению нужно как к лекарству. Одно дело, например, выпить стакан молока, а другое дело приготовить какое-то блюдо со сливками, гастрономическую вкусность. Это уже не лекарство, а именно наша блажь. Не должно быть гортанобесия, чревоугодия. 

Это именно послабление, чтобы наш организм не истончился до изнеможения, чтобы у нас силы оставались для молитвы. А то смысл ничего не есть и при этом не понимать, что читают, что поют, брать в руки молитвослов и тут же засыпать? Смысл от такого поста какой? Только диета, кому похудеть нужно, и все.

– Батюшка, постом мы ведь только акафисты не читаем, а все остальное, в том числе Псалтирь, каноны, читаем?

– Чтобы было понимание, почему Великим постом не принято читать акафисты: акафисты по своей манере исполнения относятся к таким торжественным, праздничным молитвословиям, а в пост мы стараемся себя оградить от всего развлекающего, чтобы наш ум начал концентрироваться, собираться. И в качестве поста мы отказываемся от акафиста, чтобы наше молитвословие было более сдержанным.

2.jpg

– В интернете священник вскользь сказал о том, что немножко другое Причастие в Пасхальную неделю. Есть какая-то разница?

– Знаете, я не слышал слов этого священника, но могу сказать, что Христос вчера и сегодня один и тот же. И завтра такой же будет. И Причастие, что в Сретенском монастыре, что в храме в Зюзино – одно и то же. И на Пасху, и сегодня, в день Торжества Православия, и в какой-то другой день – оно одно и то же.

Христос вчера и сегодня один и тот же

Другое дело, что сам момент соединения с Богом и духовно, и телесно, который происходит во время Причастия, накладывается на радость Пасхального торжества, и для очень впечатлительных людей, эмоциональных, такое наложение вызывает аффект, эйфорию. Я не могу сказать, что это правильно, потому что излишняя страстность в отношении с Богом да и вообще в жизни нашей вредит, так как она отключает ум. И когда мы переходим на чувства, то мы можем заблуждаться, и самое опасное, когда эйфория проходит, а мы опираемся только на чувства, у нас возникает разочарование. В вере, в отношениях с Богом в первую очередь надо искать некую платформу умственную. Опираться не только на чувства, но и на здравый смысл, понимать, что происходит, как происходит, чтобы логика была. Чувства, эмоции – это плохой советчик.

– Существует ли в Евангелии или в Новом Завете сюжет, в котором Христос и апостолы призывали верить Церкви, а не проверять ее?

– Где я еще могу найти Бога, как не в Церкви? Весь Новый Завет и Евангелие говорят о том, что вне Церкви нет спасения. Если плыть одному, то попробуйте переплыть Тихий океан – вы через пару часов захлебнетесь, сил не хватит. А в Церкви мы все-таки в лодке плывем и, как бы нас ни штормило и ни качало на волнах, мы чувствуем друг друга и, даже если лодка перевернется, мы все равно будем друг за друга держаться, кто умеет плавать хорошо – будет подтягивать тех, кто вообще не умеет плавать.

Весь Новый Завет и Евангелие говорят о том, что вне Церкви нет спасения

Что значит «проверять Церковь?» – не совсем понятно. Есть, конечно, у апостола слова, что проверяйте наставников ваших, но это относится к тому, чтобы священник либо тот человек, который берет на себя послушание учительства в Церкви, не впадал ни в какую ересь. И когда человек впадает сам в ересь, не нужно слепо следовать за ним. Но опять же, для этого надо жить в церковной ограде, потому что вне Церкви спасения нет, потому что вне Церкви нет Христа.

– Как считает Церковь: есть ли отличия между Крещенской святой водой и обычной святой водой?

– По своим свойствам, по своему воздействию на человека, на окружающее пространство эта вода ничем не отличается, потому что и в первом случае, и во втором по молитвам сходит Святой Дух. Господь проникает в структуру этой воды, освящает ее и наделяет определенными свойствами и качествами, которые в первую очередь в духовном отношении способны благотворно влиять на нас. Принимаем ли мы ее внутрь, либо внешне себя отираем, либо освещаем те помещения, в которых пребываем, – свойства воды одни и те же.

3.jpg

– Как правильно исповедаться? Расскажите вообще об исповеди.

– Исповедь – это таинство, в котором участвуют три личности: это Господь Бог – как верховный Судия и как милующий Отец, это кающийся человек – человек, который осознал свою неправду, который чувствует в себе какую-то червоточину, который начал понимать либо догадываться, что совершал или совершает промахи, и хочет вырваться из тьмы к свету, и священник, который является свидетелем. Он следит, чтобы человек в своих умозаключениях не заблудился, не запутался и четко и ясно понимал, что есть добро и что есть зло, чтобы не было излишнего самоуничижения, потому что, когда мы начинаем себя под лавку загонять и втаптывать в землю, чаще всего такое покаяние поверхностное. Мы говорим, какие мы плохие, какие мы ничтожные, какие мы недостойные, и все силы тратим на это самобичевание. А дальше что? Сил на исправление не остается. 

То же самое, когда человек говорит: «Да, я грешный в том-то и в том-то, ну и что? Все мы ошибаемся. В чем моя ответственность? Все мы немощные». В этом случае как такового покаяния нет, нет сожаления о том, что время было упущено и что вместо добрых дел человек совершил дела злые. Душу свою мог преобразить, а вместо этого нанес ей раны, которые невидимы, но которые затягиваются не так уж быстро. Священник как свидетель нужен.

Исповедь – это таинство, в котором участвуют три личности: Господь Бог, кающийся человек и священник

К исповеди нужно готовиться. Всякие случаи бывают, когда человек только переступает порог храма и толком ничего не знает, в этом случае требовать от такого человека какой-то осознанности очень трудно, нужно помогать, нужно что-то самому говорить. Но когда человек уже не первый год ходит в храм, нужно накануне перед исповедью сесть, желательно быть одному, взять листочек бумаги и вначале выписать все то, что тяготит совесть. Может быть, есть трудности с формулировкой конкретного греха, то есть мы понимаем, что мы то-то и то-то делаем неправильно, а, как это назвать, не понимаем. 

Неплохо было бы заглянуть в некое пособие. Можно к святителю Игнатию (Брянчанинову) обратиться, можно – к отцу Иоанну (Крестьянкину). Мне в свое время очень помог протоиерей Михаил Шполянский, у него есть книга «Как подготовиться к исповеди?». Она тоненькая, но очень полезная, в ней есть раздел, в котором перечисляются основные грехи и есть небольшие пояснения к каждому из этих грехов. И первое время, готовясь к исповеди, я открывал и читал. Например, тщеславие есть во мне? Есть – пишу: «тщеславие». Дальше: человекоугодие, лицеприятие, – «Ага, было», – пишу. И вот с этим списком я подхожу. Но это не значит, что мы просто отбарабанили какие-то слова, которые не имеют под собой никакого контекста. 

Конечно же, могут возникнуть вопросы. Например, человек замучался с осуждением, не хочет он осуждать, а у него не получается, он не успевает проснуться, а уже начинает осуждать всех и вся. И в этом кошмаре он живет весь день. Осуждение выматывает, поэтому он, обессиленный, засыпает и опять начинает осуждать, говорит: «Вот я осуждал, устал. А почему я осуждал? А потому что этот и этот заставили меня осуждать», – и опять впадает в этот грех. И возникает вопрос: «А как мне бороться с этим?» – особенно, если человек не начитан в плане духовной литературы, он не знает никаких средств, он даже не понимает, откуда это осуждение берется, и поэтому на исповеди человек начинает задавать какие-то конкретные вопросы.

4.jpg

А когда мы не готовимся к исповеди, приходим, надеясь, что сейчас чего-нибудь вспомним, начинается переливание из пустого в порожнее либо рассказ истории «от Адама». Священник в данной ситуации является свидетелем вашего покаяния, ему не нужно знать какие-то нюансы, поэтому такие жизненные вопросы лучше оставлять на какие-то беседы, встречи.  Самое главное – это подходить к исповеди ответственно.

– Где находится личность человека после смерти? Частично – у тела в могиле, а душа тоже с телом рядом?

– После смерти человеческая личность никуда не девается, потому что наша физическая оболочка, наше тело – это, конечно, составляющая часть нашей личности, но не превалирующая. Наша личность в первую очередь концентрируется в нашей душе, в нашем разуме, в нашей способности самоидентифицироваться. И душа, сохраненное сознание, сохраненная личность, пребывает не в могиле, не возле тела, а пребывает либо с Богом в раю, либо в аду, в зависимости от того, как человек жил. Если человек на протяжении своей жизни сделал себя удобопреклонным к добру, если он научился любить и принимать любовь, то он, конечно же, по Божьему милосердию и человеколюбию будет рядом с Ним. А если человек не способен пребывать в любви, не способен пребывать в Боге и не способен уживаться с другими людьми, пребывая с ними в любви, то там уже вопрос…

– А когда мы идем на кладбище, нас слышат наши усопшие, или только когда мы в храме молимся?

– Они слышат нас везде, потому что духовный мир таков, что он везде и во всем. Но в отношении походов на кладбище у Роберта Рождественского в «Реквиеме» есть такие слова: «Это нужно – не мертвым, это надо – живым». Мы идем на кладбище в первую очередь, чтобы самим оставаться людьми и чтобы не терять молитвенную связь с умершими и наше духовное родство. Когда мы ухаживаем за могилой, мы задумываемся о смерти, о тех, кого уже нет с нами. Потом мы можем зайти в храм помолиться. Так мы учимся быть благодарными и не забывать о том, что и мы когда-нибудь где-нибудь рядышком приклоним главу.

– Дети уже взрослые, невоцерковленные и отбивают веру у внуков. Что делать?

–  Как в таких случаях поступать? Так же, как поступали во времена гонений на Церковь, то есть не входить с родителями в прямую конфронтацию, если видно, что они агрессивно к этому относятся. Помогать в первую очередь молитвой за внуков, за детей своих, во вторую очередь личным примером, чтобы и внуки, да и дети тоже понимали, а зачем же вообще в храм ходить? Если человек духовно никак не изменяется, то они не видят смысла, зачем в выходной тратить свое время на поход в храм? Если вы такая же, как и пять лет назад, как и десять лет назад, они резонно могут сказать, что мы не хотим тратить время впустую. А если вы прикладываете усилия и как-то духовно преображаетесь, освящаетесь, тянетесь к Богу, боретесь со своими страстями, вырываете их в меру сил своих, а Бог на это пустое место какую-то добродетель сажает, то у них появляется некий интерес: все-таки что-то там в Церкви есть и что-то можно такое хорошее получить, общаясь с Богом. Тогда и у них внутреннее будет тяготение ко всему церковному.

Помогать нужно в первую очередь молитвой за внуков

И третье – все-таки стараться приводить внуков в храм. Особенно, если семья молодая, я думаю, никто препятствовать не будет, если бабушка на выходные внуков заберет с ночевкой к себе, если вы живете в разных квартирах. И по дороге на каток или в парк вы заведете внуков в храм поставить свечку. Можно сказать, чтобы помянуть тех, кто жил до нас, наших родственников. Сказать, что в храме можно поставить о здравии свечку, чтобы маме и папе было хорошо, чтобы в учебе все получалось, чтобы с друзьями не конфликтовать. 

Делать какие-то такие прививки духовной жизни, которые может быть не сразу, но впоследствии дадут свой плод. Вы зернышки будете вкладывать, поливать их, удобрения вносить, а потом придет время, и человек уже начнет взрослую осознанную жизнь, начнет задумываться о смысле жизни, о своем месте в этом мире. И вот все то, что вы говорили о Боге, постепенно начнет давать свой плод. Если внуки маленькие, то можно с ними и какие-то книги почитать, сейчас очень много духовной литературы красочной, иллюстрированной, и все это в сознании также отпечатывается. Непросто в таких обстоятельствах воспитывать внуков в христианской вере, но желающий ищет возможность, а нехотящий ищет повод.

5.jpg

– Если ушел от Бога и вернуться не получается: на службы человек ходит, кается, но вера не восстанавливается. Около двух лет отношений с Богом нет, иногда и не хочется. Что делать?

– Сложный, конечно, вопрос, потому что кому-то вера дается авансом, просто человек верит, и все. Щелкнуло у него, и он говорит: «Я верю». А другому человеку надо потрудиться, чтобы эта вера появилась. Но если тяга к Богу, к познанию, к поиску этой веры есть – это добрый сигнал, это значит, что Господь все-таки зовет. Может быть, шепотом, слегка различимо, но все-таки этот призыв есть.

И если вы ушли от Бога, значит, эта встреча у вас состоялась. Но случилось что-то такое, что эту встречу омрачило и заставило вас отвернуться от Бога. Именно вас отвернуться от Бога, потому что Господь от нас никогда не отворачивается. Он может лишь слегка от нас отойти, потому что если мы всегда будем жить на руках Божиих и своими ножками по земле не передвигаться, то какая заслуга наша будет в этой жизни? А так Господь иногда чуть-чуть нас оставляет, при этом не покидает, чтобы у нас появилась возможность самим потрудиться, укорениться в добродетели, чтобы добро стало нашим внутренним свойством.

Что произошло в жизни этого человека? Я не знаю, но тут только молиться, мне кажется, можно. Можно убедить себя в том, что ты веришь, но это будет иллюзия, самообман. Чтобы эта вера была живая и настоящая, возможно, только если эта вера является даром Божиим. И если эта вера авансом не пришла, то просите Бога. Сколько еще просить, я не знаю, но уверен в том, что если не ослабевать в этом, то рано или поздно эта вера придет. И уверен также в том, что эта вера будет намного крепче и намного слаще той веры, которая дается человеку авансом. Тот человек не потрудился, чтобы ее приобрести, а когда человек прикладывает усилия, напрягает себя, тогда награда его более достойная, нежели чем у того человека, который получает это просто так, по милосердию Божию.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить