«Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя». Часть 2

Причины и проявления печали

Продолжение. Часть 1

Печаль из-за собственной неспособности, недовольства собой

Прочитавши святое Евангелие дневное, в котором сказано: не пекитесь о завтрашнем дне, ибо он сам о себе попечется; и: Отец небесный знает ваши нужды; довольно для каждого дня своей заботы, – вспоминаю NN заботниц, до болезни иногда печалующих о том, что ничего не знают, ничего им не сделать, а только все испортят и понесут за это осуждение.

*

Мрачное настроение очевидно много зависело от нездоровья. Помыслы твои о твоей неспособности я имею большое основание относить к влиянию духа злобы.

*

Твоим недовольством собой я не огорчаюсь, но мне жаль, что мучишь себя напрасно, да и побуждения к недовольству не назову святыми.

Тут не последнюю роль играет греховное я, забота, как думают люди о мне, не говорят ли, что я хуже того-то или той-то. Следовало бы думать, что скажет мне Господь, что совесть моя. Да и отцу духовному нужно бы мало-мало верить и к мнению его прислушиваться. Впрочем, ты так и делаешь, и осуждаешь себя, и высказываешь как немощь свою – и я так же смотрю на это и отнюдь не оскорбляюсь. Господь с вами.

Опять та же песня: у меня-де нет ни ума, ни твердости воли.

Отвечаю: у кого действительно нет ума, у того, значит, есть ум, судящий, различающий умное от неумного. Нужно сказать: «У меня нет опытности». Опытность приобретается годами, практикой.

*

Нет, не в тебе причина того, что на вас идут беда за бедой, нужда за нуждой, но допущено пакостнику делать вам пакости, да прославится через вас сила Божия, как она и проявляется, да и вы это видите сами. После причащения хорошо уединяться на полчасика или более, чтобы отдать эти минуты Божественному Посетителю душ наших.

Скорбишь о том, что не умеешь и не знаешь, и говоришь, что эта скорбь не от Господа; правда, не от Господа, но зато ради Господа, потому заслуживает воздаяния.

*

Опять у тебя помысл о непригодности и побег с места подвига. Неладно это. Зачем такое уныние? Зачем скорбеть? Зачем крушиться? Зачем и слезы проливать? Молиться нужно, молиться, на помощь Бога призывать. Бог нам прибежище и сила. Он поможет и совершить. Ободрись. С унылой душой тяжело работать, ободрись, оденься в обычную твою храбрость и веселье!

*

Оставь навсегда мысль о том, что твое там пребывание не нужно, бесполезно, что оно от людей, а не от Господа. Эти мысли мрачные, не от Господа они. Состояние твоей души представляется мне, как пасмурный день, когда небо обложено туманом, тучами и только изредка кое-где покажутся светлые прогалинки…

*

Ты пишешь, что «не годишься, что ничего не умеешь».

Ответ: одно сиденье – прекрасное дело. Если не убежишь, великий подвиг совершишь! К нему всё приложится: и пригодность, и уменье, и хорошество. Слушайся сердца. Будь проста, как голубь, мудра, как змея.

*

Сегодня читалось в Апостоле: облекитесь в броню (кольчугу) праведности. Толковники изъясняют это место так, что христианин должен исполнять все дела праведности: пост, молитву, терпение, смирение, послушание и пр. Эти дела то же, что кольца у кольчуги, – предохраняют от стрел вражьих. Если бы какого-либо колечка недоставало в этой кольчуге, то враг как раз и будет направлять свои стрелы в это незакрытое место. А таковым местом для врага, кажется, послужило уныние. Мне кажется, что демоны тебя, как ягненка, опять стали немилостиво терзать, как бы приговаривая: «Зачем ты сюда пришла? Ведь ты негодная. Уходи скорее, жить здесь не дадим тебе».

Не смущайся. Господь послал тебя туда: ты теперь закаливаешься в горниле скорбей, чтобы вышел из тебя сосуд крепкий, Ему благоприятный. На людей не ропщи, не они, а враг – дух злобы – ведет с тобой брань.

*

Ты во всем себя винишь – это хорошо, но только тогда, когда это самобичевание соединяется с молитвою и упованием на милосердие Божие. А без этого оно грозит большою опасностью: отчаянием и самоубийством. Никак не предавайся безотрадной печали, ибо печаль многих убила. С нами Бог! Христос воскресе! Ты не виновата, а виноват враг; да падет твоя печаль на его голову! Да сокрушит Господь сатану под ноги твои вскоре.

Во всем себя винишь – это хорошо, но только тогда, когда это самобичевание соединено с молитвою и упованием на милосердие Божие

Приходят к тебе мрачные мысли бежать куда-то как никуда якобы не годной – за это не гневаюсь, но очень жалею тебя. Печаль многих убила. Недавно у нас самоубийством погибла одна дама при отсутствии религиозности и веры в Бога и будущую жизнь. До этого, Бог даст, мы не дойдем, но не хотелось бы и предаваться сильной печали о чем бы то ни было. Теперь я уверен, что ты успокоилась, ибо Христос воскресе, весна идет, май близится. Потерпи, ожидай Господа, отдай Ему всю печаль свою, и Он успокоит тебя.

*

Доктор мой рассказал об одном юноше, готовящемся к сдаче экзамена, способном, но страдающем психически крайнею неуверенностью в себе, несмотря на разуверения профессора о его способности. Дошло до того, что он стал постоянно говорить: «Все пропало, я никогда не приготовлюсь к экзамену!» Эта неуверенность привела к умопомешательству. Выслушавши этот рассказ, я вспомнил часто жалующуюся, что она ни крошки не смыслит в том деле, какое ей поручено.

Боюсь, не перешло бы это недоверие к себе в постоянную болезнь души и не послужило бы причиной расстройства ее здоровья телесного.

Печаль от встречающихся трудностей

Умоляю тебя, дочь моя, никогда не ропщи, не говори: зачем мне дали это трудное дело? Знай твердо, что сила Божия и в немощах совершается. Ропот оскорбляет любовь Божию. От тебя потребуется только то, что ты в силах сделать; а что не по твоим силам, за то ни люди, ни Бог с тебя не взыщут. Не забудь этого.

Ну, нагнал же на тебя враг горя, уныния, отчаяния, как мрачных туч. Бедная монахиня, бедная игумения! А как со стороны посмотришь, то не видишь ничего страшного, ничего необычайно худого. Приходится за всех и за каждую страдать. Дело обычное во всех обителях. Многие читающие письма к духовной дочери находят в них много подобного и у себя: то же горе, то же настроение. Ты носишь немощи немощных, потому и тяжело тебе; если бы ты себе угождала, то не испытывала бы этих неудобств, этих забот, этих огорчений.

Знала бы только церковь да келлию и была бы спокойна. А тут везде нестроение, везде беспокойство: в церковь придешь – досада берет: все неладно; в келлию придешь – покою не дают: то счеты да расчеты, то жалобы, то спросы да просьбы. Точно постоянно носишь колючую власяницу. А тут свой больной, свои немощи души и тела. Одним словом – вся жизнь крестоношение, то крестоношение, о котором ты была предупреждена и которое приняла ради Господа.

Если со стороны смотреть, то всё у вас устраивается дивно, благоуспешно.

*

По поводу скорбных обстоятельств пишу эти строки.

Сейчас прочитавши дневной Апостол, выписываю тебе из него стих и желаю, чтобы ты, прочитавши его, ободрилась примером коринфян и советом апостольским: терпение македонских христиан среди скорбей апостол называет благодатью Божией и говорил о них с похвалой коринфским христианам; они, македоняне, среди великого испытания скорбями преизбыточествуют радостию. Итак, и среди великих скорбей можно и должно радоваться. Радость – жизнь души, скорбь – смерть ее; печаль многих убила. Итак, не скорби, не крушись. Молись, терпи, молись – и получишь помощь, все просветлеет, все прояснеет, и люди будут казаться другими.

И среди великих скорбей можно и должно радоваться. Радость – жизнь души, скорбь – смерть ее

Печаль в заботе о родных

У тебя теперь новые скорби: сначала тебе скучно было о родных, а теперь сердце болит о сестрах. Но теперь, кажется, ты покрепче стала, больше самопредания воле Божией. Во всех нуждах советую особенно прибегать к Матери Божией: Она очень добра, нежна, скоропослушлива.

*

Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, не унывай. Сей добро, сей на доброй почве, сей на камнях, сей везде: где-нибудь да взойдет. А если взойдет, то все-таки сеющий не останется без награды за труд.

Буди во всем воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он все знает, заботится и устраивает как лучше. Любящим Бога все поспешествует во благое.

*

Отгоняйте от себя тоску по родине и о родных и знакомых; это также вражеская ловушка. <…> Не скучайте, ведь с вами Господь.

Печаль от неблагодарности

Не изнемогай в печали, что призреваемые дети не понимают заботы о них и оскорбляют заботящихся.

Значение ваше еще более возвысится, когда вы победите зло добром. Припомнился мне святитель Иннокентий: он очень много терпел оскорблений от своих пасомых, много от недостатков их, много скуки от одиночества; и вот Господь теперь утешил его прославлением: там, где оскорбляли его, теперь благоговейно чтут его. Молю Господа, да пошлет тебе после скорби утешение. Во всем буди Твоя воля, Господи. Будем говорить со святителем Димитрием: аще огорчаеши мя, Господи, буди благословен; аще врачуеши мя, буди благословен. Ты всегда прав в словах Своих, и победиши внегда судити имаши.

<…>

Прекрасные розы всегда бывают с шипами, всякая радость со скорбию. Кая житейская сладость бывает печали непричастна?

Ты приблизилась к месту, где ожидала испить чашу радости, а нашла там прегорькую чашу несбывавшегося ожидания. Тебе оставалось только открыть уста и пить из чаши утешения, а у тебя отняли эту чашу и поднесли ложку горечи, и у тебя готово вырваться слово ропота на всех, кого считаешь виновниками сего.

Понятна твоя горесть. В утешение я сказал бы, что чаша горести подается той же рукой, которой подавалась чаша спасения и чаша радости; та и другая исходит от любящего сердца. Всегда Бдящему над тобой угодно было и в настоящий раз растворить ожидавшееся утешение небольшою горестью, чтобы соделать сладостнейшим утешение.

<…>

В заключение привожу слово аввы Варсонофия (ответ 47): если желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими, ожидай больших и успокоишься. Мужайся, крепись, молись.

Если желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими, ожидай больших и успокоишься

Печаль при мысли о недостойном Причащении, о том, зачем пост

В твоем душевно-тягостном настроении пред исповедью и Причащением усматривается злоба вражеская, желающая препятствовать тебе облекаться в броню Христову, сквозь которую не будут иметь прохода его вражеские стрелы. Чем более он будет нападать, тем усерднее, тем неуклоннее исполняй святое послушание, принимай чаще Божественное врачество.

*

Как видно, врагу очень не нравятся ваши Причащения Святых Таин частые. Никто другой, как он, смущает тебя помыслами, что ты недостойно причащаешься Святых Таин и за это терпишь разные скорби. Не верь ему – лжецу.

*

Смущаешься недостатком чувств умиления при исповеди.

Самое смущение это да вменит Господь в истинное покаяние. В разрешительной силе священника не нужно сомневаться, каков бы он ни был, лишь бы не состоял под запрещением. Истинная исповедь состоит не столько в чувстве умиления, сколько в твердой решимости избегать греха, бороться с ним.

Истинная исповедь состоит не столько в чувстве умиления, сколько в твердой решимости избегать греха, бороться с ним

Когда мучит совесть за что-либо и человек, не находя покоя, исповедует сделанное против совести, тогда и бывает истинное покаяние и прощение властью священнослужителя. Да умудрит тебя Господь, да пошлет тебе благодать Свою исполнять разумное твое служение. Беречься нужно всякого первого худого помысла, первого нечистого взгляда, первого нечистого движения и чувств. Спаси тебя Господь за молитву.

*

Жалуешься на свою духовную нечувственность даже при исповеди и Причащении и отсутствие теплоты и умиления.

Эти качества – дар Божий, стяжеваются многими усилиями, сокрушением и болением сердца с молитвою. Нужно стараться заменить их духом смирения, сознанием своей крайней духовной бедности. Из собравшихся у вас одна – умна, но недостает нежности и истинного смирения; другая – на все мастерица, но чрезмерно любит; третья – смиренна, но небрежна; одна – слишком сердита, но умеет работать; а еще одна – имеет дар духовного рассуждения, но слишком слаба телом. Видишь, как каждому дан дар на пользу и никто не чужд недостатка. Следовательно, мы теперь должны терпеть друг друга, а наипаче духовные должны немощь немощных носить, а не себе угождать.

Отвечаю на жалобы о посте. Бедная инокиня! Чего-чего не наговорил лукавый в эти дни и на пост, и на колючки, и на сестер, и на всех. Все это ложь, и ложь, и ложь! Я убежден, что за всё это ждет воздаяние – и за эти труды, и за изнеможения от поста, и за эти колючки от людей, и за это огорчение от пищи и одежды, и за эти мучения духа по поводу неисправности других. На что пост? Для чего колючки? Для того же, для чего и Господь постился сорок дней. Для чего Он был искушаем сатаною и тем, и другим, для чего Иоанн Предтеча ел акриды?

*

О чувстве голода во время поста. Для чего такой пост? Постишься и ничего не можешь делать, кому это полезно?

Прежде всего нужно смотреть на этот голод как на самобичевание за грехи свои, чтобы получить помилование на суде Божием. Потом, разве не признаешь, что пост смиряет плоть: вместо разных неподобающих помыслов являются помыслы только о хлебе. Притом тягота от поста происходит от непривычки к посту; а когда тело попривыкнет, то пост легче переносится. Ведь почему-то постились некоторые по неделе и даже по сорока дней и не переставали исполнять свое дело. Постись из послушания Богу, а не человеку. Бог заповедал пост; а отцы называют пост и молитву крыльями, несущими к Богу. Цена дела познается из сравнения. Представь, что было бы, если бы вместо однодневного неядения человек стал бы вкушать ежедневно три раза, притом и жареные и вкусно приготовленные блюда? Что было бы тогда с его помыслами, с его молитвой, с его внутренним настроением?

Смотри на мучающий голод в пост как на самобичевание за грехи свои, чтобы получить помилование на суде Божием

Печаль как препятствие к посещению храма

Одна христианка, ревнующая о деле своего спасения, выражала жалобу на себя, что она не пошла в церковь потому, что некоторое предшествующее огорчение расстроило ее мысли, – так случается с нею по временам. Это искушение она испытывала не раз; впрочем, она и не хочет назвать это искушением вражеским, а просто естественным настроением духа, вызванным предшествующими причинами. Кажется, и ты иногда жаловалась в этом сама на себя и так же не считала это искушением.

Но я смею думать, что тут есть доля вражеского влияния. Цель такого искушения со стороны врага та, чтобы под благовидным предлогом, раз отклонивши от исполнения долга совести и устава церковного, потом постепенно вызывать разными предлогами к повторению такого рода отклонений, с предлогами для успокоения совести. Кто раз допустил нарушение заповеди или непослушание голосу совести, тот легко может повторить это и другой, и третий, и чем дальше, тем легче ему будет находить предлоги к непщеванию вины о грехах.

Например, для исполняющих в церкви клиросное послушание или участвующих в церкви в чтении и пении бывает скучно, когда бывают лишены возможности принимать такое участие; тогда они начинают уклоняться от посещения храма. К сожалению, этот недостаток замечается за такими инокинями, которые сперва состояли на клиросном послушании – чтения и пения, а потом получили начальствование в обители. Итак, берегись первого выхода из церкви, берегись лукавого совета, когда он будет внушать тебе не идти в церковь под разного рода предлогами.

(Окончание следует.)

Из книги: Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сборник писем.
Изд-во Сретенского монастыря, 2008

Составила Маргарита Родина

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить