Преподобный Стефан Филейский о призвании человека

В своих сочинениях преподобный Стефан достаточно часто затрагивает вопросы христианской антропологии. Руководствуясь исключительно Священным Писанием и святоотеческим наследием, в своих трудах он достаточно глубоко обозначает проблематику сотворения и предназначения человека. Особенное место в изучении данной темы занимает труд преподобного «О Божьем мире».

01. Иеросхимонах Стефан (Куртеев)..jpg
Иеросхимонах Стефан (Куртеев)

В сотворении человека Господь принимает особое участие, предваряя его создание Советом. Бог знал, что человек не сможет устоять на степени «своего богоподобного величия», воспротивится Богу и, как следствие, станет причастником смерти и вечной муки. Но изначально Господь знал и то, какой Жертвой человек будет примирен с вечной правдой. К делу творения человека приступает вся полнота Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух.

Отец Стефан не проводит особого и специального различия между образом и подобием Божиими в человеке. При этом речь у него идет именно о проявлениях образа Божьего. Преподобный Стефан выделяет из их перечня любовь, благость и мудрость, разум, свободную волю и бессмертие. Богоподобен же тот человек, кто любит и делает только то, что любезно Богу. Так, первозданный человек был богоподобен во всей полноте.

Как известно, в качестве неотъемлемого свойства образа Божия в человеке святые отцы говорят и о свободе человека. И, по учению преподобного, человеку были дарованы от Бога все возможные силы для того, чтобы он мог послужить своему Творцу, в том числе он получил свободную волю, которая уподобляет человека Богу, но «только тогда, когда она во всем согласуется с волею Божией и покоряет его Богу». Человек имеет возможность избрать и другой путь – путь противления воле Божией и греха. В своих доводах преподобный Стефан прямо опирается на евангельское учение о широком и узком пути (см.: Мф. 7: 13–14), согласно которому в жизни у человека есть только два пути: ко спасению и к погибели.

Богоподобен же тот человек, кто любит и делает только то, что любезно Богу

В другом месте мысль преподобного о свободе воли выражена еще яснее: «…один только человек, и притом одаренный от Бога и словом, и разумом, может, по воле своей, и славить, и не славить своего Создателя, даже и не внимать, – как славит Его всякая тварь». Такая богопротивная воля делает человека сродным дьяволу. Свобода воли как таковая определяет человека ответственным за свои поступки перед Богом.

Преподобный Стефан называет человека венцом всех земных творений. Бог создает человека как существо, которое должно было соединить в себе небесное и земное, «существо, которое… имело естество плотское и в нем сродную небесным силам душу бессмертную, вечно-блаженную». Именно поэтому Бог отдал все живущее на земле во власть человеку.

02. Сотворение человека.jpg
Сотворение человека

Предназначение человека, по учению преподобного Стефана, состоит в том, чтобы он прославлял Своего Творца душою и телом. Именно таков был первый человек: его ум был просвещен боговедением, а сердце исполнено любовью к Богу, в нем было одно «желание – непрестанно славить, благодарить и величать своего Создателя». Все способности человека даны Богом на служение Ему и ближним. Отец Стефан замечает, что даже способность говорить и слышать мы получили от Бога исключительно для того, чтобы внимать слову Божьему, благовествовать его другим, поощрять друг друга к любви и добрым делам и тем самым послужить спасению себя и ближних. Идя путем послушания Творцу, человек мог стать во всей своей полноте чадом Божьим и уподобиться Богу по благодати. Таким образом, прославление Бога жизнью, делами составляет главное предназначение человека как причастника любви Божией. При этом источником вечного и неизреченного блаженства для человека является Сам Бог.

Говоря о местопребывании первого человека, отец Стефан, с одной стороны, приводит чувственный образ рая – места, в котором человек не имел нужды ни в чем. С другой стороны, он пишет, что главное блаженство первых людей заключалось во «всегдашнем пребывании их с Богом, Который делал их Своими собеседниками». Благодаря этому глубокому духовному молитвенному собеседованию с Богом человек в раю пребывал в истине.

Далее Бог сотворил Адаму и жену – Еву. Первый брак стал знамением «союза духовного со Христом Святой Церкви Его, т. е. верующих в Него и возлюбивших Его всем сердцем».

Противление воле Божьей являлось восстанием человека против своего богоподобного устроения

Источником жизни и молодости для первых людей являлось древо жизни, а для воспитания и свободного возрастания в любви к Богу служило древо познания добра и зла, от которого Господь заповедовал не вкушать плода, чтобы не умереть. Эта заповедь Божия должна была показать, что богоподобное усовершенствование человека возможно только тогда, когда человек согласовывает свою волю с волей Божьей. Следствием нарушения заповеди как отступления от воли Божьей является смерть души и тела. Противление воле Божьей в равной степени являлось восстанием человека против своего богоподобного устроения.

Тема грехопадения и его последствий также занимает особенное место в трудах преподобного Стефана. По его учению, именно «памятованием смерти удерживался от грехопадения безгрешный человек в раю». До тех пор, пока люди помнили это, они удерживались от падения. Но через отсутствие должной любви к Богу и доверие дьяволу первые люди нарушили заповедь Божию. Преподобный Стефан уподобляет ослушание первых людей впадению в состояние духовного самообольщения, в прелесть. Прямым следствием грехопадения явилось помрачение образа и подобия Божьего в человеке, подпадание его под власть дьявола и проклятье, которое легло на человеческий род и на всю землю как на творение Божие, отданное человеку. Невинное и блаженное состояние прародителей не могло достаться в удел их потомкам, ибо «как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными». По слову преподобного Стефана, весь род человеческий вследствие грехопадения покорился земной суете. Своеволие и непокорность Богу привели к тому, что первый Адам не выполнил своего призвания. В результате грехопадения человек перестал видеть в Боге единственную цель своей жизни. Подобная жизнь, в основании которой находится угождение мирской суете и плоти, делает человека перед Лицом Божьим мертвецом.

03. Грехопадение Адама и Евы.jpg
Грехопадение Адама и Евы

Отступив от Бога и будучи изгнанным на землю, человек оказался также во власти и различных внешних озлоблений: болезни, печали, уныние, труд стали спутниками человека. Пошатнулась и царственная власть человека над природой. Все живое, выйдя из подчиненного первым людям положения, «вооружилось против них… Звери, даже гады, восстали против преступников и нарушителей Божественной воли… [Все] стало теперь во вражде с ними».

Но Господь, по слову преподобного Стефана, не оставил Свое создание. Несмотря на свое отпадение от Бога, повреждение образа Божьего и подпадение под власть проклятья и смерти, ему вновь было «назначено родиться от Духа (см.: Ин. 3: 8) и опять чувствовать в себе радость вечной жизни». Еще в раю, сразу после грехопадения, Господь призывает человека к покаянию и уврачеванию содеянного греха, но Адам оказался безучастным к этому призыву Божьему. Чтобы исцелить искаженную природу человека и обратить ко спасению род человеческий, Сам Бог становится Человеком. Вера в грядущего Спасителя пронизывала все время существования рода человеческого на земле с момента изгнания его из рая. Христос, восприняв человеческую природу, соединил нас с Самим Собою и через это весь человеческий род примирил с Богом. Через Искупительную Жертву Христос, взяв на Себя наши грехи, дал человеку возможность для преображения души. Без Христа никакой человек не может возродиться к духовной жизни и просвещению свыше. Только Спаситель приводит человека «в познание истины и вселяет в нас упование жизни вечной».

Но для того, чтобы человек смог стать причастником плодов Искупительной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа, ему требуется принятие своего Спасителя. Преподобный Стефан учит, что через Христа человек, уверовавший и рожденный в водах Крещения, усыновляется Сыну Божьему. Это право дается человеку по вере во Христа, через принятие Которого каждый может стать чадом Божьим (см.: Ин. 1: 12). Единосущный Отцу Сын Божий, став Человеком, «так соединил нас с Собою и примирил (см.: 2 Кор. 5: 19), что назвал нас Своими братьями (Евр. 2: 11) и даровал нам Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" (Рим. 8: 15)».

04. Преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец.jpeg
Преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

По мысли преподобного Стефана, с приходом Спасителя в корне меняется отношение к физической смерти как страданию. Для верующего во Христа истинными являются и Его обещания. Для такого человека «смерть есть только переход от временного бытия к вечному, исхождение из мира сего и переселение в жизнь лучшую, бессмертную». При этом полнота блаженства наступит уже после Второго Пришествия и воскресения из мертвых. Отец Стефан не описывает подробностей обновленной через воскресение природы человека. Только указывает на то, что праведники «очистятся от всякой скверны плоти, и души их убелятся, яко снег». Великолепие славы, которая раскроется в человеке тогда, ныне пока остается сокрытым. Спасенные наравне с Небесными Силами будут непрестанно славить Бога, Который Сам является Источником вечного блаженства.

Достаточно подробно преподобный Стефан обращается и к теме вечных мук. Как мы писали ранее, Христос через Воплощение и Искупление открыл путь ко спасению и преображению падшей человеческой природы, но произволение на принятие этого зависит от самого человека. Со стороны человека требуется принятие таинства Крещения, нравственное и аскетическое усилие в подчинении Христу. От человека требуется родиться духом и пройти путь следования заповедям Божьим и борьбы с грехом. В противном случае противление Его воле «доводит нас до того же удела, который назначен противнику Божию – дьяволу, а также всем его сообщникам», – заключает преподобный Стефан. Все труды преподобного прямо или косвенно являются призывом для христианина обратиться ко Христу в покаянии во избежание вечной погибели души. Этот призыв проходит красной нитью через все его сочинения.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить