Смех – грех?

Как священник, я регулярно принимаю исповедь многих людей. Не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что в целом грехи у всех плюс-минус одинаковые. И неудивительно, ведь все мы люди. Но иногда мне приходится слышать на исповеди что-то вроде: «Согрешил смехотворством: шутил, смеялся...» Разве смех – это грех? Давайте разбираться.

2.jpg

У всех нас с раннего детства есть понятие о смешном. Младенцы улыбаются от смешных звуков, дети постарше весело смеются от видео забавных животных, у взрослых юмор уже более требовательный. При этом все мы понимаем, что юмор может быть уместен или нет. Границы уместности, как и оценка, насколько смешна сказанная шутка, очень субъективны. Сколько людей – столько и мнений. Но все мы понимаем, что, если человек станет веселиться на похоронах или, наоборот, будет сидеть хмурый там, где всем весело, – с ним, скорее всего, что-то не так.

Однако у многих людей, в том числе у православных, есть такой стереотип, что Богу угоден только покаянный плач о своих грехах, а смех и веселье – это зло. Смеющиеся люди легкомысленны, они не раскаиваются в грехах. А значит, если сейчас они смеются, то потом будут плакать. Так ли это?

Для начала предлагаю поискать ответы в Священном Писании. Факт: прямого одобрения или запрета юмора в Библии нет. И этот факт, увы, становится почвой для споров на нашу тему.

Сам смех в Библии упоминается нечасто и, как правило, в негативном контексте: «Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!» (Еккл. 7: 6). «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак. 4: 9). «Беседа глупых отвратительна, и смех их – в забаве грехом» (Сир. 27: 13). «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7: 3). И из этих фраз многие делают вывод, что Библия чуть ли не запрещает нам смеяться. Но не будем уподобляться некоторым сектантам, которые не смотрят на контекст и выдергивают лишь небольшую цитату, чтобы апеллировать к ней так, как хочется. В контексте все эти моменты говорят о нераскаявшихся грешниках и язычниках, которые призываются к покаянию и прекращению греха. Смысл здесь не в самом наличии смеха, а в его причинах, и это важно понимать.

В Книге Иова есть утешение праведного Иова в его скорби, где про Бога говорится так: «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов. 8: 21). И тут, как мы видим, смех и радость показаны нам в добром ключе. Смех, радость и веселье всегда идут рядом, это известно каждому. А веселье и радость в Писании упоминаются чаще. Давайте вспомним несколько примеров.

2.jpg

«И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно» (Неем. 12: 43). В Притчах говорится: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17: 22). И в тех же Притчах говорится, что «веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает» (Притч. 15: 13), то есть идет противопоставление уныния и веселья. Причем здесь веселье показано как благо.

В Нагорной проповеди Господь упомянул оба эти слова: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 12).

Прежде всего христиане следуют за Христом и по возможности должны стараться Ему подражать. В Писании нет точного описания того, как Он смеялся, в отличие от указания на Его слезы, когда Он прибыл на место погребения Своего друга Лазаря. 

«Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин. 11: 33–36).

Однако указания на радость Христа в Евангелии точно есть. Вот лишь одно из них.

«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 11–13).

Христос, как мы знаем, всецело является Богом и человеком, то есть, будучи Богом, Он всецело принял на себя и человеческую природу, а это значит, что ничто простое человеческое Христу не чуждо. 

Если представить, что Господь никогда не смеялся и не улыбался, то как тогда Он должен был вести Себя на застольях, куда Его часто приглашали?

В. И. Нестеренко «Брак в Кане Галилейской». 2001 г.

Часто встречаются указания, что Господь с учениками оставался в домах тех или иных людей для возлежания на трапезе (поясню: в Древней Иудее пищу принимали лежа на левом боку, привычных нам столов и стульев не было). И там наверняка было вино.

Уверен, сейчас многие скажут распространенное возражение, мол, вино в то время было совсем некрепкое, это был просто сок, и его сильно разбавляли водой, так что оно вообще никого нисколько не пьянило. Опровергну. Иудея принадлежала Римской империи, рядом была Греция, где были даже свои языческие божества виноделия – Дионис и Вакх, которые изображались вечно пьяными. Так что неразумно полагать, что в Иудее было какое-то другое, «безалкогольное» вино.

В 103-м псалме есть слова: «вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15), – а Псалтирь писалась задолго до Рождества Христова. Еще с древних времен, как и во всем мире, праздничные трапезы в Иудее увеселялись вином, и логично предположить, что там были и шутки, и смех.

На браке в Кане Галилейской (см.: Ин. 2: 1–11) Господь претворил воду в вино. Причем сделал это тогда, когда на празднике закончилось вино, имевшееся в запасе. Да так, что распорядитель праздника похвалил жениха, что тот напоследок сохранил доброе вино, хотя обычно все под конец, когда все упьются, оставляют то, что похуже.

Глупо будет предположить, что Господь сидел на празднике с унылым осуждением, мол, пьяницы, о грехах не плачут... Конечно, нет! Он веселился вместе со всеми. И, чтобы праздник не омрачался, Он сотворил Свое первое чудо с превращением воды.

Кстати, из этого можно сделать радостный для нас вывод: Бог, наш любящий Отец Небесный, не только дает нам по молитвам то, что нужно, но и может дать то, что нам хочется, так сказать, побаловать Своих чад в разумных пределах.

Бог дает нам по молитвам не только то, что нужно, но и то, что нам хочется

Да и что рассуждать, если Сам Христос, обличая фарисеев, что они отвергли Иоанна Крестителя, говорит следующие слова: «Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. С кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (см.: Лк. 7: 30–31, 33–34).

Это яркое обличение фарисеев в духе «определитесь уже, кого вам надо, вам никто не нравится», а также и все вышесказанное раскрывает, что Иисусу Христу не чужды были радость и веселье, а значит, и смех.

Должен уточнить. Некоторые любители алкоголя часто подобные вещи ставят себе в оправдание, мол, и Христос пил вино, и Библия о вине хорошо говорит, поэтому алкоголизм – не грех. Хочу подчеркнуть, что есть огромная разница между увеселением в радость и пьянством до потери разума и человеческого облика. В послании к Ефесянам апостол Павел прямым текстом предостерегает, чтобы люди не упивались. Все хорошо в меру. Итак, к радости и веселью, а значит, и к смеху Господь относится нормально. Получается, любой смех угоден Богу? Нет.

В Библии есть немало указаний, что злые насмешки порицаются.

«Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мк. 15: 31). «Но они смеялись над вестниками Его: в тот самый день, в который Господь говорил, они насмехались над пророками Его» (2 Езд. 1: 51). «Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его» (Сир. 7: 11). «Так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: я только пошутил» (Притч. 26: 19).

Итак, в Писании отношение к юмору понятно. Злые насмешки – плохо, постоянная праздность – тоже плохо, но нет ничего плохого в том, чтобы порадоваться и повеселиться в кругу близких людей, если не забывать уделять время и серьезным вещам, духовным и житейским.

Соответственно, как говорил отец Павел (Груздев), добрый смех – не грех. Мерилом должна выступать прежде всего христианская совесть. Шутка должна пройти своеобразную «фильтрацию»: не содержит ли она оскорбление Бога или святых, не оскорбляет ли она людей, не содержит ли она непристойности и грязи.

Мерилом юмора должна выступать прежде всего христианская совесть

При этом если шутка обличает человеческую греховность, то это хорошая шутка. Даже поучительная. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. А порой лишь доля шутки, а все остальное в ней – правда.

Тут очень тонкая грань. Хорошо посмеяться над обличением греха. Но только в том случае, если это обличение не нападает на конкретного человека. Очень хорошо об этом сказал архимандрит Серафим (Розенберг): «Ненавидь грех, но люби грешника».

Даже не знаю, что может быть хуже: отсутствие у человека чувства юмора или внутренняя борьба, когда чувство юмора есть, но сам человек считает его злом.

Как редактор группы «Православные шутят!» ВКонтакте, я часто получаю «нагоняй» от православных (или не очень) людей почти за все публикации. Что ж поделать. И если шутка «на грани», мы обсуждаем всем коллективом, стоит ли ее выкладывать, как отредактировать или какой текст написать, чтобы публикация обрела нормальный вид.

Но бывает, что некоторые люди возмущаются там, где возмущаться совершенно нечем. Вот пример.

За эту картинку, хотя автор не я, на меня полетели упреки в богохульстве. Но эта картинка обличает человеческое лицемерие. В глубине души каждый из нас вот такой же хомяк: грех понимаем, прощения просим, но не желаем исправиться.

Православный юмор очень специфичен. Нужно избегать осмеяния человека, не допускать кощунства и богохульства, избегать любых политических тем. И при этом шутки должны веселить. Юмор в православии нужен. Он вообще полезен, вне зависимости от религиозных взглядов. И в современных непростых условиях юмористические публикации помогают людям хоть немного спастись от уныния, отвлечься от суровой реальности.

Но многие боятся лишний раз улыбнуться, поскольку считают это грехом. Боятся, что смех, веселье и искренняя радость уведут их с пути спасения. Боятся сделать каждый шаг, опасаясь согрешить. Таким я хотел бы напомнить слова Христа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 32).

Пути ко спасению бывают разные. Их огромное множество. Одни святые достигли святости постоянным покаянным плачем; другие, как Серафим Саровский, всегда с любовью радовались и улыбались всем вокруг; третьи просто делали добро, и Бог их возвеличил.

Путей угодить Богу много, найдется для каждого. Главное – не судить другого за то, что он грешит не так, как ты.

P.S. В Издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Смеяться, право, не грешно... Юмор православных священников и мирян». Купить ее можно в интернет-магазине, а также в магазине по адресу: Москва, ул. Большая Лубянка, д. 17.


Иерей Алексий Таах 12 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить