Свобода Христова

Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим

Свобода Христова. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачева) на Божественной литургии
25 апреля 2021 г. (Продолжительность 0:09:45 мин, размер 9.3 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Еще, казалось бы, совсем недавно, вступая на поприще Великого поста, мы внимали песнопению: «“Воспойте нам от песней Сионских”. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?». А сегодня, в праздник Входа Господня в Иерусалим, мы слышим другие пророчества. Первое из них было произнесено пророком Давидом. А второе пророчество, о котором говорилось в Святом Евангелии вчера на всенощном бдении, – пророка Захарии. Это пророчество тоже касается таинственного града Сиона: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф. 21: 5).

Странный праздник. Он исполнен противоречий. Вот дети, невинные, радостные, ликуют, встречая Царя Иерусалимского. Но Сам Царь – Господь и Бог наш Иисус Христос – плачет о святом граде, о народе Израилевом, обо всем мире.

Народ ликует. Взрослые жители Иерусалима уже готовятся к празднику Пасхи. А их начальники, первосвященники, духовные вожди, исполненные злобы, готовят ковы, готовят смерть не только Спасителя, но и Лазаря, которого Господь и Бог наш Иисус Христос за день до входа в Иерусалим воскресил из мертвых.

Что же происходит? И какая стремительность событий! Казалось бы, для того, чтобы войти Мессии, Первосвященнику, Царю в Свой град, требуются предуготовления. А предуготовлений не было. Господь говорит ученикам: «Пойдите, возьмите осла и ослицу подъяремную» (см.: Мф. 21: 2–4). И хозяин нисколько не сопротивляется. Христос садится на осленка и въезжает в град Иерусалим. Но все эти, казалось бы, на первый взгляд внешние, слова и действия имеют глубокий смысл.

По толкованию святых отцов, ослица подъяремная – это народ Израиля, находящийся под ярмом Закона. Молодой осленок, на которого воссел Господь и Бог наш Иисус Христос, – это те язычники, которые войдут в Церковь Христову: она через какие-то 50 с лишним дней будет основана Им в сионской же горнице.

Может быть, если бы знал Израиль время посещения его и знал, каково будет это посещение, кто-то бы и услышал молитвы Спасителя, внял Его слезам. Как мы знаем из Священного Писания, из Соборного послания апостола Иакова: Много может молитва праведника поспешествуема (Иак. 5: 16). Здесь молитва не праведника, здесь молитва Источника всякой правды и Дарователя праведности смертным человекам.

«Воспойте нам от песней Сионских…», «Скажите дщери Сионовой…» Что это за таинственный Сион, о котором идет речь? Речь, конечно же, об Иерусалиме, но и – о Граде Небесном, Царствии Небесном, которое внутрь нас есть (ср.: Лк. 17: 21). Эти дщери Сионовы – наши с вами души, в которые входит Господь и Бог наш Иисус Христос. Как мы отнесемся к этому?

Дщери Сионовы – это наши с вами души, в которые входит Господь и Бог наш Иисус Христос

Он всех покрывает любовью и долготерпением. Конечно же, Он знает, что Иуда – вор и лжец, который, по неложному слову Писания, не просто сетовал о деньгах, на которые было куплено миро – им Мария помазала ноги Иисуса. А он назван вором в Священном Писании. И если бы мы могли понять, какой океан свободы, какой океан милости, какой океан любви принес Спаситель… если бы это могли понять жители Иерусалима, конечно же, они не думали бы о том, что Господь пришел освободить их от римского владычества, сделать их свободными внешне.

В том же псалме, где говорится о песнях Сионских, поминаются сыны Едомские. Это потомки Исава, которые при захвате Иерусалима не только участвовали вместе с вавилонянами в его разорении, но как бы подначивали их к тому, чтобы они усерднее разоряли Святой град.

История повторяет события на своих кругах. И Священная история также повторяет события. Те же люди, которые пели еще совсем недавно псалом Давида о сынах Едомских, сами стали разорителями Иерусалима. Разорителями завета Божия, разорителями той благодати, которая пришла к ним с небес от Самого Бога, воплотившегося, принявшего страдания и вскоре после этих событий имеющего окропить их землю Своей святейшей кровью. Но они не вняли.

И все это повторяется до сих пор. В каждом из нас, и в обществе, и в государстве, и в период революций, и в период потрясений. Когда и сейчас многие государственные, общественные учреждения, культурные и научные сообщества говорят нам: почему же ваша Православная Церковь не борется за свободу? За свободу уже не от римлян, а от коррупции, социальной несправедливости, за свободу слова, за свободу творчества. К сожалению, так же, как те иудеи в Иерусалиме, они не понимают, что Церковь несет ту степень свободы, которая несоизмерима с их представлением о свободе. Не говоря уже о житейских нуждах, об удовлетворении которых они просят.

Потому что мы знаем из Послания апостольского, что там, где Святый Дух Божий, там пребывает свобода (ср.: 2 Кор. 3: 17). Но это свобода не человеческая, это свобода Божия. Она подобна бескрайнему океану. А наше понимание свободы подобно маленьким песчинкам в этом океане. Эта божественная свобода Духа Святаго Божиего захлестнет все эти песчинки, поглотит их и сделает совершенно незаметными.

Не будем повторять ошибок тех людей, которые жили до Христа, тех людей, которые жили после Христа. Которые жили совсем недавно, в революционные лихие 1917–1918 годы, в лихие 1990-е годы, когда все говорили о свободе – а к чему это привело? Будем прилепляться к Небесному Граду Иерусалиму – таинственному Сиону. Будем теми дщерьми Сионовыми, к которым Царь их грядет – грядет кроткий, неся им свободу, радость, мир и благодать Нового Завета. Аминь.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить