В меру полного возраста Христова

Сегодня, во второе воскресенье Великого поста, Святая Церковь установила память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, жившего в XIV веке. Вероятно, он самый известный из святых отцов Церкви, творивших во втором тысячелетии существования христианства. Он был блестяще образован еще с юности, находясь под покровительством самого византийского императора. Тем не менее, как и у всех истинных богословов, его настоящее формирование совершилось через «искусство искусств и науку наук»: через подвижническую молитвенную жизнь.

1.jpg
Свт. Григорий Палама. Фреска притвора церкви св. Бессребреников монастыря Ватопед. 1371 г.

В 20 лет он отринул положение в обществе, богатство и привилегии при императорском дворе и бежал от мира в пустыню Афонской горы. Постепенно он прошел путь от послушника в большом общежительном монастыре до отшельника в одном из небольших скитов Святой Горы. Этот великий святой вполне мог бы остаться неизвестным для людей, если бы по Божественному Провидению из-за угрозы турецкого вторжения в 1326 году он и его братья не укрылись в городе Салоники. Там произошло его рукоположение в святое священство и началось его общественное служение.

Многие из проповедей, произнесенных впоследствии святителем Григорием, сохранились до наших дней. И по сей день они остаются среди самых красивых и глубоких богословских сочинений, какие только можно найти за всю историю Святой Православной Церкви. Но, несмотря на это, мы вполне могли бы задаться вопросом: какое отношение имеет святитель Григорий Палама именно к Великому посту? Почему Церковь установила его память именно сегодня, во второе воскресенье поста, в дополнение ко дню памяти его кончины – 14 ноября?

Ответ может быть не таким очевидным. Конечно, между Великим постом и святителем Григорием нет столь прямой связи, как между Великим постом и Крестом, или Лествицей, или преподобной Марией Египетской – той, которая явила нам пример покаяния. В отличие от этих очевидных примеров, связанных с покаянием, святитель Григорий, несмотря на все его чудесное и возвышенное богословие, кажется, не совсем соответствует этой теме. Но в действительности в Православной Церкви невозможно исчерпать все богатство смыслов даже в самых простых вопросах. И для ответа на вышеобозначенный вопрос нам следует ознакомиться с сутью богословия, благодаря которому известен святитель Григорий. Речь идет о его учении об исихазме и Нетварном Свете.

В Православной Церкви невозможно исчерпать все богатство смыслов даже в самых простых вопросах

В XIV веке монах по имени Варлаам, воспитанный в западной схоластической традиции, начал злобно высмеивать аскетические практики восточных монахов-исихастов и нападать на них. Он говорил, что исихасты обманывают себя и народ, и что для них невозможно напрямую познать Бога и пережить Его присутствие посредством непрестанной Иисусовой молитвы. По его мнению, Бог полностью не познаваем. Он утверждал, что Свет Фавора, который видели те из исихастов, которые достигли вершин молитвы и созерцания, был не Нетварным Божественным Светом, но, напротив, неким чудом, принадлежащим тварному миру.

2.jpg
Преображение Господне. Фреска. Сербия

Существует известное высказывание: «Богослов – это тот, кто молится, а тот, кто молится, – это богослов». Как я уже упоминал, святой Григорий жил на Святой Горе не просто как монах, а как исихаст. Он отстранился от забот обычной монашеской жизни, чтобы сосредоточиться прежде всего на молчании и сердечной молитве. Поэтому, когда он вступил в прения с Варлаамом, он был не просто хорошо образованным священнослужителем, но и человеком, который опытно познал молитву. Он знал не только абстрактно, из учения Церкви, но и из своего собственного переживания мистической традиции, переданной отцами, что Бог действительно позволяет познать Себя в истине тем, кто любит Его. Он знал, что Господь Иисус Христос открыл человечеству не только Царство Небесное, но и Свою Божественную жизнь. Он знал, что самое сердце христианства – не только воскресение мертвых, но и непостижимый акт Божественной любви, Божественного усыновления, через которое мы становимся не чем иным, как богами по благодати. Как сказал апостол Петр: «Дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4).

И именно поэтому так важно, чтобы мы вспоминали святителя Григория Паламу во второе воскресенье Великого поста. Но важно это не только потому, что он защищал аскетические практики нашей Церкви – те практики, в которых мы все стремимся по силам участвовать в великопостное время, но и потому, что он понял и раскрыл их истинную цель и смысл. Благодаря учению святителя Григория мы понимаем, что наши аскетические подвиги совершаются не ради одной только внешней праведности и прощения наших грехов, но прежде всего ради важнейшей истины, озвученной святителем Афанасием Великим: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». И святой Григорий напоминает нам сегодня, так же как он напоминал христианскому миру во время своих диспутов с Варлаамом, что эта истина реальна.

Благодаря благодатной жизни во Христе мы действительно можем познать Бога и даже соединиться с Ним. Варлаам был прав только в одном: такие вещи действительно выходят за рамки аналитического ума, который не является окончательным мерилом истины. Когда мы наконец захотим оставить позади наши собственные мнения, земные привязанности и гордость и начнем со смирением, тишиной и молитвой входить во внутренние покои наших сердец, тогда и только тогда для нас откроется истина слов нашего Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

Благодаря благодатной жизни во Христе мы действительно можем познать Бога и соединиться с Ним

Святая Церковь, вспоминая святителя Григория в это воскресенье, не только напоминает нам о его возвышеннейшем учении как о чем-то, что невозможно применить для нас, но и о том, что оно предназначено для всех христиан. Оно касается не только горстки монахов и подвижников и не только тех, кого Церковь признает святыми, но и всех христиан. Ибо апостол Павел писал не только пустынникам, но и всей Церкви: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 1–4). Каждый из нас однажды примет участие в жизни, воскресении и славе Христа во время Его великого и славного Второго пришествия. Это обетование является истинной причиной, по которой мы проводим Святую Четыредесятницу в посте, милостыне и молитве, и почему мы аскетически стремимся направить наши усилия к горнему, а не к земному.

3.jpg

Дорогие братья и сестры, давайте стараться в эти святые дни подражать, насколько это возможно, нашему Спасителю, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12: 2). Пусть же каждый из нас всегда держит перед глазами обетование этой радости. Ибо поистине только верой в Него мы сможем исполнить слова апостола Павла: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3: 8–11).

Молитвами святителя Григория Паламы и всех святых да даст нам Господь подвизаться с верой, надеждой и радостью, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Rememberingsion.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить