Всегда помнить о Боге

Проповедь в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы

Всегда помнить о Боге. Проповедь иеромонаха Лавра (Архипова) на Божественной литургии
05 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:11:52 мин, размер 11.4 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Однажды к Господу подошел апостол Петр и спросил Господа: «Господь мой, достаточно ли будет, если я буду прощать брату моему согрешения против себя до семи раз?» (ср.: Мф 18: 21). Господь ответил: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18: 22), – то есть бесконечное количество раз прощай брату твоему согрешения его против тебя. И чтобы подкрепить Свои слова, Господь рассказал притчу.

Царство Небесное подобно царю, который призвал к себе должников своих, чтобы сосчитаться с ними. И вот привели к царю должника, который должен был ему десять тысяч талантов – это больше 25 миллионов рублей. Но так как ему нечем было воздать свой долг, царь повелел посадить его в тюрьму, продать его жену, продать детей и всё, что он имел, и вернуть этот долг. Услышав эти слова, должник пал перед царем, умолял его потерпеть на нем, и он все воздаст ему со временем. Милосердный царь увидел его в этом состоянии, простил его и отпустил этот долг. 

Что же сделал в свою очередь этот должник? Выйдя от царя, он встретил своего должника, который должен был ему всего лишь 100 динариев – это 25 рублей. Схватил его, начал трясти и заставлял отдать ему долг. Этот человек так же, подобно злому заимодавцу, пал перед ним и просил его, чтобы он потерпел, и все ему воздаст. Но заимодавец злонравный не захотел терпеть, посадил должника в тюрьму, доколе тот не воздаст ему. 

Друзья этого несчастного человека пришли к царю и рассказали ему все то, что сделал этот злонравный человек. Тогда царь призвал к себе этого человека, злонравного заимодавца, и сказал: «Ты умолял меня простить тебя, потерпеть, но сам злобно поступил со своим должником», – и тогда царь повелел отдать этого человека в руки истязателям, которые наказывали должников, и отправил его в темницу.

Что же Господь хочет нам сказать этой притчей?

Во-первых, царем Господь Иисус Христос называет Бога. Царь – это образ Бога. Те должники – это люди, все мы, которые имеем огромное количество долгов перед Богом. Долги – это наши прегрешения перед Ним. Перед Богом мы виноваты в бесконечные разы больше, нежели те люди, которые обидели нас, чем-нибудь оскорбили или чем-то досадили. Тот должник несчастный, который должен был сто динариев – это должники наши. 

И закончил Господь притчу такими словами: «Так же и Отец ваш Небесный будет поступать с вами, если вы не будете отпускать долги должникам вашим» (ср.: Мф 18: 35). Господь не хочет от нас жертвы, Господь хочет от нас милости. Мы не должны в сердце своем сохранять ненависть к ближнему. 

Господь не хочет от нас жертвы, Господь хочет от нас милости. Мы не должны в сердце своем сохранять ненависть к ближнему

Но кто-то из вас спросит: «А как же сопротивляться злу, если зло не наказывать?» Сопротивляться злу обязательно нужно. 

Может ли православный христианин судиться с кем-либо в суде и отстаивать свою правоту? Либо нужно сложить ручки и терпеть до конца, когда у него будут отбирать имущество, его дети будут голодать, его жена будет страдать и так далее? Либо, когда на нашу страну обрушивается ненависть другого народа, который хочет завладеть нашей территорией и нашими богатствами, должны ли мы терпеть? Нет! Мы должны сопротивляться злу и защищать свою страну, защищать свою Церковь и семью. Но в повседневной жизни мы должны поступать по рассудительности, не ввергаться ни в одну, ни в другую крайность. 

Также сегодня читался евангельский сюжет о Марфе и Марии. Всем вам этот сюжет евангельский известен. Господь ни в коем случае не превозносит Марию, не уничижает Марфу, но выстраивает приоритеты христианской жизни: что во главу угла мы должны ставить общение с Богом, а уже после – все наши повседневные дела и обязанности: перед нашим работодателем, перед нашим государством, перед нашей семьей и ближними. Но ни в коем случае мы не должны ставить на первое место наши какие-то важные дела, заработок денежных средств для существования. Многие из нас, к сожалению, пренебрегают этим советом евангельским от Господа и ставят на первое место свои повседневные дела, забывая о молитве, забывая о чтении Евангелия, о посещении храма. Либо, наоборот, начинают впадать в крайность – 24 часа в сутки находятся в храме, забывая про семью. Мы должны выбирать золотую середину – царский путь, как говорили нам святые отцы. 

Многие из нас, к сожалению, пренебрегают этим советом евангельским от Господа и ставят на первое место свои повседневные дела

Как же должен строиться день православного христианина? Должно при пробуждении возблагодарить Бога за то, что мы вообще проснулись, что Господь нам дает еще шанс принести покаяние и изменить свою жизнь к лучшему. Умывшись, мы встаем с вами на молитву, просим Господа о том, чтобы Господь нам последовал в течение всего дня. Потребляем натощак святую просфору и святую воду, после этого мы идем с вами на работу. И в течение рабочего дня, если есть возможность, мы хотя бы ненадолго отвлекаемся на богомыслие, на прочтение каких-то коротких молитв, на рассуждение о Боге, о своей жизни. В обеденный перерыв мы можем уделить немного времени на чтение Евангелия и Апостола – это совсем немного: одна глава Евангелия, либо одна глава Апостола, если есть возможность – а не вступать в суетные разговоры, споры и беседы, как мы это иногда любим. По окончании дня, по возвращении домой, если мы сразу начнем ужинать, беседовать с родственниками, смотреть телевизор, организм наш расслабнет, и мы захотим быстро отойти ко сну, забыв про молитву, уговаривая себя тем, что мы очень устали в течение дня, и поэтому мы читаем коротенькие молитвы, например, Серафимово правило. Это самообман. Поэтому, если такое случается, и очень часто, желательно, чтобы по пришествии домой, мы, умывшись, поздоровались со всеми своими ближними и вознесли молитвы вечерние к Богу, будь то семь часов вечера, будь то восемь часов вечера. И уже со спокойной душой стали ужинать и общаться со своими ближними, расслабляться и готовиться ко сну. 

Можно одну молитву оставить или даже две молитвы – об исповедании грехов. «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому», – эта молитва читается обычно на коленочках. Проанализировав весь день, с этой молитвой мы приносим Богу покаяние и говорим: «Господи, согрешили мы от утра до вечера в таких-то грехах». Анализ этот каждодневный очень важен. Если вы будете с помощью Божией видеть в себе эти недостатки, на следующий день будете стараться не повторять тех ошибок, которые вы уже совершили в течение прошедшего времени. Таким образом проходит весь наш замечательный день. Это и называется «хождение пред Богом» – память о Боге в течение всего нашего дня. Если мы будем помнить о Боге в течение дня, то и все наши поступки, весь наш выбор будет строиться через призму учения Господа. Что Богу угодно? Угодно ли Богу, если я буду лениться на работе? Наверно, это будет не угодно, наверно, это будет грехом, поэтому я потружусь во славу Божию и в помощь тем людям, которые об этом нас просят либо нуждаются. 

Это и называется «хождение пред Богом» – память о Боге в течение всего нашего дня

Подытожу. Дорогие братья и сестры, прощайте согрешения, но при этом обязательно противление злу должно быть. Должна быть рассудительность в нашей жизни. Без рассудительности не впадайте в крайности, ни в одну, ни в другую, но идите царским путем. 

Пусть жизнь ваша строится на учении Спасителя. Памятуйте о Боге каждодневно и в любую минуту, удобную для этого. 

Храни Господь и Матерь Божия!


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить