Вступая в Святую Четыредесятницу…

Проповедь в Прощеное воскресенье 

1.jpg

Вступая в Святую Четыредесятницу… . Проповедь иеромонаха Луки (Ауле) на Божественной литургии 6 марта 2022 г. (Продолжительность 0:11:01 мин, размер 5 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вот и наступило, братья и сестры, долгожданное время, когда мы с вами приступаем к великому деланию, к покаянию, к которому призывает Господь. Святая Церковь, любя своих чад, преподносит нам несколько подготовительных недель, которыми мы с вами прежде всего обогащаемся мыслями, которые будут нам необходимы в течение этого духовного делания, принесения Богу покаяния.

В первую Неделю о мытаре и фарисее мы должны были посмотреть на себя и определить, на чьей стороне мы с вами: на стороне мытаря или на стороне фарисея? То ли мы с вами взываем к Богу и плачем о своих грехах, и не видим прегрешений наших ближних, и говорим: «Боже, милостив буди ми», то ли же мы довольствуемся своими мнимыми подвигами, тщеславимся, гордимся и губим свои души, и говорим: «Благодарим Тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь, плачущий о своих грехах». 

Когда мы приходим к Господу с верой и надеждой, Он всегда нас прощает

Вторая Неделя о блудном сыне, в которой Господь дарует мысль, что Он милосерд и ждет каждого человека к Себе, если этот человек осознал свои грехи и покаялся. И этот блудный сын – это мы с вами, потому что мы много согрешаем и мало каемся. Но когда приходим к Господу с верой и надеждой, Он всегда нас прощает. Эту мысль мы всегда должны в себе держать, хранить, и когда в нашей духовной жизни нам очень тяжело, и кажется от внушения врага, что нет нам спасения, в этот момент вспомните блудного сына, который пришел к отцу, а отец его принял. И принял его как самого своего любимого и родного, и устроил для него целый пир. 

Третья Неделя о Страшном суде, в которой тоже Господь нам говорит, что на Страшный суд придут все христиане. И поставит Господь одних по правую, а других по левую сторону. И казалось бы, все трудились и все совершали добрые дела, но одни пойдут в огнь вечный, а другие – в жизнь вечную, уготованную от начала создания мира. А почему будет так? У праведников мнимых, которые совершали свои подвиги и только ими услаждались, не будет любви, и потому подвиги будут творить, а дела любви будут считать ненужными. Например, такие как накормить голодного, посетить больного, посетить в темнице заключенного. Эти мысли тоже даются нам на Великий пост для того, чтобы мы с вами думали о том, кто мы – праведники или грешники? И какие добродетели мы с вами творим? И какая у нас есть любовь к ближним? И что мы делаем для наших ближних?

2.jpg

И вот сегодня у нас с вами последняя Неделя, называется она «Воспоминание Адамова изгнания», или Прощеное воскресенье. Мы помним с вами о том, как наш праотец Адам прожил почти тысячу лет и все это время плакал о своих грехах, он явился для нас образом покаяния, поэтому Неделя посвящена именно воспоминанию его изгнания из Рая за грех, который он содеял – грех преслушания.

И когда Адам был поселен на земле, он каждый день плакал, и плакал по стольку, что земля под ним превращалась в грязь, он топтался в грязи – столько слез он проливал каждый день. И так он плакал не один день, а тысячу лет. Тысячу лет он стоял и молился Богу о своих грехах, так ему было тяжело. И больше всего он плакал не из-за того, что потерял Рай, а из-за того, что потерял общение с Богом, благодатное общение, эту радость, которую даровал ему Господь в каждом мгновении его жизни. 

Он плакал не из-за того, что потерял Рай, а из-за того, что потерял благодатное общение с Богом

И вот сегодня Святая Церковь нас всех с вами призывает к тому, чтобы мы перед поприщем Великого поста прежде всего попросили друг у друга прощения. С одной стороны, все понятно – надо примириться, надо попросить прощения. А с другой стороны, а что за процесс происходит такой в душе человека, что он обязательно должен примириться? И ответ на этот вопрос нам дает Святое Евангелие, которые мы слышали сегодня. Зачало евангельское совсем небольшое, но обязательно придите сегодня домой и прочитайте его, прочитайте всю шестую главу Евангелия от Матфея. 

Если вы будете внимательно это делать, то обратите внимание на то, что вся глава посвящена нашей духовной жизни. В самом начале Господь говорит: «Если вы даете милостыню, то пусть левая рука не знает, что делал правая», – то есть давая милостыню, делайте это тайно, и так делайте, чтобы вы сами забыли об этой милостыне, и никогда не трубите об этом, как это делают лицемеры. Он говорит: «И если вы собираетесь помолиться, зайдите в комнату вашу, затворите дверь и в тайне помолитесь Богу. И Бог, видя ваше тайное, воздаст вам явным», – это обращение ко всем нам. Господь обращает внимание на то, чтобы мы, когда молимся, не делали это напоказ перед людьми, потому что так делают мытари и фарисеи, и лицемеры, которые уже в этой жизни получают свою награду похвалами от людей. А если же хотите действительно угодить Богу, делайте всё это так, чтобы никто не видел, в тайне. И Господь, видя ваше тайное, воздаст вам явным. Через такое тайное, прежде всего, к вам приходит вера. Вот этой верой и угождает Богу человек. 

3.jpg

Господь призывает, чтобы мы прежде всего примирились друг с другом. Он говорит: «Если прощаете друг другу грехи, то и Бог вам простит. А если не прощаете, то и Бог вас не простит». И вот почему же нам с вами так тяжело порой бывает друг друга простить? Причина вся в одном – себялюбие, которое развивается от этого начала, когда мы творим наши добродетели напоказ, а тем самым тщеславимся, через тщеславие в нас умножается гордость, а через гордость себялюбие, зависть и многие-многие остальные грехи. Вот по таким грехам, как гордость, себялюбие и зависть, мы порой не можем примириться с нашим ближним. И вот эти страсти, которые в нас таятся: гордость, зависть – эти страсти и мешают нам с вами глубоко вознести молитвы Богу о нашем покаянии. 

Страсти, которые в нас таятся, мешают нам вознести молитвы Богу о нашем покаянии

Повреждена раздражительная сила у человека, которая является неким энергетическим нервом, а он связан с духовным сердцем человека. И если этот нерв теряется, и если сила повреждается тем, что человек нарушает заповедь о любви к ближнему и гневе ко греху, а делает наоборот – испытывает гнев к ближнему, то повреждается вся душа и человек уже не способен помолиться Богу и вымолить у Него себе прощение. 

Также Господь в этом евангельском отрывке обращает внимание на то, чтобы мы с вами, постясь, не постились так, как это делают лицемеры и фарисеи, делая мрачные лица и посыпая себе голову пеплом. А Он говорит: когда будете поститься, то умойте лице свое и помажьте голову свою елеем, и предстаньте перед Богом постящимися, а не перед людьми, которые будут вас восхвалять, возвеличивать, а у Бога вы не получите ничего. Дорогие братья и сестры, будем с вами помнить эти наставления, эти мысли, этими мыслями будем руководствоваться в нашей духовной жизни, проходя Великий пост, принося Богу обещанное нами Ему покаяние. Аминь. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить