Духовная благодать меняет человека изнутри

Представление о Святом Духе в писаниях Евагрия присутствует повсеместно и является определяющим. Это относится и к понятию духовного отцовства, которое Евагрий — согласно высказыванию своего ученика Палладия, «муж духоносный и строгий в суждении» — характеризует следующим образом. Что касается духовных отцов, то их, конечно, называют «отцами» не потому, что они предстоят многим. Иначе и трибунов можно было бы называть «отцами». Отцы же — это скорее те, кто обладает духовной благодатью, имеющей силу рождать многих через добродетель и ведение Бога.

Именно Святым Духом вдохновлены те слова Священного Писания, которые гностик-умозритель должен подвергнуть толкованию, — поэтому их и называют «словеса Духа Святого». Именно Святой Дух открывает созерцателю ведение тайн Божиих, в силу чего это сверхразумное ведение также называется «духовным».

Именно благодать Святого Духа делает «духовным отцом», рождает «духовного учителя», устрояет «духовное правление», «духовную дружбу» — в общем, все те «духовные плоды», посредством которых Святой Дух, воспринятый во Христе через «духовную печать» Крещения, многообразно проявляется в нашей жизни. Венчает собой весь этот ряд дарований «духовная молитва».

Эта благодать никоим образом не есть что-то внешнее. Принявшего ее человека она изменяет изнутри. Ибо умозритель становится «человеком духовным», соединяясь с Господом, то есть — согласно Евагриевому толкованию (2 Кор. 3:17) — соединяясь со Святым Духом, Который и называется Господом в Символе веры. Умозритель становится с Ним «одним духом». Иными словами, он становится «человеком духовным» через причастие Святому Духу. Реки восплещут рукою вкупе (Пс. 97:8). Если дары благодати Святого Духа называются «реками» — по слову Евангелия, у того… из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:38) — то вполне уместно и тех, кто становится причастниками этих «рек», называть «реками».

Единственный путь, ведущий к приобретению такого дара, по сути своей человеку не принадлежащего, — это делание, понимаемое как «духовный метод, очищающий страстную часть души». В процессе делания человек посредством личного усилия усваивает себе тот дар, который был дан ему Богом в таинстве Святого Крещения. Уста моя отверзох и привлекох дух (Пс. 118:131). Кто через делание раскрывает свое «сердце», тот привлекает Святой Дух, открывающий ему тайны Божии.

Вступая в сферу ведения, человек становится «тем, кто облагодатствован ведением», то есть умозрителем. Тем самым он вступает в царство Святого Духа, Который в то же время есть и Дух Христов. Так он становится «богословом» в истинном смысле слова. Оно не есть плод прилежного учения или диалектической проницательности — такие плоды доступны и людям, лишенным чистоты. Истинное ведение происходит от Божественной благодати, оно есть один из высочайших даров Святого Духа.

Из книги схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Духовное отцовство»


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить