Душа происходит от Бога через родителей

Первых людей Бог создал непосредственно, а всех потомков их творит посредственно — силою Своего благословения, всегда действительного. О происхождении душ человеческих от Бога говорят:

И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (Еккл. 12:7); пророк Исаия — тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (Ис. 42:5); пророк Захария – глаголет Господь, прострый небо и основаяй землю и созидаяй дух человека в нем (Зах. 12:1).

На основании этого соображения и мест Священного Писания Святая Церковь признает ту мысль, что души человеческие, как и сами люди, творятся Богом чрез посредство родителей совершенно для нас неизъяснимо.

Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после. Несмотря на это, касательно происхождения души в каждом человеке существовало три мнения.

Одни (Платон, Ориген и другие) допускали предсуществование душ, т. е. говорили, что души человеческие все существовали еще прежде сего мира и уже готовые посылаются в тела для покаяния в грехах своих.

Другие (Аристотель, Иларий, св. Кирилл Александрийский) думали, что души вновь творятся Богом по мере появления на свет людей.

Третьи (Тертуллиан, св. Григорий Нисский, св. Макарий Великий и др.) утверждали, что обе субстанции — и душа и тело — вместе и зачинаются и совершенствуются.

Первого мнения — о предсуществовании душ — нельзя принять даже за вероятное, потому что Священное Писание ясно говорит, что грех вошел в мир человеческий вместе с преступлением Адамовым; если же невинные души посылаются в тела, то как же они делаются виновными и за что страдают в испорченном теле?

Поэтому мнение это, как не основанное на Священном Писании и несообразное со здравым смыслом, быв названо «еретическим», торжественно осуждено на Константинопольском Соборе в 541 году.

Второго мнения – мнения о новом творении душ — также нельзя принять, потому что им не объясняется переход наследственной порчи от Адама на его потомков, и при нем вся вина наследственного бедствия людей, значит, возлагается на Творца. 

Третьим мнением – мнением о рождении души вместе с образованием телесного организма — самым лучшим образом объясняются:

а) переход порчи Адамовой к потомкам;

б) сходство детей с родителями даже по душевным качествам;

в) им подкрепляется мысль об общем начале людей.

При этом мнении Бог все-таки остается Виновником нашей души, по первоначальному благословению на чадорождение (Быт. 1:28).

Итак, в силу творческого благословения, человек происходит от человека, не только как живой от живого, но и как разумный от разумного, духовно-телесный от духовно-телесного, т. е. каждый человек по душе и по телу происходит от своих родителей. Это мнение принято Православной Церковью. Что же касается указанных других мнений, которых держались некоторые отцы и учители Церкви, то они — мнения частные, и ни сами виновники их, ни другие никогда не придавали им значения догмата, или положения церковного.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Размышления о бессмертной душе»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить