Еще раз о фильме «Золушка»

Верность, благородство, умение любить –
обожаю эти волшебные чувства,
которым никогда не придет конец.

В этом году исполняется 78 лет со дня создания легендарного фильма «Золушка», премьера которого состоялась 9 мая 1947 года в Ленинградском доме кино, прямо в День Победы, а 16 мая фильм вышел на широкий экран.

1=превью.JPG

История картины такова. Известным сценаристом Евгением Шварцем в 1945 году был написан потрясающий сценарий по мотивам произведения Шарля Перро «Золушка». После войны людям нужна была вера в лучшее, вера в добро, вера в то, что жизнь продолжается и после таких потерь можно и нужно жить дальше! Режиссер фильма Надежда Кошеверова, для которой это была вторая из снятых ею сказок, в главной роли видела только актрису Янину Жеймо. Однажды Надежда Николаевна встретила ее в коридорах Ленфильма, потерянную, заплаканную.

После войны людям нужна была вера в лучшее, вера в добро, вера в то, что жизнь продолжается

Оказывается, во время войны муж Янины, известный режиссер, с детьми эвакуировался в Ташкент, а Янина осталась в осажденном Ленинграде с больной сестрой, выступала в госпиталях перед ранеными, давала концерты в детских домах, гасила на крышах зажигалки.

Режиссер получил ошибочное известие о гибели жены, и когда они вернулись из эвакуации, то Янина увидела его женившимся на другой. После этого актриса хотела наложить на себя руки. От тяжелого стресса у нее отказала память, и Янине пришлось вновь учиться читать, вспоминать элементарное. И вот в такой ситуации режиссер фильма Надежда Кошеверова увидела ее и, несмотря на уже немолодой возраст актрисы (37 лет), пригласила на роль Золушки. И Янина сыграла как никто другой! Конечно, не все были за съемки Янины в этом фильме, рекомендовали другую актрису, намного моложе, 16-летнюю профессиональную балерину, но той одухотворенности, того света, который был у Янины, несмотря на все пережитые ей невзгоды, у молодой претендентки не было. Вообще такой актерский состав, как в этом фильме, мог собраться только в то время, именуемое послевоенной оттепелью, когда люди смогли немного вздохнуть от репрессий. Во время съемок фильм дважды пытались закрыть, и этому не удивляешься, узнав об истории создателей ленты.

2 (7).JPG
Актриса Янина Жеймо

Первый режиссер фильма, Надежда Кошеверова, была дочерью купца, любившего искусство и часто приглашавшего в свой дом известных певцов, поэтов. К сожалению, отец Надежды трагически погиб в Крыму от рук большевиков.

Второй режиссер фильма, Михаил Шапиро, был женат на родственнице Троцкого, Жанне Гауэр.

Художник фильма Николай Акимов был учеником белоэмигранта Юрия Анненкова.

Композитор фильма Антонио Спадавеккиа – итальянец. Исполнительница главной роли, Янина Жеймо – полька.

Актер, сыгравший принца, Алексей Консовский, был из семьи репрессированных. Его брат Дмитрий, тоже актер, был арестован и приговорен к расстрелу как враг народа.

Отца Золушки сыграл известный актер Василий Меркурьев. У него в семье тоже была трагедия, и не одна – незадолго до этого расстреляли отца его жены, известного режиссера Всеволода Мейерхольда. Свою супругу Ирину актер, на тот момент уже очень известный, практически спас, рискуя собственной жизнью, – ходил по инстанциям, просил за нее, и Ирину не расстреляли, не выслали как дочь врага народа, а только уволили из театра, в котором она играла. Также у него репрессировали брата Петра, и осиротевших племянников актер забрал в свою семью. Другой брат Василия Васильевича, Александр, директор хлебозавода в блокадном Ленинграде, умер от голода.

3 (5).JPG
Блокадный Ленинград

Фаина Раневская, незадолго до этого была отстранена партийным решением от съемок в другом фильме, к тому же актриса являлась подругой опальной поэтессы Анны Ахматовой, у которой были репрессированы первый муж, Николай Гумилев, позже расстрелянный, и сын.

Она, исполнившая роль мачехи, на момент съемок так похудела, что никак не походила на сытого домашнего тирана, из-за чего Фаине Георгиевне приходилось подкладывать за щеки вату, чтобы лицо не казалось таким исхудавшим.

Исполнительницу роли Феи, актрису Варвару Мясникову, известную ранее по роли Анки- Пулеметчицы в легендарном фильме «Чапаев», тоже не обошла трагедия. В блокадном Ленинграде от голода у нее умерли старший брат и мама.

Наконец сам сценарист, Евгений Шварц, являлся другом репрессированных поэтов Николая Заболоцкого и Николая Олейникова.

Удивительно, но именно эти люди, прошедшие такие страшные испытания, смогли вдохнуть в своих персонажей тот заряд подлинно христианской любви, детской чистоты, наивности, доброты, которая до сих, уже по прошествии стольких десятков лет, буквально поражает.

Именно эти люди, прошедшие такие страшные испытания, смогли вдохнуть в своих персонажей заряд подлинно христианской любви, наивности, доброты

Фильм снимали сразу после войны в приходившем в себя от блокады городе. Только была снята морская блокада Ленинграда, еще не отменили карточки, но город оживал и всеми силами тянулся к свету, к жизни. Съемки проходили в неотапливаемых и полуразрушенных снарядами павильонах, актеры сильно мерзли. Костюмы шили из занавесок, скатертей, из обрезков тюля, фольги и даже бумаги. Так, платья Золушки и Феи-крестной сшили из принесенного Фаиной Раневской куска шифона, который до войны актриса привезла из-за границы. Она же поделилась своим настенным бра – его кристаллики из чешской бижутерии использовали для головного убора Феи-крестной.

4 (4).JPG
Съемки фильма

Декоратор фильма, прекрасный художник Николай Акимов, создал эскизы костюмов и необыкновенной красоты миниатюрные декорации [1]. Декорации были в цвете, картина должна была быть цветной, но из-за нехватки пленки пришлось снимать на черно-белую, которая, как оказалось, совсем не испортила фильм, а наоборот, выгодно подчеркнула его достоинства. И именно благодаря черно-белой пленке фильм «Золушка» сохранился до наших дней. Оператор-новатор Борис Горбачев для этого фильма применил изобретенную им технику аддитивного транспаранта. Именно благодаря ей мы можем увидеть превращение тыквы в карету, крысы в кучера, пролет солдат короля по воздуху и другие спецэффекты.

Вообще фильм снят светящимся, легким, воздушным, и эта атмосфера волшебства, чуда передается зрителю. И как поразительно, что эту атмосферу создали люди, пережившие всю трагедию репрессий и ужасной войны. Создали там, где недавно царила смерть, где люди умирали от голода и холода целыми семьями, где была одна мечта – выжить, такую замечательную сказку, которая вот уже столько десятков лет радует и наших матерей, и детей, и внуков. Какое величие духа было у этих людей, чтобы подняться над самими собой, своей болью, своей горечью от немыслимых потерь и создать такую полную света, радости и веры в лучшее картину! Картину, которая по праву, спустя столько лет, считается лучшей экранизацией известной сказки. И как символично, что премьера фильма состоялась именно в День Победы, ведь этот фильм – тоже победа, победа добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью!

[1] Примечательно, что по эскизам костюмов Н. Акимова (сами костюмы, к сожалению, не сохранились) уже в наши дни были воссозданы костюмы для поставленного в театре комедии имени Н. П. Акимова спектакля «Золушка».

Ирина Крихели 12 мая 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить