Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее

Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда,
когда основанием ему служит вера.
Святитель Филарет Московский

Студенческие годы – незабываемое время в судьбе каждого обучавшегося в вузе человека. Молодость – время интересных событий, смелых идей и надежд. Именно в эти годы происходит становление личности, формируются принципы и убеждения, закладываются основы будущих побед. Беседуем о сложностях и радостях этой поры с протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве, филологом-русистом, педагогом высшей категории, членом Союза писателей России.

1 (1).jpg

– Батюшка Артемий, хочу сказать, что я внимательно, с большим удовольствием читала Ваши воспоминания о чудесных годах студенчества в книгах «Мой университет», «Учительство». Знаете, пришла к мысли, что какие бы события ни происходили на земле, а эта прекрасная пора возьмет свое и на всю жизнь оставит мажорный отсвет в душе человека. Хотя я училась заочно, но мне тепло вспоминать время, когда я посещала Литературный институт. Батюшка, а что Вам более всего запомнилось из времен обучения в МГУ?

– Я благодарен Московскому университету за широко раскрытые врата знаний. В первую очередь я имею в виду книжные фонды Императорской Публичной библиотеки, что в старом здании университета, сокровища, не расхищенные и в бедовом ХХ столетии. У нас была редкая возможность познакомиться не только с профессиональной филологической, но и со святоотеческой литературой, что во многом предопределило христианизацию умов и сердец студентов последней трети прошлого века. Во-вторых, это знакомство с корифеями филологической науки. И такие фамилии, как Толстой, Козаржевский, Панов, Тахо-Годи (новопреставленная раба Божия Наталия), спутница Алексея Федоровича Лосева, и личные встречи с ними были для нас судьбоносными. Общаясь с этими людьми, соприкасаясь с их энциклопедическими познаниями, а главное, с христианским устроением их сердец, мы воочию созерцали вдохновляющие нас примеры и понимали, кто такой настоящий филолог, лингвист, словесник.

Ну и, наконец, широкий выбор спецкурсов, который нам предоставлял родной университет, оправдывал самое название университета как высшей школы, позволял нам соприкоснуться со всей сокровищницей гуманитарной культуры.

– Моя знакомая педагог-психолог задала вопрос: какие музыкальные группы можно сегодня рекомендовать нашей молодежи? Мы в свое время слушали философские песни современных нам групп, например, «Аквариум» Бориса Гребенщикова (досадно, что его утянул круговорот «страсти по свободе», кого-то от чего-то…); помню Nautilus Pompilius Вячеслава Бутусова, «Алису» Константина Кинчева… Их творчество не было лишено христианских мотивов. Подруга, моя ровесница, сказала, что ее дети недавно ходили на концерт Вячеслава Бутусова. А есть ли сейчас новые исполнители? Или у нас полная стагнация в музыкальном искусстве для молодежи?

– Я, скажу честно, не считаю себя компетентным в этой области. Позвольте сказать, что сегодня жизнь предоставляет священнику замечательную возможность обращать слово к соотечественникам на таких площадках, как Большой зал Московской консерватории, Рахманиновский зал, Московский Дом музыки… Лично мне ближе классическая музыка. Хотелось бы пригласить нашу молодежь 12 октября в Большой зал консерватории – там будет представлена моя поэма «Антик», гармонизированная замечательным современным композитором Антоном Висковым, в сопровождении хора «Благовест». Готовлюсь беседовать со взыскательной московской публикой о душе человеческой, избрав для этого подчас неожиданную для обывателя, нетривиальную художественную форму.

Главным персонажем моей поэмы является некто Антик, созданный творческим воображением автора, – человек, одетый в старомодный костюм XVIII столетия, с белой розой в руках или петличке расшитого золотым позументом камзола. Антик – воплощение интеллигентности в лучшем смысле этого слова, носитель редких в наше время такта, деликатности, мудрости и любви.

Убежден, что современные родители должны приучать детей к подлинному искусству, воспитывая в них эстетический вкус, неразрывно связанный с классической традицией. А уж эстрадные музыкальные жанры с «мумиями и троллями» пусть идут вослед Моцарта и Рахманинова, если возымеют на то дерзновение…

Родители должны приучать детей к подлинному искусству, воспитывая в них эстетический вкус

– Коли мы вспомнили Бориса Гребенщикова, то здесь уместно спросить о неожиданных зигзагах в жизни творческих личностей, известных миллионам жителей нашего Отечества. В современной российской действительности появились новые люди, так называемые иноагенты, релоканты и прочие одиозные господа… Перебежчик перебежчику рознь: от сильно испугавшихся до открытых предателей. Очень часто среди этих людей, прижившихся в нашем обществе и даже откровенно живущих за счет него, есть индивиды, которые почему-то беззастенчиво и бездумно плюют в колодец, из которого пьют. Федор Михайлович Достоевский называл это явление смердяковщиной, духовным самоубийством. Батюшка, как Вы думаете, кто виноват в появлении релокантов? И что делать обществу, которое, кстати, сейчас отчасти расколото? И как вести себя родителям, чтобы это позорное явление не повторялось?

– Специальная военная операция многое расставила по местам в нашем социуме. Обнажились зияющие пустоты и ужасающие прорехи, в частности в системе образования. Трагедия военного конфликта показала все недостатки нашей воспитательной работы, выявив среди подрастающего поколения известную часть молодежи, совершенно чуждую пройденному страной историческому пути и любви к Отечеству. Взрощенные в атмосфере, как раньше было принято говорить, «бездушного космополитизма», рабского по духу западничества, эти люди, не умеющие писать слово «Родина» с большой буквы, вовсе не признают своих гражданских обязанностей и не имеют чувства долга в отношении Отечества, их породившего и взрастившего. Добровольно, по-английски, так сказать, покинув пределы России, зачастую без всяких реальных угроз их жизни, они подрубили сук, их на себе державший, обрекли себя на бесплодные скитания вдали от отчего дома. «Печально я гляжу на наше поколенье! – сказал национальный поэт, – его грядущее иль пусто, иль темно»…

В полной мере это относится к тем, кто «в стране далекой» стал искать земного благоустроения, по существу, отрекшись от своей Родины. Кто виноват? И что делать? Думается, что учителям не имеет смысла переводить стрелки на родителей, а родителям – винить во всем школу, едва ли отказавшуюся от педагогическо-воспитательных задач. Пока не поздно, мы, взрослые, должны что-то менять в самих себе и так воспитывать детей, чтобы они, общаясь с нами, самим сердцем исповедовали истину: «Где родился, там и пригодился». Для нравственно зрелой личности подлинным счастьем всегда было учиться и трудиться на родной земле, считая защиту Отечества своим священным долгом. Ах, «наши деды – славные победы…»

2 (1).jpg
Фото их ТГ-канала мужского хора «Русский Формат»

– Вновь пришли на ум мысли из педагогических трудов протоиерея Василия Зеньковского, который предлагал сначала воспитывать христианскую духовность в ребенке, а потом уже на этом фундаменте вкладывать в него знания. Было бы прекрасно прививать нашему народу, особенно молодежи, убеждение, что делать зло не только грешно и постыдно, но и… (коль сейчас преобладает в умах расчет) невыгодно. Ведь за нравственным преступлением непременно следует возмездие. Бумеранг обязательно прилетает назад, это аксиома. Батюшка, скажите, пожалуйста, не ошибаюсь ли я в подобных умозаключениях?

– Вы, конечно, не ошибаетесь в таком выводе, особенно если вспомнить мудрое изречение российского историка Ключевского: «История – не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за неумение извлекать из нее жизненные уроки». Для мудрого читателя нашего интервью назидательны присловья: «конец – делу венец», «жизнь прожить – не поле перейти». Пусть же всякий опытный педагог не жалеет времени, усилий и слов, чтобы разъяснять своим воспитанникам дурные последствия глупых и опрометчивых поступков, в соответствии со словами апостола Павла: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают благие (добрые) нравы» (1 Кор. 15: 33).

Высокое искусство педагогики в том и заключается, чтобы, избегая всякого насилия и давления на душу человека (которые свойственны пропаганде), взывая к «чистому смыслу» – разумению и совести учащихся – показывать и доказывать им, насколько плачевно уклоняться от прямых путей Господних, от христианских заповедей в сторону беззакония; как опасно применять теорию относительности к явлениям нравственного порядка; и как быстро расчеловечивается человек, если он поворачивается спиной к Воскресшему Спасителю и Его вечному слову.

– В конце нашей беседы хочу обратить Ваше внимание, что Юрий Васильевич Сухов был как бы прозорлив, когда говорил хорошие слова о наших детях. В 1990-е годы, во время двух чеченских воин, мы с подругой, Марией Георгиевной, Царствие ей Небесное, ходили навещать раненых в госпиталь им. Н. Н. Бурденко (кстати, там и чеченцы тогда лечились). Все наши солдаты-юноши были прекрасными, просто героями – на удивление; как они могли такими вырасти в те годы? Или сила самопожертвования так преображает людей? Я тогда говорила Марии, что эти молодые люди еще знали своих дедушек-фронтовиков, жили в атмосфере любви, смотрели добрые советские фильмы – поэтому такими и выросли. «А вот следующее поколение будет непонятно каким, – переживала я. – Кто нас станет защищать?» Минуло больше двадцати лет, пришла новая война за нашу свободу и защиту от ограбления, растления, погибели государства. И вдруг за Россию встали новые герои! Без слез нельзя читать об их подвигах. Батюшка, на Ваш взгляд, это что? Пресвятая Богородица нас вымолила? Гены сыграли пробуждающую роль? Помогает Русская земля-кормилица, в которой наши святые предки мощами лежат, а на небесах души их молятся о своих потомках? Неужто – воспитание в семьях? Ведь современные антиискусство и поп-культура, за редким исключением, только все разрушают в сознании народа. Что Вы думаете, как получилось такое чудо?

– Я соглашусь с Вами: ныне воспринимается как чудо явление новых героев, тех кто, «не щадя живота своего», выполняя боевой долг, прощается навсегда со здоровьем, отдает жизнь «за други своя», за Родину, веруя в любовь Христову… Это, по-моему, доказательство неизведанной глубины русской крещеной души. Верующему сердцу всегда органично чуждо растление, прагматизм, самая формула цинизма: деньги – товар – деньги… Война – страшное явление, особенно если это война в пределах одного этноса. Не будем подробно сейчас говорить, кто виноват в разыгравшейся трагедии – конечно, темные силы, воспользовавшиеся духовным одичанием определенной части нашего народа. Но эта же война представляет нам потрясающие примеры и массового, и личного героизма. Она открывает современникам лица подлинных героев, выявляет глубоко запрятанную в бессмертном духе человеческом искру Божию. Благодарим Господа и Святую Русь за это откровение! Молимся о победе добра над мировым злом, скорейшем завершении спецоперации, в зону конфликта которой втянут весь блок НАТО (подобное происходило всегда в истории православной России), чтобы можно было поскорее приступить к мирному созиданию и к реставрации, реанимации человеческих душ, опаленных войной. Душ, не успевших взрастить в себе семена веры. А это задача еще более сложная, чем задача военная…

Война открывает лица подлинных героев, выявляет глубоко запрятанную в бессмертном духе человеческом искру Божию

Каждый из нас на своем месте и на своем посту призван внести лепту и в ту победу, о которой говорит святитель Николай (Велимирович): «Воскресение Христа из мертвых – это та Победа, в которой нет побежденных людей…» Христово Воскресение, как всеконечное торжество любви и правды, своим плодом имеет благодатное возрождение человеческих душ. И мы, священники, ежедневно молясь с церковным народом о воинстве нашем, просим и о духовном воссоединении Великой, Малой и Белой Руси: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2: 2). Вот ради чего идет сегодня военная операция – дабы водворился наконец мир в сердцах, ясность в умах, чтобы люди, едиными устами и сердцем участвуя в Божественной литургии, долгожданный плод ее обрели в замирении родной земли. Верим, что вместо розни, ненависти, злобы, ожесточения и трагической разобщенности теми, кто прочитает нашу беседу, услышано и претворено будет всепобеждающее слово Христово: «Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы» (Ин. 17: 21).

Беседовала Светлана Рыбакова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить