Символ единства: история памятника Минину и Пожарскому на Красной площади

Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства – праздник, корнями уходящий в события четырехсотлетней давности. В 1612 году народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этот подвиг стал символом сплоченности народа перед лицом опасности и спустя два века вдохновил на создание первого в Москве монумента, посвященного простым гражданам, вставшим на защиту Отечества.

1, превью (17).jpg

Идея, рожденная обществом

Идея создания монумента, посвященного Минину и Пожарскому, впервые появилась в 1803 году среди участников «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» – объединения просвещенных энтузиастов своего времени. Среди его членов был и выдающийся скульптор Иван Петрович Мартос, которому суждено было воплотить замысел в жизнь. Члены общества предлагали увековечить память героев XVII века и напомнить потомкам о подвиге, объединившем всю страну. Уже к 1804 году Мартос разработал программу будущего памятника и создал первую модель.

Несколько лет спустя, в 1808 году, когда страна готовилась к войне с Наполеоном и патриотическая тема звучала особенно остро, идея вновь ожила – теперь уже в Нижнем Новгороде, родном городе Кузьмы Минина. Местные жители предложили воздвигнуть народный памятник в честь своих земляков, но средств на строительство не хватало, и тогда сами нижегородцы организовали сбор пожертвований по всей России. 

Подписка на сооружение памятника открылась 1 января 1809 года, и во все губернии Российской империи были разосланы выгравированные рисунки монумента. К 1811 году удалось собрать более 130 тысяч рублей – по тем временам огромную сумму. Так, памятник, посвященный героям народного ополчения, стал символом единения еще до своего появления: на его создание жертвовали простые люди со всей России.

2 (94).jpg

Вскоре в Императорской Академии художеств объявили конкурс, в котором участвовали ведущие скульпторы и архитекторы эпохи: А. Н. Воронихин, С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский и сам И. Мартос. Победа досталась именно ему: его проект признали наиболее выразительным и близким духу замысла.

От идеи к воплощению

Автором проекта стал Иван Мартос, профессор и впоследствии ректор Академии художеств. Скульптор изобразил героев в момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, передает Пожарскому меч, призывая встать на защиту Родины, а Пожарский, раненый, но решительный, поднимается, опираясь на щит. В этом жесте – пробуждение народа, готового к сопротивлению. Фигуры Минина и Пожарского выполнены в классическом стиле и чем-то напоминают античные статуи, однако в композиции есть и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминает русскую рубаху, на щите Пожарского изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов – икона Казанской Божией Матери. Первоначально памятник планировалось установить к 200-летию героических событий, однако начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы. 

3 (81).jpg
Иван Мартос

Отливать бронзовую группу поручили Василию Екимову, лучшему литейному мастеру Императорской Академии художеств. Работа шла в Петербурге, и 5 августа 1816 года в присутствии множества зрителей состоялась грандиозная отливка. 1100 пудов меди, 10 пудов олова и 60 пудов цинка – 10 часов плавки и рекордные 9 минут, за которые расплавленный металл заполнил форму. Для начала XIX века это был технический подвиг: столь сложную скульптурную композицию из двух фигур высотой 4,5 метра отлили за один прием, без стыков и швов – впервые не только в России, но и в Европе.

Постамент выполнил известный мастер-каменотес Самсон Суханов из трех монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.

Мартос украсил пьедестал горельефами: на переднем горельефе «Нижегородские граждане» изображены нижегородцы, которые жертвуют богатства на защиту Родины (среди них скульптор изобразил самого себя и своих сыновей, которые отправляются на войну). На заднем горельефе «Изгнание поляков» – сцена изгнания поляков из Москвы под предводительством Пожарского. 

Памятник готовили к установке долго и торжественно. Весной 1817 года бронзовые фигуры и гранитный постамент отправили по Мариинской водной системе из Петербурга в Москву. Путь занял почти четыре месяца: по дороге памятник встречали с ликованием. 

Первоначально монумент планировали поставить у Тверской заставы, но Мартос настаивал, что место подвига Минина и Пожарского – в Москве, в ее историческом сердце. Так монумент оказался на Красной площади, напротив Кремля, у входа в Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ). А на лицевой стороне постамента появилась надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

4 (61).jpg

Открытие памятника состоялось 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года. Это было одно из самых масштабных торжеств в истории тогдашней Москвы. На церемонию прибыли император Александр I, императрица Елизавета Алексеевна и вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Николай Павлович и Михаил Павлович. Площадь была заполнена тысячами людей. Перед только что открытым монументом прошел грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С. А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».

Монумент Мартоса стал первым памятником в Москве, посвященным не государю, а народным героям. Его появление совпало с новой эпохой национального самосознания – после победы над Наполеоном страна вновь осознала себя единой. 

Судьба памятника в XX веке

За два столетия Красная площадь меняла облик, но монумент продолжал оставаться ее сердцем. В 1931 году, когда площадь готовили к парадам и демонстрациям, памятник переместили ближе к храму Василия Блаженного. С тех пор он стоит именно там, на фоне разноцветных куполов, и кажется, будто всегда был частью этого ансамбля.

В 2005 году, к празднованию Дня народного единства в Нижнем Новгороде, появилась точная копия московского памятника. Ее создал скульптор Зураб Церетели. Таким образом, символ народного единства возник и на Родине Кузьмы Минина – там, где зародилось само ополчение.

5 (39).jpg
Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Нижнем Новгороде

В 2016 году памятник официально передали в ведение Государственного исторического музея, где за ним ведется постоянный реставрационный надзор.

Сегодня фигуры Минина и Пожарского привычно воспринимаются как часть московского пейзажа, но их значение не уменьшилось. В этих двух бронзовых образах воплощены черты, дорогие каждому поколению: смелость, решимость, вера в свои силы и чувство общей ответственности за страну.

Памятник Мартоса напоминает, что история России – это история людей, которые объединились ради общего дела, общего спасения. И возможно, именно поэтому спустя более чем два века он не утратил своей силы, оставаясь не просто украшением Красной площади, а живым символом народного единства.

Юлия Воронина 3 ноября 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить