«Так будут последние первыми…»

Недавно у меня состоялся непростой разговор с дочерью одной моей знакомой. У них в семье тяжело болен ребенок, он родился с патологиями. Эта женщина часто заходит в наш православный храм святого Александра Невского, молится, ставит свечи. Она бы хотела причащать ребенка в нашем храме, но дело в том, что они армяне, крещены в Армянской Апостольской церкви, и я ей сказала, что сначала надо принять православие. Она не понимала, чем их церковь отличается от Православной Церкви, которую уже полюбила и считает своей. Я ей посоветовала обратиться к батюшке, который хорошо объяснит эту разницу, так как сама имела недостаточно знаний. Но вскоре произошли события, которые вновь всколыхнули во мне интерес к этой теме.

1 (82).jpg

У моей духовной сестры, близкой подруги, умерла свекровь. Этому событию предшествовали потрясающие для нас всех, знавших ее, обстоятельства.

По национальности эта женщина была армянкой. Крещена была в Армянской Апостольской церкви. Она не понимала православной веры, и когда ее сын решил принять православие, пыталась отговорить его от этого шага. Но сын не изменил своего решения. Вскоре они с моей подругой обвенчались. А через несколько месяцев здоровье свекрови сильно пошатнулось, и она попала в больницу. Лечение принесло облегчение, но ненадолго. Моя подруга переживала за свекровь, она по рассказам свекрови знала, какая тяжелая жизнь была у этой женщины, сколько скорбей выпало на ее долю.

Азгуш, так звали свекровь, была родом из Спитака. Семья была бедной, жили очень трудно, и молодой родители выдали ее замуж за нелюбимого человека. Она пыталась бежать, но родители нашли ее и вернули. Свадьба, несмотря ни на что, состоялась, но счастья в этом браке Азгуш не видела.

В декабре 1988 года произошло Спитакское землетрясение. Узнав об этом, они с мужем загрузили полную машину продуктов, одеял, всего, чего только возможно, и поехали туда. Тот кошмар, тот ужас, который они там увидели, Азгуш запомнила на всю жизнь. Все многочисленные родственники женщины погибли, кроме брата, который чудом спасся.

В жизни Азгуш было еще немало потрясений, одно из них – разрушение своего дома в историческом центре города, признание его аварийным, и до конца дней – жизнь в съемных квартирах. Вскоре после ухода из собственного дома ее обокрали, вынесли все, что возможно, кроме мебели. Так она осталась не только без жилья, но и без вещей. А еще Азгуш долгие годы смотрела за больной матерью, больным братом-инвалидом детства, в конце жизни – за умирающим от рака мужем. Много горестей и скорбей пришлось ей испытать, но она никогда не жаловалась, оставалась очень добрым и светлым человеком.

Много скорбей пришлось ей испытать, но она никогда не жаловалась, оставалась очень добрым и светлым человеком

Подруга всем сердцем сочувствовала пожилой женщине, положила ее в другую больницу, просила врачей быть очень внимательными. Врачи делали что могли, но, к сожалению, последние месяцы ей становилось все хуже и хуже. В последнюю больницу, куда ее увезли на скорой, она попала уже в очень тяжелом состоянии.

Ночью моя подруга не могла спать, она очень переживала за свекровь, со слезами молила Господа облегчить ее страдания, молила, чтобы женщина не ушла с этого света, не приняв православной веры.

У нее был такой сильный порыв, что, не выдержав, она позвонила в больницу и слезно попросила, в виде исключения, пустить ее в реанимацию к болящей. Это было почти невозможно, но ей пошли навстречу, потому что уже слышалось дыхание смерти.

И все же, когда подруга пришла, свекровь была еще в сознании. Она была очень тронута приходом невестки, как будто чувствовала, что жить ей осталось совсем немного. Подруга подбадривала ее как могла и решила спросить еще раз, напоследок: «Мама, может, вы все-таки примете православную веру?»

Свекровь ответила: «Дочка, хоть сын мне и объяснял, но я так доподлинно и не поняла разницы между нашей верой и православной».

2 (78).jpg

Подруга ответила: «Скоро утро. Я попрошу нашего батюшку, он придет сюда и объяснит вам лучше, чем я». Больная согласилась. Батюшка пришел в семь утра. Он просто и ясно объяснил, в чем разница между верой православных христиан и верой армян. Позже он объяснил это и мне.

«Армянская Апостольская церковь находится в одном из направлений монофизитства. Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы: Божественную и человеческую, а монофизиты принимают во Христе только одну ипостась, одно лицо и одну природу. Монофизиты не признают Вселенские Соборы, начиная с IV Халкидонского, на котором и было принято вероопределение о двух природах Христа, которые сходятся в одно лицо и одну ипостась. Таким образом, по учению монофизитов, получается, что пострадал за человечество не Богочеловек, как утверждает православное учение, а Бог».

Святитель Лев, папа Римский писал: «Тот, Кто есть истинный Бог, Тот же есть истинный человек. И ни малейшей неправды нет в этом единении, так как совместно существуют и смирение человека, и величие Божества… Одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижению».

Больная выслушала его и согласилась с ним. Батюшка спросил: «Если вы согласны, хотели бы вы теперь креститься в православной вере?» Больная ответила: «Да, теперь хочу».

Все Таинство Крещения[1] она была в сознании, болезнь на время словно отступила, дав свершиться едва ли не самому важному, что может произойти с душой человека.

Болезнь на время отступила, дав свершиться едва ли не самому важному, что может произойти с душой человека

В восемь часов утра крещение было закончено, а в пять часов вечера новокрещенная раба Божия Анна отошла ко Господу.

На ней сбылось реченное Господом приходящим даже и в «двенадцатый час»: Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20: 16).

Свекровь подруги привезли отпевать в старинный храм в центре города. Я пришла на отпевание и, зайдя в храм, поразилась лицу ушедшей. Оно было таким красивым и таким спокойным, что невозможно было отвести взгляд. Если бы я не увидела рядом с гробом подругу и ее мужа, то решила бы, что попала не туда. Все отеки, все муки болезни ушли, пропали, и лицо казалось величественным и резко помолодевшим – никто бы не дал этой измученной семидесятилетний женщине, лежащей в гробу, и пятидесяти лет. Потрясенная увиденным, я вышла из храма и подумала о том, как благодать Божия, благодать Крещения даже на смертном одре за несколько часов преобразили не только душу, но и тело.

3 (63).jpg

Подруга с мужем сильно скорбели, но у них было такое утешение от Бога, с которым не страшна и смерть, ведь умерла Азгуш, а раба Божия Анна родилась в жизнь вечную.


[1] Согласно 15-му правилу Руис-Урбнисского собора Грузинской Православной Церкви, всех тех, кто переходит из Армянской церкви в православие, крестят полным чином («Уложения Руис-Урбнисского Собора в Великом Номоканоне», XIII–XIV вв. Габидзашвили Э. П. Тбилиси, 1975 год).

Ирина Крихели 7 декабря 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить