В воздушном бою – летчик без ног

Алексей Маресьев, военный летчик, в Великую Отечественную войну после ампутации обеих ног нашел в себе мужество вновь вернуться за штурвал боевой машины и сбил в воздушных боях семь вражеских самолетов.

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в Камышине Саратовской губернии в большой крестьянской семье, где, кроме него, было еще трое сыновей. Когда Алексею было три года, от ран, полученных на фронтах Первой мировой войны, умер его отец. В детстве Алеша перенес малярию, давшую ранний ревматизм. В юности он дважды писал заявление о приеме в лётную школу, но его не брали по состоянию здоровья. Однако он не оставлял своей мечты стать летчиком.

В юности он дважды писал заявление о приеме в лётную школу, но его не брали по состоянию здоровья. Однако он не оставлял своей мечты
Фото 1. Летчик Алексей Петрович Маресьев.jpg
Летчик Алексей Петрович Маресьев

В 1934 году Алексей Маресьев по путевке ВЛКСМ был направлен на Дальний Восток, где все-таки стал заниматься в аэроклубе. Затем проходил службу в погранвойсках на Сахалине механиком в авиационном отряде. Отслужив, Алексей сумел поступить в Читинскую лётную школу, переведенную вскоре в Батайск.

Когда началась Великая Отечественная война, лётный инструктор Алексей Маресьев отправился на фронт пилотом истребителя И-16. Его первый воздушный бой состоялся 23 августа 1941 года возле Днепродзержинска. 5 апреля 1942 года в районе Демянского котла Новгородской области, между деревней Заозерье и урочищем Воздухи, его истребитель ЯК-1 получил несколько пробоин, младший лейтенант Алексей Маресьев был ранен. Уже после войны он вспоминал: «Я был привязан ремнями, но их оторвало, и меня выбросило из самолета. Так что я упал метров с тридцати, хотя точно не знаю. По-видимому, получилось так, что упал на снег, а потом покатился по дороге и ударился виском, и минут сорок лежал без памяти. Потом, когда очнулся, чувствую, что-то на виске, приложил руку – кровь, и висит лоскуток кожи. Я его хотел сначала оторвать, а потом чувствую, что кожа толстая, и обратно ее приложил к пораненному месту. Кровь там запеклась, и все потом заросло».

Фото 2. Летчик Алексей Маресьев на снегу в лесу.jpg
Летчик Алексей Петрович Маресьев
на снегу в лесу

Истребитель Маресьева разнесло во все стороны на мелкие части. Он упал в нескольких десятков метров от территории, занятой немцами, на нейтральном участке леса. Ноги летчика были разбиты. Идти он не мог, полз по лесу 18 суток, в течение которых ел корни трав и ягоды клюквы. Через несколько дней пути раненые ноги обморозились. Но летчик не сдавался и дополз до развилки дорог на деревни Плав и Рабежа. Здесь его увидел дед Михаил, колхозный конюх. Он был человеком осторожным и сначала разоружил раненого и истощенного летчика, а потом позвал мальчиков-подростков. Они принесли хлеба и молока, покормили Маресьева, положили на телегу и повезли в избу деда Михаила. Сначала дед сомневался, не подобрал ли он шпиона, но потом успокоился. Раненого летчика положили на постель. Позвали фельдшера, который осмотрел сильно распухшие ноги раненого и велел истопить баню, куда Маресьева отнесли на руках. Жаркий дух бани дал ему силы, но вылечить гангрену было нельзя. О Маресьеве сообщили в его воинскую часть, и через несколько дней его однополчане отправили летчика в столичный госпиталь. Пока Маресьев находился в деревне, все жители приносили в избу, где он лежал, вкусную еду, у кого что осталось.

Первый вывод врачей, осмотревших Алексея Маресьева, звучал как тяжелый приговор, что он не будет жить. Но за него взялся опытный хирург Николай Наумович Теребинский, который вылечил многих раненых. Хирург оптимистично сказал Алексею, что его вернут к жизни. После этих слов к летчику вернулись силы, но ноги пришлось ампутировать. После ампутации все считали Алексея Маресьева полным инвалидом. Но уже в госпитале летчик поставил себе цель – возвращение в авиацию. Для этого он проводил курс физических упражнений и в госпитале, и в санатории, куда его направили для восстановления после операции. Специально разработанной системы тренировок не было, но Алексей использовал разработанный им метод, помогающий свыкнуться с протезами ног. Маресьев упражнялся долгими часами. Его изумил случай: русский летчик Александр Прокофьев-Северский потерял ногу в Первую мировую войну, но вернулся в авиацию и стал одним из лучших летчиков своего времени. Алексей Маресьев зачитал журнал с рассказом о героическом летчике до дыр и везде носил его с собой.

После ампутации все считали Алексея Маресьева полным инвалидом. Но уже в госпитале он поставил себе цель – возвращение в авиацию
Фото 3. Алексей Петрович Маресьев в протезах .jpeg
Алексей Петрович Маресьев в протезах

Маресьев, вдохновленный историей Александра Прокофьева-Северского, научился танцевать на протезах и ловко плясал с медсестрами на вечеринках в санатории. Все, кто это видел, не могли поверить, что у танцора нет ног.

Летчик продолжал доказывать, что может управлять самолетом. И в июне 1943 года Маресьев добился зачисления в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Сначала на боевые полеты его не выпускали, но он все время тренировался и рвался в бой.

Земляк Маресьева, Александр Числов, командир эскадрильи, видел, как летчик страдает без полетов и предложил совершать вылеты вместе. Вдвоем они участвовали в нескольких боях на Курской дуге. Несмотря на протезы, Маресьев хорошо чувствовал истребитель, действовал профессионально.

6 июля 1943 года Алексей Маресьев, летчик с протезами обеих ног, сбил немецкий «мессер». Командир эскадрильи Числов, на чьих глазах это произошло, радовался не меньше своего друга.

Через две недели Маресьев принял участие в самом жарком в его жизни воздушном бою. 20 июля 1943 года Алексей сбил два вражеских «Фокке-вульфа» и этим спас жизнь двум советским летчикам. 

Фото 4. Алексей Маресьев в самолете.jpg
Алексей Маресьев в самолете

Алексея Маресьева наградили, но в статье о нем не написали, что он летает с протезами ног, чтобы пропаганда Гитлера не распускала слухи, что в СССР уже сражаются и безногие.

Вскоре капитана Алексея Петровича Маресьева назначили помощником командира по воздушно-стрелковой службе 63-го гвардейского истребительного авиаполка. Он стал асом в авиации, постоянно выручал сослуживцев в тяжелых боевых ситуациях в небе.

24 августа 1943 года Алексею Маресьеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. За годы Великой Отечественной войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолетов: четыре – до ранения, семь – после.

Однажды в эскадрилью, где служил Маресьев, приехал военный корреспондент Борис Полевой. Военкор заночевал в комнате с летчиками. Полевой был крайне изумлен, когда увидел, как один из летчиков перед сном отстегнул протезы и, безногий, лег спать. Наутро военкор познакомился с Маресьевым, стал собирать о нем сведения и принес в газету очерк о летчике-герое. Но руководство не дало согласие на пропуск очерка в печать, намекнув, что напечатают после войны.

ал. мар..jpg
Повесть о настоящем человеке. Источник:
https://polk.press/articles/stranicy-istorii/

После войны вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она была издана не только в нашей стране, но и во многих странах за рубежом. Автор слегка изменил фамилию главного героя, назвав его Мересьевым, потому что повесть не документальная, но в основе ее – судьба летчика Алексея Маресьева.

Скромный и ответственный, Маресьев никогда не заострял внимания на своем поступке – без ног стал летать в годы войны. Он говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашелся! Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь – и всё!»

Но все же пример его жизни помог многим раненым и калекам вернуться после войны к обычной жизни, не впасть в отчаяние. Поэтому Сергей Прокофьев создал оперный спектакль «Повесть о настоящем человеке», а режиссер Александр Столпер снял одноименный фильм с Павлом Кадочниковым в роли Алексея Маресьева, которые увидели миллионы человек. Увидел их и сам герой. После просмотра кинофильма Алексей Петрович Маресьев сказал, что ему больше всего понравилось, как музыканты имитировали шум двигателя самолета.

Пример его жизни помог многим раненым и калекам вернуться после войны к обычной жизни, не впасть в отчаяние

А свою славу летчик использовал после войны для помощи людям. В первую очередь он помогал участникам Великой Отечественной войны и вдовам: доставал для них нужные лекарства, инвалидные коляски, помогал в быстром изготовлении протезов, находил для лечения хороших врачей, устраивал в больницы и санатории. Люди любили серьезного и скромного летчика Маресьева и старались сделать для него что-нибудь хорошее. Например, рабочие завода вручную собрали «Москвич», когда узнали, что эта машина предназначается Маресьеву, даже от премии за качественную работу отказались. И за рулем этого «Москвича» Алексей Петрович ездил несколько десятилетий. Принимая подарки, он очень смущался, потому что дарить людям подарки он любил сам. Всю жизнь он прожил скромно.

В 1957 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории, он анализировал те события, в которых сам принимал участие. Затем издал правдивую и серьезную книгу «На Курской дуге». 

После войны Маресьев занимался ветеранским движением, помогал фронтовикам. В Комитете ветеранов войны он проработал 45 лет, большую часть из которых – на посту первого заместителя председателя Комитета.

Фото 6. Алексей Маресьев с женой Галиной Викторовной и сыном.jpeg
Алексей Маресьев с женой Галиной Викторовной и сыном

Алексей Маресьев воспитал троих сыновей. Его младший сын, Алексей, в возрасте трех лет получил травму и остался инвалидом на всю жизнь. Алексей Петрович за ним ухаживал сам. После смерти отца болящий сын пережил его всего лишь на полгода. Старший сын, Валерий Алексеевич Маресьев, пошел по стопам отца и стал бортоператором гражданской авиации. Средний сын, Виктор Алексеевич Маресьев, окончил Московский автодорожный институт, работал инженером-автомобилистом.

Все, знавшие Алексея Петровича Маресьева, сразу запоминали его открытую улыбку, теплое и мощное рукопожатие, откровенные дружеские разговоры с ним. Порой он грустил, но никогда не унывал, верил в Россию, которой помогает Господь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить