Видовдан и Косовский завет

Видовдан 28 июня 1389 года стал поворотным пунктом в сербской истории. Именно в день святого Вита великий сербский князь Лазарь собирает всех вельмож и ведет битву с Османской империей на Косовом поле. Сербский герой Милош Обилич убивает султана Мурада, князь Лазарь погибает, а Сербская империя после битвы попадает в вассальную зависимость от турецкого султана. Смерть турецкого правителя создала у византийцев и жителей других стран, вплоть до Франции, впечатление, что христиане победили. Согласно средневековым представлениям, решающим критерием оценки исхода битвы было пребывание на поле боя. Турки некоторое время оставались в Косово, но затем двинулись на восток, чтобы новый правитель, Баязид, сын Мурада, мог укрепить свое положение. История трактует эту битву как поворотный момент во вторжении османов на Запад, поскольку сильно ослабленная армия убитого султана Мурада не могла продолжать завоевательную кампанию до самой Вены, что было их планом. Сербские войска в очередной раз «выиграла время» и помогла Австрийской империи не вступить в бой с турками.

1 - 2023-06-27T204614.820.jpg
Битва на Косовом поле. Современная икона. Сербия

Святосавский и Святолазаревский, Косовский завет означал приверженность Царству Небесному. Битва в Косово принесла славу сербской армии, Косовский завет определил судьбу сербского государства, а святой Лазарь вознес Косово на небесный пьедестал. «Наша надежда похоронена в Косово в одной могиле», – сказал Петр II Петрович Негош, а блаженнопочивший митрополит Амфилохий (Радович) истолковал эти слова как путеводную звезду и отеческое предание о том, что все началось в Косово и там же все закончится.

Вскоре после Косовской битвы вдова царя Лазаря, Милица, посылает свою дочь Оливеру к султану Баязиду в надежде на перемирие. Многие историки трактуют решение императрицы Милицы после войны и принятие вассального положения Сербского государства как результат поражения в битве с османами в 1389 году. Наследник престола Лазаря, Стефан, решает не воевать против Баязида. Сербии удается сохранить государственность в последующие 70 лет вплоть до падения города-крепости Смедерево в 1459 году.

По преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю было откровение, в котором ему ясно предложили выбор. Победа сербской армии над турками, земная слава и долгое правление, или же его смерть, поражение армии, но в награду от Бога – Царство Небесное. Добродетельный царь Лазарь без колебаний выбрал Царство Небесное. Осознавая всю тяжесть и боль выбора, царь Лазарь и все его войска причащались перед битвой. Как это часто бывает, князь Лазарь пострадал от предательства своего ближайшего соратника, эпического героя Вука Бранковича. Верный слуга царя в то время выбрал роль Иуды, не придя со своим войском на битву в Косово.

2 - 2023-06-27T204621.992.jpg
Собор сербских святых. В центре святой Савва и царь Лазарь.

Сербская Православная Церковь дала косовской истории новозаветную интерпретацию и увековечила мученичество царя Лазаря, вдохновленное страданиями Христа, святостью и незабываемостью. Собирая народ вокруг Печского Патриархата, Церковь учит, что мы должны бороться за мирское царство, но, когда приходит выбор, по примеру царя Лазаря, мы выбираем вечное и нетленное – Христово Небесное Царство. Князь Лазарь исполнил и обновил обет святого Саввы.

Добродетельный царь Лазарь без колебаний выбрал Царство Небесное

Многие великие люди писали о роли и значении Косовского завета, а святой Николай Сербский утверждал, что святой Савва и царь Лазарь являются столпами сербской нации. И, самое главное, не бывает завета без жертвы. Так было и с жертвой Христа в Новом Завете, так было и с жертвоприношением после выхода Израиля из Египта в Ветхом Завете. Без готовности принести жертву не существует Косовского завета. Лазарь и его воины выбрали путь Христа и апостолов, потому что они пожертвовали собой ради вечности и ради нас. Таким образом, Косовский завет предстает как Новый и Ветхий Завет, подтвержденный жертвой, сербским историческим опытом.

Из всех исторических событий, наиболее популярных и наиболее прочно запечатленных в сербском национальном сознании, предание о Косовской битве служило до XX века вдохновением для героических подвигов и жертв, а с другой стороны, оно обильно использовалось для осуждения и клеймения предательства. Во времена коммунистической Югославии средневековая сербская история трактовалась без призмы православия, что исключает повествование о святости и небесном измерении личности царя Лазаря и о значении Косова как сербского Иерусалима. Мирская логика и военная тактика не могут признать мученическую смерть императора Лазаря и его борьбу за Небесную Сербию.

3 - 2023-06-27T204625.694.jpg
Видов день (серб. Видовдан) на Косовом поле 

Косовский завет оказал решающее влияние на политические решения, которые сербы и их Церковь принимали на перекрестках своей истории, начиная с Косовской битвы, через восстания, возглавляемые Церковью и патриархами, начиная с конца XVI века и сожжения мощей святого Саввы до освобождения Сербии народным вождем Карагеоргием.

Сегодняшняя молодежь Сербии сердцем почувствовала важность подвига косовских мучеников. Не отравленная коммунистическим наследием, сербская молодежь является главным носителем косовского завета и современным хранителем Печского Патриархата. Видовдан – великий день для всех, кто разделяет идею первенства Неба над земным царством, за которую погибли бесчисленные мученики лагеря Ядовно и до Косово. Ни убийство в Сараево, ни Голгофу и воскрешение Сербии в Первой мировой войне нельзя понять без Косовского завета. Косово – место страданий, и эта освященная кровью земля не перестает вдохновлять и освящать, но также и предупреждать. Нет большей награды, чем Христова, и нет большего позора, чем предательство.

Мила Церович 27 июня 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить