Останься верным Богу и живи с Ним

— Как Вы, наш архипастырь, глава нашей Церкви, смотрите на будущее Православия в так называемое Новое время?

— Христос говорил, что чем дальше, тем тяжелее нам будет. Будут войны и слухи о войнах, землетрясения, голод и мор, умножатся беззакония, охладится во многих любовь, восстанет один на другого и предаст один другого. Но, — говорит Христос в другом месте, — нужно подготовиться и выдержать до конца.

Православие сейчас готово и всегда должно быть готово к этим тяготам. Христос еще сказал нам: кто хочет идти за Мной, пусть возьмет крест свой и идет; Меня преследовали, и вас будут преследовать. Значит, нужно быть готовыми к этим трудностям, притерпеться и выдержать. Претерпевший до конца, — говорит Христос, — спасется. Несчастья наши, видите и сами, исходят не только от неприятелей, людей другой веры и атеистов, но, к сожалению, и от тех, кто считает себя христианами. И сейчас мы видим, как не по-людски поступают некоторые христиане... Если бы и мы так поступали, были бы еще строже осуждены: кому много дано, с того много и спросится. Всё дело в том, чтобы выдержать до конца.

Четыре года назад я был на праздновании столетия храма святого Саввы в Вене, в Австрии. В то утро газеты писали, что я приехал пускать пыль в глаза всему свету, что во всех несчастьях и войне виноваты сербы и Сербская Церковь, которая призывала к войне. На одном собрании сербов и австрийцев я вынужден был заявить: «Обвиняют и меня, и Сербскую Церковь, что мы призываем к войне за великую Сербию. А я говорю — если бы великая Сербия должна и могла выжить только через злодейство, нет на то моего согласия! Пусть не будет великой Сербии. Если бы так могла выжить хотя бы малая Сербия, и на это не соглашусь! Пусть не будет и малой Сербии, мы искупим ее! Но ценой злодейства — нет, никогда! Пусть нас не будет, но и в этом исчезновении останемся людьми Христа. По-другому мы не согласны жить ни за что. Разумеется, в этом суть: ведь мы знаем, что предки наши столько лет и веков были в неволе, но выстояли в правде, и всех нас сохранил Всевышний, Который на стороне добра. Если нужно погибнуть, то лучше быть мертвым человеком, чем живой нелюдью».

— Ваше Святейшество, у нас в Черногории один лишенный сана священник Константинопольской Патриархии, извергнутый Православной Церковью из сана, представляется каким-то митрополитом самозваной «Черногорской автокефальной церкви», создавая из таких же, как сам, несчастных своеобразную секту «черногорских лишенцев сана». А ведь когда-то он был крещен в Сербской Православной Церкви, обучавшей его и готовившей к достойному пастырскому служению. Что Вы думаете об этом?

— Это раскол, а раскол — ересь. Существуют ереси, существуют расколы. Ересь — грех против евангельской истины, а раскол — грех против единства Церкви. Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), — сказал Христос. Апостол Павел говорит, что Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Если человек предпочтет что-то другое в этом мире евангельской истине, то, разумеется, случатся ересь, и раскол, и разрыв. Между тем один святой отец говорит, что еретикам возможно иметь веру в Святую Троицу, иметь Евангелие и Святые Тайны, но спасения у них быть не может. Святой Киприан Карфагенский говорит об этом: «Кому Церковь не мать, тому Бог не может быть Отцом». На этом основании Римская Церковь в 1054 году отделилась от Восточной. Принцип этого мира они возвысили над принципами Евангелия, Божьего Царствия Небесного, вот в чем дело. Тот, кто не думает о своем спасении, никак не может заботиться о своей чести. От того, кто не бережет своих принципов, что сотнями лет передаются от поколения к поколению, не печалится о народе и своей Церкви, можно только отступиться. Все мы предстанем перед лицом Господа нашего на Его Суде, и каждый будет держать ответ за свои дела. Если мы всегда будем помнить об этом, то такие проблемы быстро решатся. А сейчас, понятно, назревает раскол, и понятно, что раскольники, если не раскаются, окажутся там же, где и другие такие, как они.

— Наши читатели ожидают Вашего архипастырского благословения.

— Господь да пребудет с нами и мы с Ним, а Он от нас не отступится никогда, лишь бы мы от Него не отступились. А отступиться от Него и Его пути — значит пойти ко греху, к тому, что недостойно имени наших предков и нас самих. Да будем мы с Господом и Он с нами, и будь что будет. А будет добро, потому что всякое добро — от Бога. Благословение Божие, и святого Саввы, и святого Василия Острожского, и святого Петра Цетинского, и всех святых мучеников и новомучеников наших пусть пребудет со всеми нами. Аминь!

 Из книги Святейшего Патриарха Сербского Павла «Пешком в вечность»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить