«С течением времени понятие о посте было подменено понятием постного». Священномученик Иларион (Троицкий) о смысле и истории поста

Сегодня пост часто воспринимается как ограничение в пище. Однако еще пророк Исаия писал, что Бог ждет от человека в первую очередь дел милосердия. Об истории поста рассуждал в своей работе священномученик Иларион (Троицкий) – небесный покровитель Сретенского монастыря. Именно через историю поста и через Священное Писание можно попытаться найти основной смысл поста.

Архиепископ Иларион в сочинении «Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины» ясно показывает, что практика поста была в Церкви с самого ее основания. Прообраз ее виден еще в Ветхом Завете. Иудеи воспринимали пост как жертву Богу. Когда человек воздерживается от пищи целый день, его организм истощается, и эта истощенная часть отдается Богу. В Талмуде сказано: 

«Вот, Боже, я пощусь, у меня оскудевает плоть моя, у меня жир исчезает. Приими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике».

Схожим был пост и в ранний период истории Церкви. Люди не вкушали пищу до вечера в среду и пятницу, кроме того, популярностью пользовались личные посты и молитва. Апостол Ерм постился для того, чтобы получить откровения. При этом древние христиане не знали постной пищи, они ели любые продукты. Центральным моментом было то, что христиане сэкономленные на пище деньги раздавали бедным.

Владыка Иларион отмечает, что в начале III века появляется идея более продолжительного поста с вкушением постной пищи. Само понятие «постная пища» появляется среди христианских ересей и сект того периода, в частности монтанисты практиковали сухоядение две недели в год. Об этом нам известно из труда «О посте» раннехристианского писателя Тертуллиана. Который оправдывает нововведение перед лицом своего оппонента, которым, по всей вероятности, был Римский епископ Каллист.

В своих аргументах он опирается прежде всего на Священное Писание, на слова апостолов. Они не налагали на людей обязательных ограничений в качестве пищи. Напротив, вкушение растительной пищи практиковалось в языческих культах Асписа, Изиды и Великой Матери. Апостол Павел в послании к Коринфянам писал:

«Пища не приближает нас к Богу. Ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».

Кроме того, показателен ответ Бога на вопрос пророка Исаии о том, почему Бог не помогает евреям, несмотря на их пост, молитву и жертвоприношения:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».

Именно такую идею вкладывали древние христиане в пост: они не вкушали пищу до вечера, тем самым экономили средства, которые раздавали бедным.

Тертуллиан не выступает против такой практики, он предлагает только добавить дополнительно длительные посты с вкушением растительной пищи. Однако история показала, что они совсем вытеснили однодневные «стояния» без вкушения пищи. Об этом священномученик Иларион пишет так:

«С течением времени понятие о посте было, так сказать, подменено понятием постного».

В этом состоит основная проблема поста сейчас. Вместо дел милосердия современные христиане зачастую совершают обыкновенную диету. Но разве не такой пост осуждает Бог в книге пророка Исаии:

«Таков ли пост Я избрал, в который человек гнет голову свою как тростник и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом угодным Господу».

Здесь Господь говорит о еще большем аскетизме, но он не нужен Ему без добрых дел и милосердия.

Роман Лукишин 6 апреля 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить