«Нет серьезнее дела на земле, как спасение души»

6 сентября по новому стилю чтится молитвенная память преподобного Аристоклия Афонского, чудотворца.

1 (1).jpg

Будущий старец (в миру Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 году в крестьянской верующей семье из Оренбурга. Его отец умер рано. Когда отроку было десять лет, он тяжело заболел, у него отнялись ноги. Два года он был прикован к постели, врачи помочь ему не могли. Благочестивая мать, встав на молитву, слезно просила святителя Николая Чудотворца исцелить Алексея, обещав святому посвятить сына Богу, когда тот подрастет. Дала она обет и самой принять иночество в случае выздоровления отрока. В день Николы «зимнего» Алексей исцелился. По достижении им семнадцати лет его мать принимает иноческий чин. Алексей же вступил в брак, но рано овдовел. Но благословению матери в 1876 году он уезжает на Святую Гору Афон.

На Святой Горе он поступает в Свято-Пантелеимонов русский монастырь, вверяя себя под духовное руководство схиархимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима (Соломенцева). Во второй половине XIX века, когда прибыл в обитель будущий старец, там наблюдался духовный подъем и расцвет русского монашества. Через несколько лет, пройдя послушнический искус, он принимает мантийный постриг с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

В декабре 1884 года его рукополагают в диаконский и священный сан. Через два года иеромонах Аристоклий принимает великую схиму с тем же именем. В обители несколько лет он трудится в иконной мастерской, поднимаясь по лествице добродетелей под руководством своих старцев.

В 1887 году иеросхимонаха Аристоклия отправили в Москву с масличной ветвью с места усечения великомученика Пантелеимона. Он назначается на новое послушание на Афонское подворье Пантелеимоновой обители в Москве. Подворье находилось на Якиманке. Несмотря на молодой возраст, на Русскую землю с земли Афонской отец Аристоклий приехал опытным духовником, стяжавшим многие дары от Бога. В течение нескольких лет он возглавлял подворье, одновременно исполняя обязанности настоятеля часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона на Никольской улице. В этой часовне проводились молебны Божией Матери и святому Пантелеимону. Туда стекалось множество людей. Ежедневно отец Аристоклий принимал страждущих, будучи наделен дарами исцеления и прозорливости. По благословению святителя Филарета (Дроздова) он ездил в дома недужных, взяв с собой святыни и чудотворные иконы с подворья. В этих домах он служил молебны, после которых происходили исцеления. Верующие щедро благотворили отцу Аристоклию. Деньги с пожертвований он отдавал на нужды бедных.

2 (1).jpg
Часовня Пантелеимона Целителя у Владимирских ворот, 1924 г. pastvu.com

С 1888 года на подворье начали издавать журнал «Душеполезный собеседник». В нем рассказывалось о жизни русских афонитов, печатались письма старцев и душеполезные наставления. Благодаря этому журналу русское монашество на Афоне обогатилось новыми послушниками, и в Пантелеимонову обитель стали поступать пожертвования. Так, в 1894 году в обитель был пожертвован из Москвы колокол в 818 пудов.

Помимо Афонского подворья, старец часто совершал богослужения в московских монастырях и храмах. За заслуги перед Церковью отец Аристоклий в 1893 году был награжден наперсным крестом. Однако в 1896 году из-за ложного доноса он уехал обратно в Пантелеимонову обитель. Там он исполнял послушания эконома и братского духовника. В 1896 году он побывал в Москве на коронации царя-страстотерпца Николая II.

В 1909 году духовный собор Свято-Пантелеимонова монастыря опять назначил отца Аристоклия настоятелем Афонского подворья. В том же году старец, в возрасте семидесяти лет, вернулся в Москву. И вновь к этому угоднику Божию потянулись тысячи людей самых разных сословий, жаждущих его духовного руководства ко спасению души. Девять лет, вплоть до своей кончины, прослужил иеросхимонах Аристоклий на Афонском подворье. За это время там были построены новые здания, служившие богоугодным целям, и библиотека духовной литературы. В одном из зданий он устроил домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», особо почитаемой им. Церковь была освящена в 1918 году святителем Тихоном (Белавиным), Патриархом Московским и всея Руси. Святейший Патриарх высоко почитал старца Аристоклия за его духовные дары.

Непрестанно старец находился в переписке с родной Пантелеимоновой обителью, посылая туда скрупулезные отчеты о происходящем на подворье. Будучи пастырем добрым и жертвенным, приобрел отец Аристоклий большое количество духовных чад из русской паствы, вразумляя их, наставляя ко спасению. Так, он говорил одной из них: «Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Всё бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души». Ежедневно старец принимал сотни человек, несмотря на собственную серьезную болезнь ног и незаживающие раны.

Приходили к нему за духовным окормлением известные московские епископы Трифон (Туркестанов) и Арсений (Жадановский). Духовной дочери последнего, монахине Варваре (Цветковой), старец Аристоклий пророчил игуменство на Святой Земле. Он сказал ей: «Исполнится твое стремление к монашеству, но только далеко отсюда… Там Святая Земля, там много дел будет». Для семьи Цветковых отъезд из России казался немыслимым, глава семьи находился в тюрьме. Но впоследствии все произошло по предсказанию старца. Предсказывал он и революцию 1917 года, и Великую Отечественную войну. Одной из своих духовных дочерей он говорил так: «Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом…»

В революционное время по молитвам старца многие были спасены от голода, тюрьмы и расстрела. Старец изгонял бесов. Известен случай исцеления его духовной дочери, которая слегла на одре болезни. Он сказал ей: «Ну что же, чадушко мое любимое, мне пора уже уходить, ты не унывай, а молись и благодари Господа. Я вот пойду, и, когда буду выходить, ты подойди к окошку и помаши мне ручкой, а я помашу тебе». Женщина возразила, что не может встать. На это старец ответил: «Ничего-ничего, помаши». И действительно, смогла она подняться и помахать ему из окна, несмотря на тяжелую предшествующую болезнь.

В революционное время по молитвам старца многие были спасены от голода, тюрьмы и расстрела

Исцелил он и слепорожденного мальчика, но не без молитвенного труда его матери. Так описывала женщина это исцеление: «Рано утром я, как всегда, читала акафист иконе Божией Матери "Скоропослушница", а затем стала читать акафист великомученику Пантелеимону и вдруг слышу: "Мама, мама, подойди ко мне скорее!" Бегу к сыну, и что же! Мальчик-то мой сидит на кроватке, а глазки-то открыты, и смотрит на меня и говорит: "Мама, я тебя вижу, мам, я вижу тебя!" Уже в наше время по молитвам к старцу был исцелен младенец, у которого тоже не открывались глазки.

Старец Аристоклий предсказал генералу Брусилову то, что с ним случится позже: «Когда захотят тебя резать, ты не давайся, и так пройдет». Генерала ранили, но от операции он отказывался. Старец передал ему: «Читай акафист святым Борису и Глебу и выздоровеешь». После молитв этим святым генерал уснул и проснулся здоровым. Впоследствии старец говорил генералу, что Россия останется сильной и страшной для ее врагов, но интеллигенции придется пострадать. Так и произошло.

До нас дошли, в числе прочих, такие духовные назидания иеросхимонаха Аристоклия: «Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое»; «нужно за все "слава Богу!" говорить. Мы недостойны получать и то, что нам Господь посылает»; «если не будет у вас любви, все ваше делание ни во что будет»; «не надо утомлять себя до того, чтобы ослабеть для духовного делания, надо, чтобы все было соразмерно»; «спорости не будет тому, кто в праздник работает»; «непрестанно призывай Богородицу: идешь ли на работу или что делаешь, говори: "Все упование мое на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим". Или так: "Богородице Дево, не презри мя, требующа Твоея помощи и Твоего заступления". Или иначе, как умеешь, только призывай Ее».

3.jpg

Духовная дочь старца, монахиня Евфимия, вспоминала: «Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда-всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки… Бывало, старец идет из келии двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби – где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа…»

Почил о Господе старец Аристоклий 24 августа/6 сентября 1918 года. Кончина была блаженной, перед иконой Божией Матери «Скоропослушница». Отпевали его архиепископ Иоасаф (Каллистов), епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Арсений (Жадановский) при большом стечении народа. Когда почившего несли к месту погребения, в небе голуби создали крест и так сопровождали похоронную процессию. До канонизации старца его могила находилась на Даниловском кладбище. Туда приходили верующие, почитавшие его.

В 2004 году его мощи были обретены нетленными. В ноябре того же года они были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы. Там они покоятся и сейчас. Исцеления по молитвам к старцу происходят и по сей день.

Преподобне отче Аристоклие, моли Бога о нас!

Библиография:

Афонский архив XX века: документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, 1917–1941 / [гл. ред.: протоиерей Павел Недосекин]. – Москва; Брюссель: Архив Русской эмиграции, 2014.

История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года: [В память празднования 1000-летия русского монашества на Афоне] / Д. В. Зубов, В. И. Пирогов; Институт Русского Афона. – Святая Гора Афон: Изд. Русского Св.-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2015.

Русский афонский отечник XIX–XX: [или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в XIX–XX веках]. – Святая Гора Афон: Изд. Русского Св.-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить