Родные лики вокруг нас. Преподобномученица Екатерина (Константинова)

Знакомство с некоторыми святыми происходит порой совершенно необычным способом. Это всё так индивидуально в жизни любого человека. Наверное, у каждого есть свои истории о том, как происходило узнавание того или иного святого. И практически всегда для нас эта событийность имеет значение чуда.

1 (6).jpeg
Икона Сходненских преподобномучениц

В Троицкий храм Сходни мы всей семьей стали ходить с момента переезда из Москвы в этот уютный подмосковный городок, то есть 12 лет назад. Я даже не вспомню сейчас доподлинно, когда я впервые увидела в нашем храме икону Сходненских новомучениц. Возможно, иконы изначально и не было, но когда я осознала наличие этой иконы, то испытала огромную радость: как будто с родными, очень дорогими людьми нечаянно повстречалась. Такими близкими для меня стали к тому моменту новомученики и исповедники Церкви Русской, что каждая такая встреча воспринималась мной как нечто важное, знаковое, при этом очень светлое и торжественное.

Вот так: поднимаешь тему новомучеников во всемирной паутине, а оказывается, что в твоем родном храме их целых три: преподобномученица Наталия (Бакланова), преподобномученица Елена (Коробкова) и преподобномученица Екатерина (Константинова). Все они в свое время были прихожанками Троицкого храма. Все пострадали за веру. Инокиня Наталия (Бакланова) умерла в лагерной больнице. Инокиня Елена (Коробкова) тоже умерла в лагере. Послушница Екатерина (Константинова) была расстреляна в Бутово. Все три жития очень маленькие, по полторы странички. Зато после инокини Наталии и послушницы Екатерины сохранились фотографии. Это такое счастье, что есть информация, есть фотографии, – у очень многих новомучеников этого нет. Часто и написать о страдальце нечего: был, служил, арестован, расстрелян за веру во Христа. Всё. Поэтому я искренне порадовалась за наших прихожан и за себя лично: даже в лицо знаем наших святых!

Это такое счастье, что есть информация и фотографии, – у многих новомучеников этого нет

Несколько лет спустя нашей семье посчастливилось перенести дислокацию дачи из Тверской губернии поближе, в Московскую область; под Солнечногорском мы приобрели землю и стали там с энтузиазмом окапываться. Летом всей семьей выезжали на новую дачу, в храм ходили, конечно, там же. Несмотря на то, что в деревне, где мы купили землю, есть Покровская церковь, мужу приглянулся великолепный пятипрестольный храм Успения Божией Матери в деревне Обухово. Вот туда мы и стали ходить. Точнее, ездить. Муж подвозил нас на машине, мы все высыпались из нее, как горох, и прямиком через калиточку – в храм. После службы бегом домой: кормить младшего.

2 (4).jpg
Успенский храм деревни Обухово

Это был 2019 год. В июле у нас родился очередной малыш. В то лето мы ходили в храм именно так, как я описала. А вот в следующее лето я с нашим годовасиком была вынуждена во время службы топать вокруг храма, потому что топать с малышом в храме для меня было неприемлемо. И вот, скрючившись, держа за ручки бодро топающего ребенка, я завернула за угол храмового здания, где ранее никогда не бывала, и каким-то периферийным зрением увидела на стене храма знакомое лицо. Малыш весело топал вперед, поэтому присматриваться я начала на втором круге. Каково же было мое изумление, когда я поняла, что это фото послушницы Екатерины, которое в окружении других фотографий обрамляло схематическое изображение Солнечногорского района, а надпись сверху гласила примерно следующее: «Святые новомученики Солнечногорья». «Подождите-подождите! – пронеслось в голове. – Какие такие новомученики Солнечногорья? Это же наша Екатерина Константинова, Сходненская! Наша, родненька!» Этот факт заставил меня более подробно изучить житие святой, хотя к тому моменту я неоднократно выкладывала его укороченный вариант в своей группе в ВК, посвященной новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

3 (5).jpg
Преподобномученица Екатерина
(Константинова)

К слову, в этот же день я узнала, что у Успенского храма есть свои небесные покровители: один из настоятелей храма – пресвитер Павел Иванов – ныне прославлен в сонме новомучеников, день его памяти 27 июня. Он был расстрелян в Бутово в 1938 году через три месяца после казни послушницы Екатерины. Также прямое отношение к этому храму имеют священномученики иерей Иоанн Тарасов (день памяти 8 декабря) и протодиакон Николай Горюнов (день памяти 22 марта). Они оба служили в Успенском храме.

Вообще, в житии послушницы Екатерины о Сходне нет ни одного слова (это географическое наименование не встречается ни разу), а о Солнечногорске есть: она там сидела в тюрьме. Ты, дорогой читатель, спросишь меня: «Ну и с чего же тогда она вдруг относится к преподобномученицам Сходненским?» Сейчас объясню.

Екатерина родилась в 1887 году в деревне Саврасово. Именно эта деревня сейчас – район Сходни. Ближайший храм был в самой Сходне. Сначала это было деревянное летнее строение, построенное в 1903 году. Кате тогда было 16 лет. В 1907 году построили теплый придел. В 1909 году храм полностью сгорел, поэтому в 1910 году построили новый каменный храм. Троицкий храм Сходни действовал до 1936 года, затем был закрыт. На момент передачи храма верующим в начале 90-х годов ХХ века в здании храма была гранитная мастерская, где ваяли статуи Ленина и Сталина. Ваяльщики были агрессивно настроены против этой передачи. В «Википедии» написано, что освобождения здания пришлось добиваться через арбитражный суд. Но вот старожилы рассказывают, что ваяльщиков выдворила из храма Сама Богородица.

Ваяльщиков выдворила из храма Сама Богородица

Храм тогда, как уже было сказано, был творческой мастерской двух скульпторов, которые ваяли огромные фигуры партийных вождей: высота потолков как раз позволяла. Храм передали Православной Церкви, но скульпторам об этом не то не сообщили, не то они не поняли чего-то. В общем, когда наш приснопамятный настоятель отец Николай Рыженков, будучи в тот момент 25-летним, не атлетического сложения молодым человеком, пришел к зданию храма и попросил скульпторов освободить помещение, те в суровом молчании выставили батюшку из храма, усадив при этом в сугроб. Молодой священник ежедневно приходил с той же просьбой, и ежедневно его выкидывали из храма в сугроб. В конечном итоге, поняв, что от навязчивого попа просто так не отделаться, скульпторы предложили: «Батя, давай мы тебе ежемесячно будем платить, а ты сюда не будешь больше приходить», – при этом была названа огромная по тем непростым временам сумма. Батюшка вежливо отказался и продолжил свои ежедневные визиты.

4 (1).jpeg
Троицкий храма в Сходне до передачи Русской Православной Церкви

И вот уже была образована приходская двадцатка, вот уже стали объединяться вокруг батюшки будущие прихожане, и отец Николай приходил к скульпторам уже не один, а в сопровождении двух-трех активистов, но выставить ваяльщиков из храма все равно не было никакой возможности.

...В одно замечательное утро батюшка с несколькими активистами, среди которых была прихожанка, поведавшая мне эту историю, придя к зданию храма, обнаружили настежь распахнутые двери, полный беспорядок внутри храма и отсутствие кого-либо живого. По всем признакам храм был спешно оставлен скульпторами, при этом они даже не собрали свои недешевые инструменты. Подождав несколько дней, прихожане стали наводить в храме порядок. Через некоторое время батюшку вызвали. В органы. Скульпторы написали на него заявление. Заметь, дорогой читатель, это была официальная бумага.

Батюшку обвиняли в том, что он с помощью каких-то невиданных спецсредств напугал до полусмерти бедных-несчастных скульпторов, дистанционно явив им непонятным науке способом в одном из приделов храма громадное, под самые своды, трехмерное изображение некой Величественной Женщины с Ребенком. Изображение было поясное. Ребенок стоял, а Женщина с суровым лицом и опущенными вниз руками грозным голосом велела скульпторам убираться из храма восвояси, пока с ними не стряслось беды. Ваяльщики были напуганы настолько, что наотрез отказывались, даже спустя время, зайти на территорию храма и забрать свои сложенные в мешки инструменты.

Изображение было явлено именно в том месте, где, по историческим данным, ранее находилась Казанская икона Божией Матери. Там она находится и теперь, бережно сохраненная прежними прихожанами и переданная их потомками храму.

5.jpeg
Образ Казанской иконы Божией Матери,
находящийся в Троицком храме в Сходне

Излишне говорить, что наш дорогой отец Николай не имел к явлению ваяльщикам пречудного образа Пресвятой Богородицы никакого отношения. В физическом смысле, по крайней мере.

Вот именно в этот храм и ходила Катя несколько лет до тех пор, пока в 1905 году, в год своего совершеннолетия, не поступила в Скорбященский монастырь в Москве.

Про следующие 13 лет жизни послушницы Екатерины неизвестно ничего, кроме того, что она была на швейном послушании. Наверное, это была истинно монашеская жизнь, устремленная к угождению Господу и служению Ему. Тринадцать лет – это большой срок. За это время послушница Екатерина пропиталась дивным елеем истинного монашества, что позволило ей твердо стоять в вере Христовой, несмотря на последующие скорби и испытания.

В 1918 году обитель закрыли. Екатерина вернулась в Саврасово. Это было, как ни резко прозвучат такие слова, промыслительно: через год умирает сестра Екатерины, затем умирает муж сестры, а трое их маленьких детей остаются сиротами. Екатерина попечение о малышах приняла на себя. Растила, кормила, воспитывала. До революции ее отец был зажиточным крестьянином, держал столярную мастерскую и бакалейную лавку. Но после революции все имущество семьи было конфисковано большевиками. Как справлялась послушница Екатерина? Шила одеяла на заказ, так и зарабатывала. Помогло монастырское швейное послушание. При этом она неукоснительно выполняла все монашеские правила и, как написано в житии, старалась как можно чаще бывать в храме. В сходненском Троицком храме, дорогой мой читатель, поэтому мы здесь и считаем ее своей, родной. Стены нашего храма напитаны молитвами, а возможно, и песнопениями преподобномученицы Екатерины, эти стены помнят ее.

6 (3).jpg
Троицкий храм в Сходне 

Возможность посещать Троицкий храм была у послушницы Екатерины вплоть до 1936 года, пока его не закрыли. Вообще удивительно, что в страшное время богоборчества и сатанинской ненависти ко всему православному Господь даровал послушнице Екатерине двадцать спокойных лет. Нет информации о том, что ее вызывали в ОГПУ, преследовали, допрашивали… За ней пришли только в жестоком 1938-м. Арестовали по оговору.

В страшное время Господь даровал послушнице Екатерине двадцать спокойных лет

Это была типичная ситуация для того времени. Некий свидетель показал, что послушница говорила следующее: «Вот опять бегают, какие-то нужны выборы, на что они нужны, есть у власти – пусть руководят до времени или боятся войны. Пересажали, теперь новых выбирать, так нечего выбирать, они уже выбраны, и так жмут хорошо; вот вам плохо жилось при царской-то власти, вон ваши коммунистов-то как расстреливают, но и этим придет конец». Ну и еще какие-то несуразности. Если сравнивать эти тексты с показаниями самой послушницы Екатерины, то даже стиль речи отличается разительно. Екатерина говорила ясно, грамотно, связно, без сленговых оборотов.

23 февраля 1938 года сотрудником солнечногорской милиции на основании «свидетельских показаний» была составлена соответствующая справка, а 24 февраля за Екатериной пришли. Почему-то первой мыслью, пришедшей в голову, было: «Детей успела вырастить, поднять». Хотя это вовсе не монашеская задача, но и здесь Господь проявил Свое милосердие к послушнице: ей не нужно было волноваться за деток, они уже были большие.

Следствие очень интересовали контакты послушницы: обычно все, кого называли на таких допросах, потом подлежали аресту. Особенно следователей интересовали монашествующие.

Послушница Екатерина общалась с инокиней Натальей (Баклановой) и бывшими при ней сестрами Порошкиными: все женщины были прихожанками Троицкого храма в Сходне. К моменту ареста послушницы Екатерины все они уже были арестованы, поэтому Екатерина на вопросы следователя отвечала прямо:

– Имею еще ряд знакомых монахинь, вместе ходим молиться… Встречалась я с ними только в церкви, в настоящее время они арестованы, на квартире у них я была один раз.

7 (2).jpg
Инокиня Наталия (Бакланова) в центре
и послушницы Евдокия и Анастасия Прошкины 

Темы разговоров тоже входили в круг интересов следствия. На это послушница Екатерина отвечала так:

– Виновной себя в контрреволюционной агитации не признаю, а между собой мы с монахинями своими мнениями делились, что хорошо было при царской власти и плохо при советской. Что именно мы говорили, я сейчас припомнить не могу.

Но ярую контрреволюцию со стороны Екатерины подтвердил ее односельчанин. Якобы послушница была недовольна колхозными парниками, мол, уйму денег потратили, а народ с голоду пухнет.

Решение в отношении послушницы Екатерины было вынесено 11 марта 1938 года. Тройка НКВД по Московской области постановила: Екатерину Григорьевну Константинову расстрелять за систематическую контрреволюционную агитацию, высказывание террористических намерений, антиколхозные разговоры и распространение клеветы о голоде в СССР.

Матушка Екатерина была расстреляна 20 марта 1938 года на полигоне НКВД Бутово.

А мы ощущаем себя под молитвенным покровом нашей святой преподобномученицы Екатерины в любой день года и в любом месте нашего проживания. По великой милости Божией почитают ее в обоих храмах, которые мы любим и в которые ходим всей семьей.

Наталья Ващина 19 марта 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить