Царские часы Рождества Христова

В Рождественский сочельник, 6 января, совершаются так называемые Великие, или, по-другому, Царские часы. Они представляют собой соединение всех четырех – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го – часов. К ним также присоединяется и служба Изобразительных.

Изначально час – богослужение, которое предназначено к совершению в определенное время суток. Как утреня должна совершаться ранним утром, а вечерня вечером, так и 1-й час приурочен к 7 утра, 3-й – к 9 часам, 6-й – к 12, а 9-й – к 15 часам дня. В нашем богослужении часто это время сдвигается, часы читаются обычно следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, а 9-й присоединяется к вечерне.

Однако в Сочельник Рождества Христова, в Сочельник Богоявления Господня и в Великую пятницу они все соединяются в некую особую службу. Почему это происходит? Постараемся заглянуть в историю этого богослужения.

Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу. Это было дневное богослужение в воспоминание Страданий Христовых. В древнем иерусалимском богослужении оно начиналось после полудня и называлось Службой Чтений. Она совершалась на открытой площади храма Воскресения Христова. Во время нее читали пророчества о Страстях Господних из псалмов и других книг Ветхого и Нового Завета, читались страстные Евангелия. Между ними пелись специальные гимны и читались молитвы. По воспоминаниям паломницы по святым местам IV века Эгерии, во время этой службы многие люди плакали.

Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу

В дальнейшем в богослужении палестинских и студийских монастырей Последование, состоящее из пения 12 тропарей-самогласных и чтения библейских пророчеств, Апостола и Евангелия, стало совершаться в составе суточных служб – часов. В Византии, а потом и на Руси на этой службе присутствовал император или царь, в связи с чем их стали называть иногда «царскими».

Так как богослужения Страстной седмицы являются необычными и торжественными, некоторые его элементы перешли и в празднования Рождества Христова и Богоявления. Так, в течение нескольких дней предпразднства этих праздников на малом повечерии читаются двупеснец, трипеснцы и каноны, которые подражают канонам, написанным для Страстной седмицы. Таким же образом составлены и Великие часы для Рождества Христова и Богоявления. Тем более что изначально эти два события праздновались в один день – 6 (19) января.

В настоящее время структура такого часа состоит из следующих элементов.

  • Священник с диаконом выносят на центр храма Евангелие, в начале каждого часа совершается полное (на 1-м и 9-м часах) или малое (на 3-м и 6-м часах) каждение храма.
  • Читаются три псалма, однако вместо двух обычных псалмов часа читаются псалмы, подобранные по тематике праздника.
  • Затем поется тропарь предпразднства, а в Великую пятницу тропари этого дня.
  • После этого исполняются три специальных тропаря, авторство которых надписано Софронием, патриархом Иерусалимским. Они перемежаются стихами из псалмов, подобранных по тематике праздника. Причем некоторые из них на Рождество и Крещение подражают тропарям Великой пятницы.
  • Затем исполняется прокимен, читается паремия (отрывок из ветхозаветного пророчества о Христе), Апостольское и Евангельское чтения.
  • После этого продолжается чтение часа, кондак читается также предпразднства или Великой пятницы.
  • В конце 9-го часа Евангелие заносится в алтарь.
Теперь обратимся более подробно к тематике часов навечерия Рождества Христова.
На 1-м часе из обычных псалмов остается только 5-й («Глаголы моя внуши, Господи»), к нему добавляются 44-й («Отрыгну сердце мое») и 45-й («Бог нам Прибежище и Сила»). 44-й показывает красоту юного Мессии – Иисуса Христа, а 45-й изображает пришествие и поселение Бога в Его граде.

На всех часах навечерия поется тропарь:

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата вертеп Царице показашеся./ Христос раждается прежде падший воскресити образ».

В нем говорится о приходе Иосифа и Девы Марии в Вифлеем для того, чтобы участвовать в переписи населения. Но когда Они пришли, то оказалось, что Им не было места для того, чтобы остановиться, поэтому пещера стала для Них прекрасной палатой.

Затем поются две стихиры, в которых говорится о приготовлении Вифлеема к тому великому событию, что в нем произойдет. Третья составлена по образцу тропарей Великой пятницы, однако выражает недоумение Иосифа, когда он увидел, что Богородица непраздна.

Прокимен взят из 2-го псалма и говорит о предвечном усыновлении и облечении властью Мессии: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя».

Паремия читается из книги пророка Михея про то, что небольшой город Вифлеем станет местом рождения Мессии. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о том, что Сын Божий выше и величественнее ангелов. Евангелие, которое кроме 1-го часа читается также в Неделю святых отец и на утрене праздника, говорит о событиях перед Рождеством Христовым (о том, что Иосиф, узнав о непраздности Девы Марии, хотел Ее отпустить, но получил во сне указание от Ангела, что Она родит Спасителя мира).

Кондак на всех часах поется следующий:

«Дева днесь Превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися Отроча младо, Превечнаго Бога».

На 3-м часе кроме обычного 50-го псалма читаются 66-й («Боже, ущедри ны») и 86-й («Основания его на горах»). Первый из них говорит о том, что Бог дает нам путь спасения, а мы принимаем это и веселимся; второй описывает славу Сиона, которая состоит в том, что в нем явится Мессия.

Две стихиры, которые поются тут, говорят о том, что Единородный Сын Божий умалился здесь на земле – возлег в убогих яслях, а третья стихира продолжает тему одной из стихир 1-го часа, где говорилось о смущении Иосифа. Здесь Иосиф уже отвечает, что он проверил у пророков и принял весть от ангела, что Мария родит Бога.

Прокимен «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» взят из книги пророка Исаии о рождении Мессии. Паремия из книги пророка Варуха повествует о явлении Бога на земле и призывает уверовать в это. Апостольское чтение читается из послания к Галатам, где говорится о пришествии веры, законе, усыновлении Богу, объединении во Христе всех (нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского полов). Также читается Евангельское чтение от Луки о Рождестве Христовом (о путешествии Иосифа и Марии на перепись в Вифлеем, о Рождении Богомладенца, положении Его в ясли, о том, как пастырям ангелы сообщили о рождении Мессии и они пошли поклониться Ему).

На 6-м часе из обычных псалмов остается только 90-й, а добавляются два псалма – 71-й («Боже, суд Твой цареви даждь»), который показывает Мессию как Сына царя, Которому поклонятся язычники (пророчество о поклонении волхвов), и 131-й («Помяни, Господи, Давида»), где говорится об обетовании роду Давида, что за ним сохранится навеки царский престол и что Сион избран для вселения Божия.

Первая из стихир этого часа говорит о том, как нам нужно встречать Мессию – очистившись умом, принести добродетели; вторая стихира призывает задуматься, что произошло величайшее событие – Бог стал плотью. Третья также призывает нас увидеть чудо, однако снова обращает внимание на Иосифа, который восхищается происходящими событиями.

Прокимен этого часа «Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается» взят из 109-го псалма о предвечном рождении Мессии. После этого читается паремия из книги пророка Исаии о рождении Мессии, где находится главное пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Апостольское чтение из послания к Евреям о предвечности и неизменяемости Сына Божия, а Евангельское чтение от Матфея передает рассказ о поклонении волхвов.

На 9-м часе сохраняется только его обычный 85-й псалом, а добавляются 109-й («Рече Господь Господеви»), один из центральных псалмов службы Рождества из-за своего мессианского содержания о предвечном Рождении Сына Божия и о победе Мессии, и 110-й («Исповемся Тебе, Господи») про избавление людей Богом и завете с Ним.

Первый особый тропарь последования на этом часе говорит о гневе Ирода и наполнен печалью об избитых им младенцах, второй содержит ответ Богородицы Иосифу на его недоумения по поводу Нее. Третья стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы». Она подробно рассказывает о событии воплощения Христа, а заканчивается фразой: «Покланяемся Рождеству Твоему, Христе», произносимой трижды, и просьбой: «Покажи нам и Божественная Твоя Богоявления». Ввиду особой важности данной стихиры ее должен исполнять канонарх посередине храма.

Стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы»

После этого устав предписывает в соборных храмах и по желанию в других произнести многолетие, что является остатком от присутствия в храме царских особ. После произнесения многолетия теперь уже хор должен исполнить еще раз стихиру «Днесь раждается от Девы».

Прокимен на 9-м часе «Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем» взят из 86-го псалма и указывает на духовное многочадие Сиона из-за рождения в нем Мессии. Следующая за ним паремия из пророчества Исаии говорит о служении Мессии после Его рождения. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о главной цели служения Иисуса Христа – первосвященническом служении. Евангельское чтение же рассказывает про избиение младенцев и бегство Святого Семейства в Египет.

Затем совершается обычное последование изобразительных с кондаком предпразднства. После этого, согласно логике устава, должен быть расход, а около 13–14 часов люди собираются для Рождественской вечерни с Литургией святителя Василия Великого. На практике же эта вечерня совершается сразу же после последования Царских часов.

Итак, нынешнее последование часов навечерия Рождества Христова берет свое начало от царских часов Великой пятницы, которые изначально представляли собой дневное последование с пением 12 тропарей, посвященных Страданиям Иисуса Христа, и чтением пророчеств, Апостольских и Евангельских чтений о происходящих событиях. В настоящее время это последование включено в службу часов, в каком виде оно и стало служиться в Сочельник Рождества Христова в качестве уподобления службам Страстной седмицы для большего внимания в подготовке к величайшему празднику – приходу на землю Спасителя мира. Важнейшая тема Рождественских Царских часов – показать осуществление пророчеств о рождении ожидаемого еврейским народом Мессии в лице Иисуса Христа и Его значение не только для иудеев, но и для всего мира, так как Он Тот Самый ожидаемый всеми Избавитель людей от греха и смерти.


Используемая литература:

  1. Диаковский Е.П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления. Киев, 1908.
  2. Скабалланович М.Н. Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 4. Рождество Христово. New York, 1979.
  3. Желтов М.С., Ткаченко А.А. Великая пятница // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 416–430.
  4. Чиженко А., иерей. Что такое царские (великие) часы в канун Рождества Христова // https://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-velikie-carskie-chasy-v-kanun-rozhdestva-hristova/.
  5. Шапиро И., иерей. Великие, они же Царские часы // https://azbyka.ru/velikie-oni-zhe-carskie-chasy.
  6. Janeras S. Le vendredi-Saint dans la tradition liturgique Byzantine: structure et histoire de ses offices. Roma, 1988.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить