Икона Богородицы «Спорительница хлебов»

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!

Эта икона отразила в себе глубокую детскую веру в Богоматерь преподобного Оптинского старца Амвросия – великого русского праведника, жившего в XIX веке и канонизированного Русской Православной Церковью в 1988 году. Старец Амвросий не пропускал ни одного Богородичного праздника, совершая у себя в келии бдения перед иконой Богоматери.

Фото 1 - 2024-10-28T121732.136.JPG

История создания иконы «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь преподобный завершил 10 (23) октября 1891 года в Казанском Шамординском женском монастыре, им основанном и находящемся недалеко от Оптиной пустыни.

Замысел написания иконы «Спорительница хлебов» возник, когда старец Амвросий подолгу жил в Шамординской обители, устроенной им для обездоленных женщин и девушек. Созерцая с высокого холма, на котором расположен монастырь, живописную долину с хлебным полем и дальними селами, преподобный Амвросий молился Богоматери о покровительстве и заступничестве. Старец сделал эскиз иконы, в основу которой был положен любимый им шамординский пейзаж с образом Богоматери над ним. 

Созерцая долину с хлебным полем, преподобный Амвросий молился Богоматери о покровительстве и заступничестве

Преподобный Амвросий хотел создать такой образ Богоматери, через который Она оказывала бы Свою милосердную помощь всем обездоленным и голодающим, покровительствовала бы земледельцам и давала надежду на урожай, что было особенно необходимо в голодный для Калужской губернии 1890 год. 

В начале лета 1889 года старец Амвросий заказал особый список с иконы Всех святых Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря. Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни. 

Документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит иеромонаху Ерасту (Вытропскому; 1829–1913), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита» (1902). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. 

Фото 2 - 2024-10-28T121735.181.jpg
Икона Божией Матери «Спорительница
хлебов», написанная по благословению
о. Амвросия

В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери? Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 года прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: "У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров, что ли?" Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. "Да, такой нет, – сказал старец. – Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать "Спорительница хлебов"»[1].  

На иконе, привезенной из Болховского монастыря, Владычица мира была изображена сидящей на облаках, а внизу – сжатое поле. Старец Амвросий дал новому образу знаменательное имя «Спорительница хлебов», указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах по снисканию хлеба насущного. Старец сам молился перед этой иконой и учил молиться перед ней своих духовных дочерей – монахинь Казанской общины будущего Шамординского монастыря. В последний год своей жизни он раздавал и рассылал литографии образа «Спорительница хлебов» своим почитателям из мирян.

Перед смертью преподобного Амвросия сестры в его келье пели акафист с особым припевом, составленным святым старцем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»[2].

Отец Амвросий благословил совершать празднование иконе 15 октября – в тот самый день, когда почившего 10 октября старца опустили в могилу. Этим совпадением он словно указал своим духовным детям, на Кого их оставил.

Старец Амвросий дал образу знаменательное имя, указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах по снисканию хлеба насущного

Первым чудом, происшедшим от этой иконы, было то, что когда 1891 году в России настал голод и вокруг Калужской епархии страдали пораженные недородом местности, в пределах Калуги и на шамординских полях хлеб родился. 

Уже по кончине старца, летом 1892 года, Иваном Федоровичем Черепановым икона «Спорительница хлебов» была послана в молодую Пятницкую женскую общину Воронежской губернии. Там была засуха и грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и окрестностей оправились. 

Нетрадиционная иконография 

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Прославление иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились сведения в газетах и журналах.

После кончины отца Амвросия на это обратила внимание Консистория, обеспокоенная тем, «что иконе предано, по-видимому, значение явленной или чудотворной»[3]

В 1892 году Консистория предписала «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено». По определению Синода от 30 мая – 30 июля 1892 года «распространение изображений Божией Матери, с усвояемым Ей необычным в Православной Церкви названием, было воспрещено»[4].

Фото 3 (94).jpg

В начале 1896 года епископ Вятский и Слободский Серафим (Серафимов; 1836–1902) вновь обратился в Святейший Синод с просьбой дать указания по поводу почитания иконы «Спорительница хлебов». В определении Святейшего Синода от 29 февраля 1896 года за № 671 было подтверждено ранее принятое решение 1892 года, а также сделано указание цензору, разрешившему печатать изображения иконы в Одесской хромолитографии Фесенко, на неправильность его решения и сообщено об этих решениях министру внутренних дел И. Л. Горемыкину. На основании этого министр внутренних дел 22 июня 1896 года издал распоряжение № 3990 «о недопущении на будущее время печатания в типографиях, хромолитографиях и т. п. заведениях изображений Божией Матери с наименованием "Спорительница хлебов"».

Запрещение Святейшего Синода почитать икону, прославленную старцем Амвросием, было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия. Местное епархиальное начальство не понимало сущности старчества и потому относилось к отцу Амвросию подозрительно. 

Однако отчасти это запрещение Священного Синода, дабы предотвратить в народе «неправильные и нежелательные толки», можно понять, если вспомнить, что даже православный богослов, философ и искусствовед отец Павел Флоренский писал: «Ведь что же есть эта Спорительница хлебов, как не видение Богоматери в образе, в канонической форме Матери Хлебов – Деметры?»[5].

Однако вопреки этому запрещению Священного Синода изображения образа «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с иконы делались как живописные списки, так и литографии.

Любовь к старцу Амвросию и безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону истинно народной

Любовь и доверие к старцу Амвросию, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.

Но духовный смыл иконы Богородицы «Спорительница хлебов» намного шире: не только насыщение алчущих телесно, но, главное, окормление всех жаждущих духовной пищи. В нашей главной молитве, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш» есть слова: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Здесь надо помнить, что, кроме земной пищи, хлеб – символ жизни. Хлеб живой, небесный, всесвятое Тело Живого Слова. Это – хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и «не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век» (Ин. 6: 51–54). И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век» (Ин. 6: 32, 33, 35, 48, 51).

Фото 4 (62).JPG

Богу нашему слава: время все расставило по своим местам. Наша Святая Церковь через сто лет причислила к лику святых старца Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси, а в ноябре 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II (Ридигером; 1929–2008) было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». 

Святые мощи преподобного Амвросия покоятся в Введенском соборе Оптиной пустыни, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов».

А во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

В знак утешения

Судьба прославленной иконы батюшки Амвросия, унесенной из Шамординской обители в 1892 году по указанию Синода, нам неизвестна. Ее литографическое изображение, выполненное с живописного образа, было опубликовано в жизнеописании старца Амвросия, составленном отцом Агапитом (Беловидовым; 1842–1922) и вышедшем в 1900 году. Оно дает верное представление о первообразе, келейной иконе старца Амвросия. 

Были сведения, восходящие к сообщению епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо, что икона находится в литовской деревне Михнево под Вильнюсом. Однако исследователи В. В. Каширина и Г. П. Черкасова пишут, что «в храме "Всех скорбящих Радость" в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса, есть образ Божией Матери "Спорительница хлебов", но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что это не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое – благословение старца преп. Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма»[6]

Действительно, храм «Всех скорбящих Радость» принадлежит христианской общине удивительной исторической судьбы. Возникшая в 1921 году община сохранилась до сего времени, являя собой пример истинного христианского отношения к жизни и труду. Община сформировалась в старинном имении дворян Корецких, вокруг их домовой церкви «Всех скорбящих Радость», построенной в 1915–1917 годах. 

После кончины главы семьи Николая Осиповича Корецкого его вдова Анастасия Дементьевна вместе со своими детьми посетила Оптину пустынь. Старец Нектарий благословил строительство храма на погосте над семейной усыпальницей, что и было сделано Анастасией Дементьевной к лету 1915 года. Тогда же ею была заказана у инокинь Шамординского монастыря икона «Спорительница хлебов», так поразившая помещицу из Литвы. До сего дня эта икона находится в киоте слева от иконостаса, являясь главной святыней Скорбященского храма. 

Икона «Спорительница хлебов», так поразившая помещицу из Литвы, до сего дня является главной святыней Скорбященского храма

В феврале 1921 года имение Корецких посетил протоиерей Понтий (Рупышев; 1877–1939), приглашенный Анастасией Дементьевной для духовного окормления трех своих дочерей, и на долгие годы стал духовным руководителем общины. Отец Понтий был духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мудрое духовное руководство отца Понтия позволило общине устоять в сложных исторических перипетиях ХХ века, когда с марта 1922 года Виленский край вошел в состав Польши, затем в СССР, да и во время войны в этих краях сталкивались разные политические интересы. В послевоенные годы ликвидировать общину пыталась и советская власть. Но община устояла, и с 1990 года, с момента обретения Литвой самостоятельности, Михновская сельскохозяйственная христианская община обрела юридические права. Сельскохозяйственная христианская община «Микнишкес» – таково нынешнее название Михнова – прошла государственную регистрацию. Часть земли, некогда принадлежавшей семье Корецких, отдали в распоряжение членов общины. Эта земля осталась землей общего пользования, на ней сеют и пашут, и нива дает пропитание[7]

Фото 5 (45).jpg
Икона Богоматери «Спорительница
хлебов», Скорбященский храм
в Михново, 1912–1915-е гг.

Интересным наблюдением поделились уже известные нам искусствоведы В. В. Каширина и Г. П. Черкасова. Они пишут, что с течением времени иконография образа Богоматери «Спорительница хлебов» претерпевала изменения, «каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Яркий пример этого разнообразия – икона из Скорбященского храма в Михново. Икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья, и совсем вдалеке чуть виден храм… И над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией. Какое острое предчувствие грозы, которая пронесется над золотистой нивой!»[8].

Как уже говорилось, современные иконы Богородицы «Спорительница хлебов» сильно отличаются от тех, что были созданы в начале ХХ века. 

Особой иконографией отличается образ Божией Матери «Спорительница хлебов», помещенный в иконостасе Амвросиевского храма в возрожденной ныне Шамординской обители. Он написан сестрами монастыря в 1996 году. Мы видим вход в пещеру в скале, а на поле трех ангелов, бережно собирающих на созревшей ниве колосья в снопы и подносящих их к ногам Божией Матери. Возможно, современный иконописец приоткрыл нам грядущую судьбу Церкви Христовой на земле, приготовление к Литургии последних времен? Какие две разные иконы написаны в одной обители: предреволюционная, где только предчувствие грозы, и современная, в которой так явно эсхатологическое ощущение времени…

Характерным своеобразием выделяются и современные иконы: Оптиной пустыни, Леснинского монастыря в Провемоне во Франции, храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в городе Долгопрудном Московской области. 

Большинство современных икон отличаются тем, что Богоматерь, сидящая на облаке с воздетыми в молении руками над хлебным полем, чаще всего окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами.

Невидимая Помощница и Покровительница монахов 

Фото 6 (23).jpg
Икона Богоматери «Спорительница
хлебов», Казанская Свято-Амвросиевская
женская пустынь в Шамордино, 1996 г.

Благодатная помощь Царицы Небесной, исходящая по молитвам перед Ее образом «Спорительница хлебов», не оскудевает и в наше время. А самым настоящим свидетельством этого, явным чудом является подсобное хозяйство возрожденной Оптинской обители. 

До закрытия монастыря после революции оно было на высоте. И сейчас, вновь обустроенное, оно радует глаз всякого человека, относящегося к родной земле по-хозяйски: заставляет удивляться и ученых из Калуги, и самих современных крестьян. Урожай с монастырских полей всегда процентов на тридцать больше, чем с близлежащих. После запущенных в советское время колхозных хозяйств особенно приятно видеть монастырские, ухоженные: коровник, конюшню, огромный чистенький птичник. А вокруг – благоухание с цветочных клумб. Цветоносное буйство подсобного хозяйства – явление, также не поддающееся никаким объяснениям физических законов природы. Оно здесь начинается, когда еще лежит снег, и заканчивается, когда он снова застилает землю. О мельнице, парниках, сложной системе прудов со своей рыбой к монастырской трапезе, о собственной сельскохозяйственной технике, которой иноки делятся с окрестными колхозами, можно сказать – хранимо и преумножаемо Божией благодатью и трудами иноческих рук. Урожая хватает и самой братии, и многочисленным паломникам, собирающимся в стенах обители по большим праздникам до тысячи человек, и немощным престарелым прихожанкам. 

В ограде подсобного хозяйства поднялся храм в честь святого образа Богоматери «Спорительница хлебов». Иноки, несущие послушание на подсобном хозяйстве, приносят Матери Божией свои просьбы о помощи, и она приходит незамедлительно. В засуху братия собирается на молебен о дожде. А после него всегда находят тучи и, по словам очевидцев, аккуратным прямоугольником над монастырским полем идет дождик. А когда ливни обрушиваются на Калужскую и соседние области, у иноков над их угодьями светит приветливое солнце, они спокойно убирают картошку. Один послушник рассказывал, как однажды, только после того как убрали последний мешок картофеля, забросили его в машину и поехали с поля, разверзлись хляби и полил дождь. Братия никогда не забывает благодарить и славить Невидимую Помощницу и Покровительницу монахов и всех, кто вверяет себя Всеблагому Промыслу Ее Божественного Сына. 

Иноки приносят Матери Божией свои просьбы о помощи, и она приходит незамедлительно

Двадцать четвертого июня 1999 года произошло важное событие – в монастыре появился живописный список с ранних икон Царицы Небесной «Спорительница хлебов». Эту икону передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на обратной стороне иконы, скрытую под слоем краски:

«Радуйся, Благодатная, Господь
С Тобою. Подаждь и намъ
недостоинымъ росу благодати
Твоея и яви Милосердiе Твое».
«Празднованiе 15го Октября».
Еще ниже: «Образъ сеи Старца
Оптиной Пустыни
Iеросхимонаха Амвросiя».

Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» написано тем же почерком, что и надпись на обороте[9].

Этот келейный список иконы преподобного Амвросия отличается от привычной нам современной иконографии образа «Спорительница хлебов». На нем Богородица с глубокой скорбью смотрит вверх на небо, как Мать, потерявшая детей Своих, молит Господа и словно хочет сказать: «Взыщи, Боже, чад Моих. Ушли на сторону далече, обнищали, едят со свиньями, а в Моем дому полны житницы хлебом. Чада Мои, чада, вернитесь!» И распростерла руки, чтобы обнять и прижать к груди Своих заблудших сыновей и дочерей. Вся икона светится золотом спелых снопов хлеба, а по ним вьются пронзительно-яркие синие васильки. Со временем копии этого образа отразили иной смысл: мы видим Царицу Небесную как Радушную Хозяйку земли Русской, восседающую над полем, полным снопов хлеба, и напоминающую людям: у Бога всего много – идите к Нему. 

По святым молитвам оптинской братии Царица Небесная вернула в Свою обитель драгоценный список прославленной иконы. Сейчас он находится там, где и был до своего исчезновения: в келье преподобного старца Амвросия.

По святым молитвам братии Царица Небесная вернула в обитель драгоценный список прославленной иконы

Прошло более чем двадцать лет. Седьмого января 2023 года, в день Рождества Христова и накануне праздника Собора Пресвятой Богородицы, в истории Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь случилось другое важное событие: в обитель была передана старинная икона «Спорительница хлебов», написанная при жизни преподобного Амвросия Оптинского.

Историю обретения иконы рассказывает прихожанка монастыря Вероника Сергеевна Смирнова, благодаря которой образ вернулся в обитель: 

Фото 7 (16).JPG
Икона Божией Матери
«Спорительница хлебов»
в Введенском соборе
Оптиной пустыни

«Много лет я являюсь прихожанкой монастыря Оптина пустынь, поэтому меня заинтересовало объявление в интернете о продаже иконы Божией Матери "Спорительница хлебов". Икона, датированная октябрем 1890 года, принадлежала московскому антиквару, который и выставил ее на продажу. После того как подлинность иконы была освидетельствована реставратором И. К. Медведевой, было принято решение о ее приобретении. Приобрести икону я попросила профессиональных художников и иконописцев из города Козельска И. В. Яценко и его супругу Н. Ф. Братерскую. Когда при детальном осмотре обнаружились следы реставрации иконы, мы попросили владельца более подробно изложить историю бытования образа. Выяснилось, что икона была куплена в деревне Нижнее Алопово Перемышльского района Калужской области, расположенной рядом с Шамординским женским монастырем, основанным преподобным Амвросием Оптинским. Образ находился у потомков почившей верующей старушки, которая хранила его у себя в доме в советское время. В 1990-е годы икона была приобретена калужским коллекционером и вскоре отреставрирована В. П. Седовым, по удивительному совпадению родным дядей Н. Ф. Братерской. В. П. Седов, известный московский реставратор, признанный специалист по "открытию" старых икон, снятию поновлений и записей, обнаружил под изображением "Спорительницы хлебов" другой образ – фигуры двух святых, имена которых установить не удалось, – и сообщил об этом владельцу. Промыслительно, что мастер не "снял" запись, чтобы открыть более древнее изображение. В ходе изучения иконы изображения в инфракрасном и ультрафиолетовом излучении подтвердили наличие фигур двух святых. Снимки были сделаны профессиональным фотографом В. А. Нестеренко. После приобретения иконы в 2019 году она находилась в Козельске, в доме И. В. Яценко, перед ней постоянно читался акафист Благовещению с составленным преподобным Амвросием припевом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое"».

Братия Оптиной пустыни торжественно, с колокольным звоном, встретили икону у святых врат монастыря и перенесли ее в Казанский храм. Со временем икона займет свое место в Введенском соборе у мощей преподобного Амвросия.

Перед образом «Спорительница хлебов» молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (кондак 7-й).


[1] Каширина В. В., Черкасова Г. П. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. URL: http://www.optina.ru/pub/p16/.

[2] Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Под редакцией Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 667.

[3] Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Изд. Оптиной пустыни. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1902. С. 153.

[4] Там же. С. 153.

[5] Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. С. 83–84.

[6] Каширина В. В., Черкасова Г. П. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. URL: http://www.optina.ru/pub/p16/.

[7] См. Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Михново // Православное братство Литвы: URL: http://www.pbl.lt/42-cerkov/sviatyni/349-tserkov-vo-imja-ikony-bozhiej-materi-vseh-skorbjashhih-rado....

[8] Каширина В. В., Черкасова Г. П. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. URL: http://www.optina.ru/pub/p16/.

[9]В. В. Каширина, Г. П. Черкасова. Икона Божией Матери «Спорительница Хлебов» // Сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. URL: https://www.optina.ru/pub/p16/.

Светлана Рыбакова 28 октября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить